Классный час "В гостях у картин"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цель: приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры.

Задачи:

  • познакомить учащихся с некоторыми жанрами живописи;
  • дать представление об особенностях творчества великих русских художников В.Г. Перова, И.И.Левитана, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и др.;
  • развивать умение читать картину, чувствовать её основное настроение и находить точные слова для его выражения.

(слайд 1) Сегодня мы с вами в гостях у картин. Познакомимся с некоторыми шедеврами русской живописи. Древнекитайский художник Ван Вэй писал “Живопись – это поэма в красках”.

(слайд 2) Судьба картины

(слайд 3) По-разному складываются судьбы картин, как и судьбы их героев. И первое наше знакомство мне бы хотелось начать с картины Перова “Тройка”.

Давно уже волновала Василия Григорьевича Перова участь деревенских мальчиков, которых привозили в Москву крестьяне и отдавали в учение мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми были для ребятишек годы учения: пинки, подзатыльники, долгие часы труда в душной мастерской, да сверх того непосильная работа по дому. Об этих маленьких обездоленных тружениках и решил написать картину Перов. Конечно, он мог бы изобразить своих героев в мастерской, за работой, но художнику нужно было совсем другое: он хотел не просто рассказывать людям о тяжелом труде этих ребятишек, он хотел, чтобы картина его кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям. Так была задумана картина “Тройка”.

(слайд 4) ...Зимний вьюжный вечер. По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей монастырской стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!

Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее черных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки. Тяжелые санки раскачиваются на ухабах, вода выплескивается через край. Случайный прохожий и то не выдержал – подбежал и толкает плечом тяжелую бочку, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук. А ребята тянут и тянут, и долго еще им тащить сани по крутой обледенелой дороге...

(слайд 5) Этюды двух ребятишек давно были готовы. Художник уже отчетливо представлял себе всю картину, даже собаку, бегущую впереди, но нигде не мог найти мальчика – главного героя картины. Работа затягивалась.

И вот однажды, в весеннее утро, бродя по московским улицам, Перов увидел большую группу усталых путников. Художник стал всматриваться в лица – и вдруг он заметил немолодую крестьянку, а рядом с ней мальчика. (слайд 6) Нет, не только лицо – весь облик ребенка, повадки, одежда – все так и просилось в картину.

Не выдавая волнения, художник осторожно вступил в разговор с женщиной. Оказалось, что она пришла издалека поклониться святыням Троице-Сергиевой лавры, и в Москве нет у нее ни родных, ни знакомых.

- Так идемте ко мне, тетушка Марья! У меня отдохнете с дороги.

Напоив гостей чаем, хозяин провел их в свою мастерскую и показал начатую картину. Но каких трудов стоило ему объяснить женщине, насколько нужно ему сделать с мальчика хотя бы один набросок. Сеанс начался. Мальчик сидел отлично, мать примостилась тут же неподалеку. Она говорила о голоде, о болезнях, о том, как схоронила мужа, как умерли все дети, и остался теперь один только Васенька. Художник слушал ее и торопливо набрасывал на холсте лицо мальчика. Наконец этюд был написан. (слайд 7) Вскоре была закончена и картина. Она побывала на выставке в Петербурге, Москве, Париже и имела огромный успех. Затем ее приобрел для своей галереи знаток и любитель живописи Павел Михайлович Третьяков.

Прошло три года. Однажды утром Перову передали, что его хочет видеть какая-то деревенская женщина. Он вышел. Сколько ни всматривался художник в изрезанное морщинами лицо посетительницы, но не мог вспомнить, где встречался с нею. Все на крестьянке было ветхим, все говорило о крайней бедности: и полинялый, сбившийся набок платок, и огромные, покрытые толстым слоем грязи лапти. Увидев хозяина дома, крестьянка засуетилась: опустила на пол котомку, достала узелок и стала совать его в руки художнику.

За сотни верст пришла эта бедная женщина из дальней рязанской деревни. Она скопила немного медяков и теперь хотела купить у художника картину.

- Какую картину? – удивился Перов.

- Васенька... сынок мой, - зашептала женщина. – Портрет Вы с него снимали.

Только тогда понял художник, что перед ним тетка Марья, мать Васи. Утирая слезы, женщина рассказала, что в прошлом году сын ее умер от оспы. Она пришла за картиной. Художник объяснил, что картина ему не принадлежит.

- Хоть бы одним глазком взглянуть...

Перов повез гостью на квартиру к Третьякову.

Павел Михайлович Третьяков сразу же разрешил женщине посмотреть картину. Художник шел впереди по богато убранным покоям, сплошь увешанным полотнами знаменитых русских живописцев, а старушка спешила следом, осторожно ступая лаптями по гладкому паркету.

