Авторская образовательная программа "Шахматы"

Разделы: Внеклассная работа


"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В.В.Путин

Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, углублённый уровень освоения.

Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то своё. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.

Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.

В. Сухомлинский писал: “… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…”.

Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомяться с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:

- В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

- В авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

- В использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.

- В авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.

- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)

Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

В программе используются важнейшие принципы обучения:

  1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
  2. Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.
  3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.
  4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.
  5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.
  6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Кроме того, этот принцип отражён в учебно-тематическом плане программы: “Турниры”, “Анализ партий”, “Конкурсы решения задач”, “Сеанс одновременной игры”.

Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.

Цель программы:

развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Задачи.

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Условия реализации:

Рассчитан на 2 года, предназначен для детей 6-10 лет, носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся.

Группы формируются на условиях свободного набора. Шестилетние дети принимаются в группу, если успешно прошли тестирование.

1 год обучения не менее 15 человек.

2 год обучения не менее 12 человек.

Режим организации учебных занятий:

1-й год обучения: 144 часа, 4 часа в неделю:

- 2 раза по 2 часа.

2-й год обучения: 216 часов, 6 часов в неделю:

- 3 раза по 2 часа;

- 2 раза по 3 часа.

Как правило, первый этап осваивают все учащиеся.

Второй этап обучения – спортивный.

Условия реализации:

Рассчитан на 2 года, предназначен для детей 8-18 лет, носит спортивный характер, доступен учащимся, имеющим спортивные разряды. Таким образом, в группы, осваивающие 2 этап, могут быть зачислены учащиеся, желающие продолжать совершенствоваться в шахматах, а также дети, достигшие 8 лет, по результатам тестирования и собеседования с педагогом.

3 год обучения не менее 10 человек.

4 год обучения не менее 10 человек.

Режим организации учебных занятий:

3-й год обучения: 288 часов,8 часов в неделю:

- 4 раза по 2 часа;

-2 раза по 2 часа и один раз 4 часа;

- 2 раза по 3 часа и один 2 часа.

4-ый год обучения: 360 часов, 10 часов в неделю:

- 2 раза по три часа и 2 раза по 2 часа;

- 3 раза по 2 и один раз 4 часа;

- 2 раза по 3 часа и один раз 4 часа.

Во время проведения занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:

- индивидуально-групповая;

- индивидуальная;

- групповая.

Формы проведения занятий:

1. Практикум.

2. Контрольная работа.

3. Сеанс одновременной игры.

4. Турнир.

5. Блиц-турнир.

6. Конкурс.

7. Лекция.

8. Турнир.

9. Беседа.

10. Семинар.

11. Анализ партий.

12. Консультационная партия.

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:

По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:

Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:

Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

В результате освоения данной программой учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

На 1 этапе обучения

1 год обучения:

Должны знать Должны уметь
- все ходы фигур;

- шахматную нотацию;

- сравнительную ценность фигур;

- что такое шах, мат, пат;

- общие принципы игры в начале партии;

- правила поведения во время игры;

- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах);

- общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле;

- правила поведения в помещении и на улице;

- правила техники безопасности;

- правила поведения во время игры.

- ставить мат тяжёлыми фигурами;

- играть шахматную партию с записью;

- правильно вести себя в помещении и на улице;

- правильно вести себя во время игры.

2 год обучения:

Должны знать Должны уметь
- как проводить атаку на короля;

- простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном), борьбу ферзя против пешки;

- что такое открытая линия;

- 7-я, 2-я горизонталь.

- решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжелофигурные, комбинации с сочетанием идей и др.);

- играть шахматную партию с записью и часами;

- уважительно относиться к сопернику по игре.

На 2 этапе обучения

3 год обучения.

Должны знать Должны уметь
- темы шахматной стратегии (пешечный центр, подрыв пешечного центра, фигуры против пешечного центра);

- технические приёмы в эндшпиле (пешечном, ладейном).

- тренировать технику расчёта;

- решать комбинации на разные темы;

- самостоятельно работать с шахматной литературой;

- играть с записью и часами;

- играть турнирные партии;

- уметь владеть собой;

- достойно принять поражение или победу.

4 год обучения.

Должны знать Должны уметь
- темы шахматной стратегии (разноцветные слоны в миттельшпиле, форпост на открытой и полуоткрытой линии, борьба за открытую линию, роль центра при фланговых операциях);

- борьба фигуры против пешек в эндшпиле;

- лучшее пешечное расположение в эндшпиле;

- знать основные положения Шахматного кодекса РФ.

- самостоятельно анализировать позицию;

- решать комбинационные позиции с основными тактическими приёмами в три, четыре, пять ходов;

- быть эмоционально выдержанным.

Учебно-тематический план. Содержание. Приложение I, II

Методическое обеспечение. Приложение III

Список литературы. Приложение IV

Диплом. Приложение V