Урок русского языка по теме «Правописание корней с чередованием гласных "е-и"». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


УМК: учебный комплекс под редакцией  В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, А.П.Еремеевой. Русский язык. Практика. 5 класс

Тип урока: открытие нового знания

Цели: содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в корне слова; с помощью практических заданий     обеспечить     понимание       учащимися орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;
деятельная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть изучаемая орфограмма;
формировать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок открытия новых знаний)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие. Высказывание добрых пожеланий.
Предлагает задание, написанное на доске:
1.Пол..гать
2.Р..стительность
3.Изл..жение
4.Прик..сновение
5.Заг..реть
6.Р..сточек
7.К..сательная
8.Оз..рение
Добавить в каждый столбик слова с той же орфограммой .

 

Вспомнить пословицы, загадки со словами, в которых есть корни с чередованием гласных о –а

 

 

 

 

Организация взаимопроверки д/з (упр.№581)

Выполняют задание, повторяют ранее изученные орфограммы, распределяют слова в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь ранее составленными алгоритмами. Работают в группах.

 

 

 

 

Называют пословицы, загадки. Например: Борода выросла, а ума не вынесла. У лжеца дом сгорел, никто ему не поверил. День денежку берёт, заря денежку куёт. Человек предполагает, а Бог располагает.
В нём зёрна, как огонь горят, зовётся этот плод (гранат).Строга и зла красавица, когда к ней прикасаются.(Роза)

Проводят взаимопроверку по образцу

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её обнаружение

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Мотивирование.
Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения

Организует беседу по повторению, подводит итог беседы, использует ИКТ.

  • О каких чередованиях звуков и букв вы знаете?

 

 

 

 

 

 

Учитель выводит текст на доску.

- Написание каких слов вызвало у вас затруднения? Почему?
-А к какой группе вы отнесёте слова собирать – соберёшь? Почему? Один это корень или разные?

 

 

 

 Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Подготовленный ученик диктует текст, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова», все записывают под диктовку.
Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки?
 Интересно собирать ягоды, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы или ягоды?! Найдёшь, соберёшь и успокоишься. А уж коли загадки разыщешь – покой потеряешь!
После записи объясняют известные орфограммы и пунктограммы.
Самопроверка. У слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.
Формулируют тему урока и цель в виде вопроса: когда мы будем писать е, а когда и?

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Целеполагание

3. Построение проекта выхода из затруднения. Воспроизведение нового знания.
Цель: постановка цели урока как собственно учебной задачи, выбор способа и средств её реализации.

На интерактивной доске выводит две колонки слов с чередованием е – и, предлагает понаблюдать за видовыми парами и выявить условия написания е - и в корне слова.

Собирать – соберу
Удирать – удеру
Отпирать – отпереть
Замирать – замереть
Вытирать – вытереть
Блистать – блестеть
Расстилать – расстелить
Выжигать – выжег

Организует составление алгоритма, записывая все версии на доске.

Проводят самостоятельное наблюдение,  анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
1.Выделим в слове корень.
2.Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
3.Если за корнем стоит суффикс А, то в корне будем писать И.
4.Если за корнем нет суффикса А, то в корне пишем Е.
Подводят итог обсуждения, составляя опорную запись и переводя правило на язык образов ( образ – орфограмма с девичьим именем Ира: ..ир+а.
Речевое проговаривание, обозначение орфограммы.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: прогнозирование, коррекция, контроль.
3.Коммуникативные:умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4. Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.

Предлагает составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Работа в парах. Составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения с соседом по парте.
Желающие составляют предложения с эпитетами, используя слова с изученной орфограммой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументации своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Цель: сменить вид деятельности

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – два хлопка, если Е – один хлопок.

Учащиеся выполняют упражнение

Личностная: установка на здоровый образ жизни и её  реализация на уроке.

5. Первичное закрепление
Цель: организация правильного выполнения типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

1.Организует проговаривание, отслеживает комментарий, организует самоконтроль учащихся.

2. Обращаясь по очереди к ученику, произносит слово на изученную орфограмму: замереть, прикасаться, прилагательное, выберешь, растереть, вымирать, отпирать.

Проговаривают правило в громкой речи, комментируют выполнение упражнения №597 учебника по алгоритму, самостоятельно контролируют себя
.
Называют родственное слово с чередующимися гласными и тут же составляют с ним предложение.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контроль.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Предлагает выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.
За всё б..рётся, да не всё удаётся.
Золотой молоток и железные ворота отп..рает.
Малая искра города подж..гает, а сама прежде всех пом..рает.
Не то золото, что бл..стит.

Учащиеся выполняют задание

Познавательные:умение действовать по аналогии.
Регулятивные: умение решать проблемы.
Личностные: волевая регуляция в ситуации затруднения; способность самооценки своих действий

7.Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Предлагает учащимся начертить кластер по изученной орфограмме.

Рефлексия
Приём «Незаконченное предложение».
На доске записаны предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
Урок мне……понравился.
Я сегодня на уроке узнал, что…..
Я ….доволен своей работой на уроке.

Выполняют задание в группах. Каждая группа чертит свой кластер на доске.

 

Заканчивают предложения.

Познавательные6 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

 

Домашнее задание: для всех: упр.№592 учебника;
( По желанию) написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова.

Оценки за урок. Максимум – 10 баллов возможно было заработать на уроке.
Ключ к оценке:
*9-10 баллов –«5»;
*7-8 баллов – «4»;
*5-6 баллов – «3»

 

 

 
Презентация