Тип урока: закрепление новых знаний.
Цель урока: закрепление знаний и умений решать задачи на движение.
Задачи урока:
Образовательная:
- закрепить знания о взаимосвязи скорости, времени и расстояния;
- закрепить умение использовать полученные знания при решении задач на движение одного объекта;
- вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки при выполнении арифметических действий над числами в переделах 1000;
- учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
Развивающая:
- развивать логическое мышление;
- развивать математическую речь учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Метапредметные умения:
1. Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения заданий.
2. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью, самооценка деятельности на уроке.
3. Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в парах.
Предметные умения: решать задач на движение одного объекта, вырабатывать и совершенствовать вычислительные навыки, развивать практический навык работы с величинами.
Личностные умения: позитивное отношение к решению проблемы, накопление опыта в решении задач, решение житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу, понимание собственных достижений.
Оборудование: Демидова Т.Е. и др. Математика. Учебник. З класс, часть 3; А.Г. Ванцян Материалы курса «Об особенностях обучения математике в начальной школе в свете требований новых образовательных стандартов»; мультимедийный проектор, карточки с заданиями, таблицы для заполнения, жетоны.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Будем мы решать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы – ученики!
Приветствие. Посадка. Оформление тетрадей.
2. Постановка проблемы.
Учащиеся читают задание на карточках. Им предложены 3 различные задачи по рядам.
В ходе фронтальной беседы выясняем: даны задачи на движение одного объекта; задачи в несколько действий; движение состоит из двух этапов:1 день и 2 день, туда и обратно, проделан некоторый путь и ещё сколько-то осталось; в задачах выполняем действия не только с использованием зависимостей расстояния, скорости и времени, но и с одноименными величинами. Учащиеся делают вывод, что тема урока «Решение задач на движение». Слайд 1.
3. АОЗ.
Устная фронтальная работа.
Слайд 2.
-Найди закономерность и продолжи ряд:
3ч→240мин→5ч→360мин→…→…→…→…
Слайд 3.
-Какая величина лишняя:
300 м/мин, 26 м/с, 125 км/ч, 5 дм, 2 мм/с, 15 км/ч.
-С единицами измерения каких величин мы сейчас работали? (Расстояние, скорость, время – слова появляются на доске)
-Что такое скорость? (Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени)
-Как найти скорость? (Скорость равна расстоянию, делённому на время)
-Как найти расстояние? (Расстояние равно скорости, умноженной на время)
-Как найти время? (Время движения равно расстоянию, делённому на время)
(На доске появляются записи: s=v·t, v =s:t, t=s:v)
Индивидуальная работа, самопроверка. Слайд 4.
-Установи соответствие (раздаточный материал)
Кенгуру, гепард, катер, вертолет, улитка, орел.
30 м/с, 250 км/ч, 110 км/ч, 2 мм/с, 15 км/ч, 50 км/ч
Устная фронтальная работа.
-Кто бежит быстрее: гепард или кенгуру? Почему? (скорость больше)
Что движется медленнее: катер или вертолёт? Почему? (скорость меньше)
- Выполни все возможные действия (Слайд 5): 10 км/ч, 6 ч, 200 км, 4ч, 100км, 2, 80 км/ч (учащиеся выполняют действия, делают выводы).
4. Решение задач.
1) Заполни таблицу (раздаточный материал, работа в парах, самопроверка, Слайд 6.)
v |
t |
s |
180 км/ч |
2ч |
|
12 м/с |
|
360м |
|
2мин |
1000м |
2) Фронтальная работа. Решение задач, рассмотренных на 2 этапе. С каждого
ряда по 1 ученику решают свою задачу у доски, все учащиеся работают в тетрадях. Задачи 3, стр. 40 учебника.
а) Яхта «Попрыгунья» отправилась от Кокосовых островов к берегам Индии. В первый день она прошла до ближайшего острова 66 км, двигаясь со скоростью 11 км/ч, а во второй день – 90 км, двигаясь со скоростью 10 км/ч. Сколько времени «Попрыгунья» была в пути за эти два дня?
|
v |
t |
s |
I день |
|
|
|
II день |
|
|
|
б) От борта яхты на берег туристов доставил катер. Расстояние от берега до борта яхты он прошёл со скоростью 12 км/ч. С какой скоростью катер двигался на обратном пути, если обратно он шёл 3 ч?
|
v |
t |
s |
Туда |
|
|
|
Обратно |
|
|
|
в) От порта до аэровокзала туристы ехали на автобусе 2 часа со скоростью 65 км/ч, и им осталось ещё проехать 300 км. Какое расстояние от порта до аэровокзала?
Физминутка.
Слайд 7.
Прочитайте задачи. Чем похожи задачи? Чем отличаются задачи?
Решение задач по вариантам, взаимопроверка (Слайд 8.).
Задача 1. За 2 часа поезд прошел 150 км. Какой путь пройдет поезд за следующие 3 часа, если он увеличит свою скорость на 15 км/ч?
Задача 2. Автомобиль ехал два часа со скоростью 96 км/ч. Затем начался дождь, и водителю пришлось снизить скорость в два раза. Через час после этого автомобиль доехал до пункта назначения. Какой путь проехал автомобиль?
4) Выполни действия: (Учащиеся самостоятельно по вариантам решают примеры. Совместное заполнение таблиц. Краткая беседа о правилах дорожного движения) Слайд 9.
1 вариант
434:7·3 - П
(800-732:6):2 – О
2 вариант
(532-142):3 - А
226·2-149·3 – Ж
3 вариант
(295+254):9·5 - Г
(800-68):6·2 – Р
4 вариант
(190+450):80 - И
198·4-365:5 – Е
5 вариант
(203·4-120):2 -В
(405·2+90):6 – Н
6 вариант
550:5·9 - Л
(532:2-186)·9 –Д
Слайд 10.
186 |
244 |
130 |
346 |
8 |
990 |
130 |
п |
р |
а |
в |
и |
л |
а |
720 |
339 |
244 |
339 |
5 |
150 |
339 |
305 |
339 |
д |
о |
р |
о |
ж |
н |
о |
г |
о |
720 |
346 |
8 |
5 |
719 |
150 |
8 |
|
д |
в |
и |
ж |
е |
н |
и |
я |
5. Постановка домашнего задания.
Практическое задание. Предположим, что скорость каждого из вас 60 м/мин. Узнайте расстояние от школы до библиотеки.
6. Рефлексия.
Слайд 11.
«Лестница успеха»
Первая ступень «Ничего не понятно» - черный жетон.
Вторая ступень «Иногда испытывал затруднения» - красный жетон.
Третья ступень «Все понятно. Трудностей не испытывал» - желтый жетон.
Четвертая ступень «Хочу знать больше» - зеленый жетон.
7. Итог урока.
Учитель подводит итог урока с учетом этапа «Рефлексия».