Цель: Сформировать представление о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения и анализа графиков и диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц.
Задачи урока:
Обучающие:
- Расширить и углубить представление о графиках и диаграммах как способе визуализации информации
- Формировать навыки
- структурирования информации,
- построения графиков и диаграмм различных типов, исходя из задач моделирования, в среде электронных таблиц,
- рационального мышления, приводящего к выбору оптимального решения,
- анализа визуального представления информации.
Развивающие:
- Развивать внимание, образное и логическое мышление, познавательный интерес учащихся
- Формировать компьютерную грамотность учащихся
Воспитывающие:
- Формировать умение слушать инструктаж учителя.
- Воспитывать информационную культуру.
- Формировать навыки самостоятельной работы.
- Развивать у учащихся интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Оборудование: компьютер с проектором; презентация; карточки с заданиями для учащихся; учебники.
Ход урока
I. Орг. момент
Здравствуйте! Садитесь! Хочу начать урок с описания конкретной жизненной ситуации. Необходимо записать файл определенного объема на жесткий диск компьютера. Как визуально определить соотношение свободного и занятого пространства жесткого диска? (Слайд 2)
Или другой пример. Имея данные по успеваемости класса за четверть, надо выполнив сравнение, подвести итог. (Слайд 3)
Проблемный вопрос: Как видим, таблица мало информативна, анализ затрудняется. Что можно сделать, чтобы облегчить задачу?
Как вы считаете, какая проблема в этой ситуации? Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики. Как представить большой объем информации в наглядном виде?
Актуализация полученных знаний
Учитель. Человеку трудно воспринимать информацию в виде чисел, особенно если чисел много. Поэтому были изобретены разные способы и приемы для облегчения работы с числами. Первое, что помогает, - упорядочение данных, размещение их в таблице. В таблицы записывают результаты измерений и наблюдений, в таблицах производят расчеты.
Работа в парах Найдите, какой из мальчиков пробежал дистанцию лучше всех.
Баутин Дима, имеющий рост 168 см, вес 56 кг прыгнул в длину с места на 197 см, получив отметку 5, пробежал 1000 м за 220 с, получив 5; Голубев Миша – 159 см, 48 кг прыгнул на 178 см с отметкой 4 и пробежал за 263 с, получив 4; Куликов Иван – 164 см, 60 кг прыгнул на 159 см («3») и пробежал за 306 с («3»).
На поиск ответа вы затратили достаточно много времени. А теперь представьте задачу в виде таблицы и найдите, кто прыгнул хуже всех и с каким результатом. Теперь обменяйтесь тетрадями и выполните проверку. (Слайд 6)
Выполнив задание, мы наглядно видим, что использование таблиц значительно облегчает поиск нужных сведений.
Но во многих случаях восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека. Таблицы не дают наглядного представления о соотношении величин, о развитии процессов, изменении величин.
Каким же образом можно визуализировать большой объем однотипных табличных данных?
Учащиеся. Сделать наглядным большой объем однотипных данных можно, построив по таблицам график или диаграмму.
Учитель. С помощью чего можно наглядно представить процесс изменения величин? (С помощью графика.)
Каким образом можно дать наглядное представление о соотношении величин? (С помощью диаграмм)
От чего зависит выбор того или иного вида информационной модели? (От целей моделирования).
II. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы выяснили, что содержащаяся в таблице информация будет более наглядной и легко воспринимаемой (визуализированной) при использовании графиков или диаграмм. Рассмотрим области их применения. (Слайды 7- 14)
Объект | Применение |
График | Позволяет отслеживать динамику изменения данных. |
Диаграмма круговая | Отражает соотношение тех или иных величин, если сравниваемые величины в сумме образуют 100%. Позволяют увидеть доли и значения. |
Столбчатые диаграммы (гистограммы) | Служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Можно не только сравнить величины, но и точно указать их количество. Столбики располагаются вертикально. |
Столбчатые диаграммы (линейчатые) | Служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Можно не только сравнить величины, но и точно указать их количество. Столбики располагаются горизонтально. |
Лепестковая диаграмма | Для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось. Оси берут начало из центра диаграммы. |
Ученики знакомятся с видами диаграмм и отвечают на вопросы (Презентация).
Рассмотренные примеры демонстрируют, что графики и диаграммы широко используются для визуализации данных в различных сферах деятельности человека.
Учитель Рассмотрим алгоритм построения диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это работающее в диалоговом режиме средство, которое посредством использования пошаговых инструкций, размещаемых в диалоговых окнах, подскажет, что надо делать.
Алгоритм построения диаграммы:
- Создать таблицу, данные из которой будут отображаться на графике или диаграмме;
- Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;
- Вызвать мастер диаграмм для пошагового создания диаграммы;
- Выбрать тип диаграммы, исходя из целей визуализации;
- Уточнить источники исходных данных;
- Задать параметры, которые будут размещены на диаграмме;
- Выбрать способ размещения диаграммы.
После построения и размещения диаграммы результат можно редактировать, в целом весь объект и каждый элемент по отдельности, добавлять или удалять компоненты, а также производить их форматирование.
Оформление диаграммы:
- Название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки)
- Отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси)
- Отображение сетки линий (вкладка Линии сетей)
- Описание построения графиков (вкладка Легенда) - Легенда – подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием узора или цвета.
- Отображение надписей (вкладка Подписи данных)
- Представление данных (вкладка Таблицы данных)
III. Физкультминутка
IV. Практическая работа
Рассмотрим пример выполнения задания. ((Слайды 17-19)
Сейчас вы должны сесть за компьютеры и выполнить задания, предварительно выбрав вид графики, который будете использовать.
Учащиеся получают индивидуальные карточки заданий. (Приложение). Учитель координирует работу учащихся, контролируя результаты каждого ученика.
V. Подведение итогов
Для обоснованного принятия решения часто бывает полезно представить исходные данные наглядно – в виде графиков и диаграмм. Они строятся на основании числовых данных, размещенных в таблицах. Автоматизировать построение диаграмм можно с помощью электронных таблиц, в чем вы и убедились, выполнив практические задания.
Выставление отметок за таблицу и практическую работу.
VI. Домашнее задание
§2.9, вопросы и задания после параграфа
Использованные источники:
- Л.Л. Босова, учебник для 7 класса "Информатика и ИКТ", – М.: Бином, 2010.
- Л.Л. Босова, рабочая тетрадь для 7 класса "Информатика и ИКТ", – М.: Бином, 2010.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, методическое пособие "Информатика и ИКТ" 5-7 классы, – М.: Бином, 2010.
- Сайт издательства Бином, авторская мастерская Л.Л. Босовой, metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
- А.В. Горячев, В.Г. Герасимова и др., «Информатика 8 класс книга 1», – М.:БАЛАСС, 2013.
- Microsoft Excel. Задачник svisloch.school2.at.tut.by/Microsoft_Excel/index17.htm