Занятие в творческой мастерской "Тестопластика"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тема: «Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества»

Цель: слепить объёмную композицию «Цветущий кактус»

Задачи

  • познакомить с историей праздника День защитника Отечества;
  • расширить знания учащихся об истории возникновения поделок из солёного теста;
  • приобщать детей к народному искусству;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
  • развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • вызвать желание дарить радость другим людям

Тип занятия занятие с использованием ИКТ и ЦОР

Оборудование

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация

Материалы и инструменты

  • солёное тесто для лепки 3-х цветов: коричневое, зелёное, красное;
  • доски для лепки;
  • стеки;
  • маленькие пластиковые горшочки;
  • стаканчики с водой, кисти;
  • зубочистки, шпажки;
  • скалка;
  • фольга;
  • упаковочная лента;
  • влажные салфетки.

Ход занятия

Организационный момент (Слайд №1)

Актуализация знаний

Добро пожаловать на очередное занятие в нашем кружке. Как называется кружок? (Тестопластика). Чем мы занимаемся в творческой мастерской? (Лепим поделки). Скажите, из какого материала мы изготавливаем поделки? (Из солёного теста). Знаете ли вы, ребята, сколько лет искусству лепки из солёного теста? Даже учёные затрудняются точно ответить на этот вопрос. Однако известно, что уже в стародавние времена, очень много столетий назад люди начали лепить хлебные лепёшки, а затем и декоративные изделия, и выпекать их на раскалённых камнях. А потом эти поделки дарили с пожеланиями плодородия, богатства, удачи. И этим творчеством занимались не только наши предки славяне, но и люди других национальностей, живущих на разных континентах.

Викторина

Сейчас мы проверим, кто из вас лучше знает историю лепки изделий из теста. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы.

 (Слайд №2)

 Для чего древние греки, римляне и египтяне использовали фигурки из солёного теста?

  • для жертвоприношений богам,
  • для еды,
  • как детские игрушки.

(Слайд №3)

Жёны рыбаков, прощаясь с мужьями перед плаванием, давали им солёные изделия
- для того, чтобы напоминали о доме,

  • на счастье,
  • верили, что фигурки послужат оберегами, и мужья вернуться домой.

(Слайд №4)

В Германии и Скандинавии изготавливали ёлочные игрушки сначала из сладкого теста, однако вынуждены были поменять рецепт и добавить в тесто много соли. Для чего это было сделано?

  • чтобы фигурки не съели дети раньше Рождества,
  • чтобы их не унесли с собой гости,
  • чтобы их не испортили мышки.

(Слайд №5)

В Китае, начиная с 17 века, из солёного теста изготавливали

  • посуду,
  • марионеток,
  • шляпки.

(Слайд №6)

Как назывались фигурные изделия из теста, имеющие вид птицы, которые выпекались славянами весной, перед прилётом птиц

  • жаворонки,
  • соловьи,
  • снегири.

(Слайд №7)

На Руси и Украине фигурки из теста, с пожеланиями счастья, здоровья, богатства, удачи принято было дарить на праздник

  • День рождения,
  • свадьба,
  • Новый год.

(Слайд №8)

Русская народная сказка, где главный герой – хлеб

  • «Теремок»,
  • «Колобок»,
  • «Репка».

(Слайд №9)

Как сейчас называются поделки из теста и соли

  • коровки,
  • козули,
  • мукосольки.

Чего не должно быть в рецепте приготовления теста для поделок

  • соли,
  • сахара,
  • муки,
  • воды?

Молодцы ребята, справились со всеми вопросами викторины!

Постановка проблемы.

(Слайд №10)

Теперь, ребята, скажите, что у меня в руке? (Держу кусок зелёного теста). Знаете, это не простое тесто, а волшебное.

Комочек соленого теста –
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.
Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.

