Урок по теме "Положительные и отрицательные числа". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели:

  • содержательная: расширение понятийной базы по смысловой линии «Числа» за счет включения в нее новых элементов (положительные и отрицательные числа);
  • деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать известные способы действий в новых ситуациях (построение отрицательного направления координатной прямой);
  • личностные: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Ход урока.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
 Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
(Приложение 1)
Подскажите, пожалуйста, с какими математическими объектами мы с вами работает на этой неделе? (перемещения, векторы, путь)
Кто попробует объяснить суть каждого из понятий?
Изобразите в тетрадях перемещение, путь, вектор.
Какие две характеристики описывают вектор? (направление, модуль)
Какие векторы называют сонаправленными?
Изобразите сонаправленные векторы.
Какие векторы называют противоположно направленными?
Изобразите противоположно направленные векторы.
Какой знак в математике описывает противоположное направление вектора?

2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Давайте решим задачу, изобразив наше решение на чертеже. Портовый кран движется по рельсам вдоль причала с запада на восток. Начав работу. Кран проехал в направлении на восток 300м, а потом в направлении на запад 200м. На сколько метров и в каком направлении кран в результате переместился? (на 100м на восток)
А теперь поменяем условие движения. После движения на восток на 300 м кран двинулся на 400 м на запад. На сколько метров и в каком направлении кран в результате переместился?(на 100м на запад)
В чем разница между ответами? (задача показывает, что иногда приходится интересоваться не только числами, но и противоположными направлениями…)
Приведите примеры противоположных направлений (вверх на…-вниз на…,…)
Придумайте задачу из жизни, описывающую не только получение числовой характеристики вектора, но и направления.
Давайте решим предложенные вами задачи.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Чертеж нам помог решить задачу, но у нас возникла проблема… в записи числа с противоположными направлениями, а так же в их названиях.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка
целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Кто может придумать тему урока? (Что такое положительные и отрицательные числа? Как их изображают?)
Где используют положительные и отрицательные числа? (историческая справка – это домашнее задание с предыдущего урока)
Предложите, пожалуйста, способ построения положительных и отрицательных чисел на координатной прямой
Давайте вспомним, что называют координатной прямой, а также правила построения координатной прямой.

5. Этап реализации построенного проекта
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Учебник, с.79 №11. Найдите координаты отмеченных точек. На трех представленных чертежах даны прямые без указания направления положительного направления, т.е. ребятам самостоятельно надо определить направление координатной прямой (рисунок 1)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Учебник, с.79 № 12. На координатной прямой изображены числа. Отметьте противоположные им числа.

7.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Основной целью этапа самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону является интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Учебник, с.79 №10. Отметьте на координатной прямой точки с координатами.

8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Какие числа называются положительными и отрицательными? Как изображаются положительные и отрицательные числа на координатной прямой?

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Домашнее задание