“А ведь она сама не найдет картины..” - думал Перов. Вступив в гостиную, где среди десятков полотен была повешена его “Тройка”, сказал:

- Вот мы и пришли, тетушка Марья.

Но он ошибся. Женщина обвела взглядом стены и вдруг стремительно бросилась именно к той картине, где был изображен ее мальчик. Подбежав вплотную, она всплеснула руками и вскрикнула со слезами в голосе:

- Батюшка мой! Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! - вскрикнула тетушка Марья и, уронив голову, опустилась на колени перед картиной.

Перов оставил ее одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и... молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь.

Уходя из гостиной, женщина низко, в пояс, поклонилась картине и сказала:

- Прости, моё дорогое дитя, прости мой милый Васенька!

Провожая крестьянку, Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и в том же году послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Спустя много лет Перов с грустью и теплотой вспоминал о своей нерадостной встрече с матерью Васи: “Жива ли ты теперь, моя горемычная? Если да, то посылаю тебе мой сердечный привет”.

Читаем картину (слайд 8)

(слайд 9) В.Г. Перов “Приезд гувернантки в купеческий дом”

Как и большинство работ художника, картина “Приезд гувернантки в купеческий дом” скромна по краскам. Перед нами – комната в зажиточном купеческом доме. В центре картины и центре внимания – молодая девушка. Она только что окончила учение и, после долгой дороги, вступает в чужой дом, где будет учить и воспитывать купеческую дочку. Вся семья высыпала ей навстречу. Впереди хозяин – толстый купец. Рядом с ним – франтовый сынок, позади – все домочадцы. Слуги и те сбежались поглядеть на приезжую и выглядывают из передней. Что же это за люди? Как встретили они гувернантку? Что ожидает девушку в купеческом доме? Обо всем это подробно рассказывает картина. Попробуем же прочесть этот рассказ. И в этом мне помогут ...

Картина нам подробно рассказывает о каждом герое, о его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины.

(слайд 10) Девушка только что вошла в комнату. На ее лице видно смущение. Она почти отвернулась от нас, но мы замечаем ее волнение. Девушка пытается достать из сумочки листок бумаги. Это рекомендательное письмо, его нужно сейчас же отдать купцу, а руки дрожат от волнения, не слушаются.

От письма зависит очень многое. Наверное, мать девушки выпросила его у какого-нибудь знатного покровителя. И сейчас в этом письме вся судьба девушки, вся ее надежда на кусок хлеба, на скудный тяжелый заработок.

(слайд 11) Хозяина и его семейство художник обрисовал с беспощадной правдой.

Купец широко расставил ноги, обутые в русские сапоги: он стоит уверенно, как хозяин, воле которого в этом доме никто не смеет перечить. А сынок воспитан на “европейский манер”: он скрестил свои ножки с самым независимым видом.

Теперь переведем взгляд выше – на руки хозяина. Это не рабочие руки, это руки сытого

человека. Пальцы растопырены: ими только деньги считать! Купец только что встал с постели. Он едва потрудился запахнуть полы своего халата, да и то сделал-то это кое-как: одна пола выше, другая ниже.

Но главное на картине, - конечно, лица. На лице у купца мы читаем плохо скрытое недовольство. Видно, что он предпочел бы нанять для дочки “настоящую мадаму”, француженку с модными манерами, но скупость и купеческая расчетливость заставили его выписать учительницу подешевле. Он смотрит в упор на гувернантку и уже сомневается: а сможет ли эта хрупкая девушка обучить его дочку всем “деликатным наукам” - щебетать по-французски и бренчать на фортепьяно. Лицо сына полно иронии: этот франтик с завитыми кудрями и модным галстучком считает себя умнее всех и, конечно умнее этой бедно одетой девушки.

(слайд 12) Из дверей справа выглядывает еще одна героиня – дочка купца, которую будет обучать гувернантка. На ее лице одновременно и любопытство, и испуг: не будет ли новая учительница слишком строгой? Да и папенька не помилует, если будет она плохо готовить уроки!.. Сзади купца, за его локтем, стоит хозяйка. Узнав о приезде гувернантки, она бросила свою работу на кухне и пришла посмотреть на девушку, даже не успела спустить засученные рукава.

(слайд 13) А слева из передней выглядывают слуги. И здесь у каждого свое выражение! Служанка смотрит с сочувствием: кто-кто, а она-то знает, как живется слугам в этом доме, а гувернантка – это тоже слуга. Усатый лакей глядит с любопытством, а мальчишка смеется: девушка для него чужая, из города – барышня, из господ. Ему смешон и городской костюм девушки, и ее робкие манеры, - такая не сумеет постоять за себя.