Я смотрю на него внимательно и вижу подарок. Как вы думаете, сегодня, когда на дворе февраль, для кого тут у меня в руке спрятался подарок? (Для папы, или любого близкого мужчины). Молодцы ребята, отгадали мой секрет! Кто же из вас может сообщить тему нашего занятия?

Сообщение темы занятия

«Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества» (формулируют дети).

Рассказ учителя об истории праздника.

(Слайд №11)

Знаете, что такое название праздника 23 февраля в Российской истории существует с 1995 года. А первым его названием было День Красной армии и флота. Когда в феврале 1918 года заканчивалась 1 мировая война, и Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. В честь этого события провозгласили праздник. (Слайд №12) Затем, уже после 2 Мировой войны, в 1949 году, когда Красную армию переименовали в Советскую, название праздника тоже изменили – День Советской Армии и Военно – Морского флота. Ныне его переименовали в День защитника Отечества. (Слайд №13)Это всенародный праздник, вселяющий в нас радость. В этот день чествуют всех защитников, от мала до велика, и нынешних, и будущих, и бывших, ведь вооружённые силы страны хранят наш мир и покой. В настоящее время мы можем быть спокойны за мир на нашей родной земле, за чистое небо над головой, благодаря настоящим защитникам и патриотам России.

Кого мы будем поздравлять в этот день? Считается, что это мужской праздник, а женщин поздравляют 23 февраля? Правильно, женщин – ветеранов войн, а также женщин – военных, которые призваны защищать мирных жителей, можно тоже поздравить с Днём защитника Отечества.

Сообщение названия изделия (Слайд №14)

Сейчас послушайте загадку, отгадав которую вы узнаете, что же мы будем изготавливать.

Из пустынь пришёл ко мне
Ёж, живущий на окне.
Толстенький, зелёный,
В солнышко влюблённый.
Пьёт он мало, ест чуть – чуть,
А зимой – ему б вздремнуть.
И тогда весенним днём,
Обернётся ёж … цветком (кактус).

(Слайды №15-21)

Да, мы сегодня будем лепить из теста кактус. Что вы знаете об этом растении?
Кактусов многочисленное семейство. Насчитывается несколько тысяч видов кактусов. Их родина – Америка, но теперь они живут почти везде. Какая главная отличительная особенность кактусов? Знаете ли вы, для чего кактусу колючки? Оказывается не только для защиты от травоядных животных. Это уникальное растение с помощью колючек поглощает влагу из утренней росы, а также защищает ствол от палящего солнца. Вот как приспособился к жизни в знойном, жарком климате пустыни! Вот такое это неприхотливое, стойкое, выживающее в любых условиях растение. Поэтому именно его мы подарим нашим защитникам.

А у нас с вами к концу занятия должен выйти вот такой комнатный цветок (Демонстрирую кактус).

Физминутка.

Скажите, ребята, знаете ли вы, где из обычных молодых мальчишек воспитывают защитников Отечества, таких стойких, как неприхотливое растение кактус? Где учат их разбираться в современном оружии, приучают к строгой дисциплине, формируют в мужчинах чувство патриотизма и ответственности за свою Родину? Правильно, в армии. А ещё в армии много времени уделяют физическому воспитанию молодых бойцов и их спортивной подготовке. Хотели бы вы увидеть армейскую зарядку? А выполнить её? Тогда, на армейскую физминутку становись! (Приложение №2)

Изготовление изделия

Итак, приступим к работе! Проверьте, всё ли необходимое для работы у вас есть на столе. Уважаемые гости, если не боитесь испачкать руки, приглашаем вас тоже слепить подарок кому-то близкому.

