"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов"
вперёд".
В.В.Путин
Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную направленность, углублённый уровень освоения.
Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то своё. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.
Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.
В. Сухомлинский писал: “… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…”.
Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.
Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомяться с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:
- В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
- В авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
- В использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.
- В авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.
- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)
Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
В программе используются важнейшие принципы
обучения:
Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.
Цель программы:
развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.
Первый этап обучения – общеразвивающий.
Условия реализации:
Рассчитан на 2 года, предназначен для детей 6-10 лет, носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся.
Группы формируются на условиях свободного набора. Шестилетние дети принимаются в группу, если успешно прошли тестирование.
1 год обучения не менее 15 человек.
2 год обучения не менее 12 человек.
Режим организации учебных занятий:
1-й год обучения: 144 часа, 4 часа в неделю:
- 2 раза по 2 часа.
2-й год обучения: 216 часов, 6 часов в неделю:
- 3 раза по 2 часа;
- 2 раза по 3 часа.
Как правило, первый этап осваивают все учащиеся.
Второй этап обучения – спортивный.
Условия реализации:
Рассчитан на 2 года, предназначен для детей 8-18 лет, носит спортивный характер, доступен учащимся, имеющим спортивные разряды. Таким образом, в группы, осваивающие 2 этап, могут быть зачислены учащиеся, желающие продолжать совершенствоваться в шахматах, а также дети, достигшие 8 лет, по результатам тестирования и собеседования с педагогом.
3 год обучения не менее 10 человек.
4 год обучения не менее 10 человек.
Режим организации учебных занятий:
3-й год обучения: 288 часов,8 часов в неделю:
- 4 раза по 2 часа;
-2 раза по 2 часа и один раз 4 часа;
- 2 раза по 3 часа и один 2 часа.
4-ый год обучения: 360 часов, 10 часов в неделю:
- 2 раза по три часа и 2 раза по 2 часа;
- 3 раза по 2 и один раз 4 часа;
- 2 раза по 3 часа и один раз 4 часа.
Во время проведения занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:
- индивидуально-групповая;
- индивидуальная;
- групповая.
Формы проведения занятий:
1. Практикум.
2. Контрольная работа.
3. Сеанс одновременной игры.
4. Турнир.
5. Блиц-турнир.
6. Конкурс.
7. Лекция.
8. Турнир.
9. Беседа.
10. Семинар.
11. Анализ партий.
12. Консультационная партия.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
В результате освоения данной программой учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
На 1 этапе обучения
1 год обучения:
Должны знать | Должны уметь |
- все ходы фигур; - шахматную нотацию; - сравнительную ценность фигур; - что такое шах, мат, пат; - общие принципы игры в начале партии; - правила поведения во время игры; - тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах); - общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле; - правила поведения в помещении и на улице; - правила техники безопасности; - правила поведения во время игры. |
- ставить мат тяжёлыми фигурами; - играть шахматную партию с записью; - правильно вести себя в помещении и на улице; - правильно вести себя во время игры. |
2 год обучения:
Должны знать | Должны уметь |
- как проводить атаку на короля; - простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном), борьбу ферзя против пешки; - что такое открытая линия; - 7-я, 2-я горизонталь. |
- решать комбинации на различные
темы (коневые, пешечные, тяжелофигурные,
комбинации с сочетанием идей и др.); - играть шахматную партию с записью и часами; - уважительно относиться к сопернику по игре. |
На 2 этапе обучения
3 год обучения.
Должны знать | Должны уметь |
- темы шахматной стратегии
(пешечный центр, подрыв пешечного центра, фигуры
против пешечного центра); - технические приёмы в эндшпиле (пешечном, ладейном). |
- тренировать технику расчёта; - решать комбинации на разные темы; - самостоятельно работать с шахматной литературой; - играть с записью и часами; - играть турнирные партии; - уметь владеть собой; - достойно принять поражение или победу. |
4 год обучения.
Должны знать | Должны уметь |
- темы шахматной стратегии
(разноцветные слоны в миттельшпиле, форпост на
открытой и полуоткрытой линии, борьба за
открытую линию, роль центра при фланговых
операциях); - борьба фигуры против пешек в эндшпиле; - лучшее пешечное расположение в эндшпиле; - знать основные положения Шахматного кодекса РФ. |
- самостоятельно анализировать
позицию; - решать комбинационные позиции с основными тактическими приёмами в три, четыре, пять ходов; - быть эмоционально выдержанным. |
Учебно-тематический план. Содержание. Приложение I, II
Методическое обеспечение. Приложение III
Список литературы. Приложение IV
Диплом. Приложение V