(Слайд №22)

Мы начнём лепку с подготовки горшка, в котором будет расти кактус. У вас имеются на столах такие горшочки. Чтобы не использовать слишком много теста, которое будет долго сохнуть, на дно горшка мы положим лепёшку из фольги. Возьмите 1 кусок фольги, сомните его и плотно утрамбуйте им дно горшка. (Слайды №23-24)

Поверх фольги положим «землю». Скатайте шар из коричневого теста и уложите его в горшок. (Слайд №25)

Приступаем к самому главному - лепке кактуса. (Слайд №26) Опять сначала используем фольгу. Катаем из неё шар. Теперь работаем с зелёным тестом. (Слайд №27)

Отделите от общего куска немного теста, из которого будем потом лепить шишку, и отложите его. (Слайды №28-30) Из всего теста катаем шар, раскладываем его на доске и приминаем руками. Полученный блин раскатываем скалкой. (Слайды №31-33)

Теперь в центр теста кладём шарик из фольги и начинаем аккуратно заворачивать его внутрь блина. (Слайд №34) Берём шпажку и острой стороной протыкаем кактус. Посадили шар на палочку? Тогда смело втыкайте её в горшок с землёй. (Слайд №35)

Чтобы кактус выглядел более реалистично, снизу вверх делаем стержнем или шпажкой углубления-прожилки, как дольки апельсина. (Слайд №36) Только мы их намечаем лишь снизу и сверху, с боков кактус пусть будет ровным.

Кактус сидит, теперь слепим его деточку-шишку. (Слайд №37) Для маленького шара нам не нужна фольга. Катаем шар, сажаем на зубочистку и втыкаем в кактус. (Слайд №38)

Если вы захотите посадить шишечку сбоку, то она, под тяжестью теста, может съехать вниз. Поэтому лучше прилепить её ближе к макушке кактуса, или на саму макушку. Если у вас тесто суховатое, не забудьте смазать места соединения деталей мокрой кисточкой. На маленьком отростке сделайте такие же прожилки. (Слайд №39)

При хорошем уходе кактус радует хозяев цветением. Цветёт он редко, но цветы необычайно красивы. Украсим кактус цветком. Возьмите красное тесто и раскатайте его колбаской. (Слайд №40) Разрежьте стекой колбаску на маленькие кусочки. (Слайд №41)

Теперь нам нужны 3 куска. Скатайте из них шарики. Из них сделаем лепёшечки. (Слайд №42) Причём постарайтесь, чтобы они получились не одинаковые, а с уменьшением диаметра. (Слайд №43) Самую большую кладём первой, за ней поменьше, и самая маленькая. Теперь аккуратно закручиваем, начиная с большего, наш цветок. (Слайд №44)

Получился? Если он вышел больше, чем надо, подрежьте нижнюю часть. Надеваем его на зубочистку и втыкаем в кактус. (Слайд №43) (Если останется время, можно слепить ещё один цветок).

Сейчас последний, но очень важный этап – кто догадался, что нам ещё необходимо сделать? Правильно, кактус не бывает без колючек. У вас на столах колючки от зубочисток. Воткните их в произвольном порядке в кактус. Аккуратно, не спешите, колючки острые! (Слайд №46)

Выставка работ.

Давайте полюбуемся на наш питомник! Для кого вы сделали подарок? Какие у вас получились замечательные кактусы! Вы можете дома ещё украсить работу, но не кактус, а горшок. (Слайд №47) С маминого разрешения и под её контролем, вы можете на нём написать что-нибудь или нарисовать лаком для ногтей. А на землю набросать бисера. Декорируйте свой подарок, и он будет совсем не такой как у всех.

Подведение итога занятия

Что нового вы узнали? Что научились делать? Вам понравилась работа? Мне тоже понравилось занятие, то как вы отвечали, и конечно ваши бесподобные поделки. Вы молодцы! Спасибо!

Уборка рабочих мест.

Литература:

  1. И.Ю. Глебова «Комочек соленого теста» М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009
  2. http://allforchildren.ru/
  3. http://www.collection-zagadok.ru/
  4. http://rpp.nashaucheba.ru/
  5. http://testo-bistro.ru/
  6. http://ru.wikipedia.org/
  7. http://www.cactuslove.ru/
  8. http://www.kak-tuz.ru/