(слайд 14) В картинах Перова в рассказе принимают участие не только люди, но и все предметы, изображенные художником. Они помогают нам узнать хоть что-нибудь о прошлом героев картины.

Слева, у раскрытой двери, стоит на полу чемодан, а на нем картонка. Нетрудно догадаться, что это вещи только что внесли, т.к. они поставлены на дороге. Старенький чемодан и картонка – это всё, что привезла с собой гувернантка. Своим скромным видом они ещё раз говорят о бедности девушки. Вещи покрыты пылью, - значит, девушка совершила неблизкий путь. Но это не деревенский сундучок, а чемодан с медными замками, сделанный городским мастером.

Ещё интереснее картонка для шляпы. На ней наклейка модной фирмы. Это говорит нам о том, что гувернантка приехала в провинциальный купеческий дом из столицы, что семья её когда-то знавала и лучшие времена. Возможно, что отец и мать девушки бывали и за границей, отдыхали на модных курортах и привезли с собой эту картонку. А теперь, после смерти отца, семья впала в бедность, и девушка вынуждена искать заработка у чужих людей. Так маленькая деталь раскрывает перед нами еще одну страницу биографии молодой гувернантки.

(слайд 15) Художником продумана и обстановка купеческого дома. По обе стороны арки стоят фигурные стулья. Видно, что на них никто никогда не сидит, что они выставлены только “для шика”. И тисненые золотом обои, и золоченые бра со свечками, и затейливая гирляндочка над аркой – всё это богатое, но безвкусное убранство зала говорит о стремлении хозяина подчеркнуть свое богатство, пустить “пыль в глаза” каждому, кто войдет в эту комнату: посмотрите, мол, - и мы не лыком шиты, не в лаптях ходим! А за этой показной роскошью скрывается самое грубое невежество.

Мы смотрим на картину, и нам жалко юную гувернантку. Ведь ей только 16-17 лет, она только что окончила учение, у неё нет ещё никакого опыта в жизни. Как беспомощна, как одинока будет она вдали от матери, среди грубых чужих людей! Мы сочувствуем ей, нам страшно за её будущее. С болью в душе думал художник, когда писал картину: “Сколько таких вот милых девушек гибнет от произвола грубых, невежественных людей!”.

Пейзажи русских художников (слайд 16)

Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, – вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Русская пейзажная живопись богата именами выдающихся мастеров. При этом каждый из русских пейзажистов природу родного края видит и изображает по-своему.

(слайд 17) Архип Иванович Куинджи.

Даже в ночной природе находят художники неповторимые по своей красоте минуты.

Важнейшим отличием искусства Архипа Ивановича Куинджи становится "погоня за светом" – изображение закатов, восходов и полуденного сияния солнца, лунных ночей – жизни света в его наиболее впечатляющих проявлениях. Почти до иллюзии убедительно воссоздавая на холсте "свечение" природы, он в то же время обобщает ее образы. “Волшебник света”, как называли его современники.

(слайд 18) Темна украинская ночь, но вот среди туч проглянула луна, и природа мгновенно преобразилась: засверкала, засеребрилась лента реки, а облака стали прозрачными, кружевными. Именно такой момент и изобразил на картине “Лунная ночь на Днепре” Архип Иванович Куинджи. Пейзаж кажется волшебным видением. Лунный свет озаряет бескрайнюю равнину, серебристо-зеленоватым светом мерцает Днепр. Сколько споров поднялось вокруг этого полотна. Одни утверждали, что художник подмешал в краски фосфор и заставил их гореть неестественным светом. Другие заглядывали за картину: уж не спрятана ли за ней лампа, свет которой пробивается сквозь холст? Но, конечно, никакой лампы там не было. Зрители недоумевали, они называли Куинджи колдуном, даже фокусником. Невольно приходят на память чудесные строки Гоголя о Днепре: “Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру”.

(слайд 19) "Ночное" — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту, яркость солнечных лучей, несущих радость людям. Куинджи — событие в русском искусстве.

(слайд 20) Иван Иванович Шишкин.

Иван Иванович Шишкин. Современники в шутку называли его лесным богатырем. Никто из русских пейзажистов не мог так воплотить в живописи мощь и красоту русского леса. Художник замечает и круги на спиленном срезе дерева, и веточки засохшей хвои. (слайд 21) “Шишкинский” пейзаж – это непременно лесной пейзаж или пейзаж, включающий в себя мотив леса.

Когда ты ходишь по лесам,
Бродя тропинкой узенькой,
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.

(слайд 22) Лесные сюжеты в творчестве Шишкина разнообразны. Когда смотришь на небольшие этюды “Дубы”, “Сосны, освещённые солнцем” - и вспоминаешь ласковое тепло летнего дня, когда так приятно бродить по лесу. (слайд 23) Вторая примета “шишкинского” пейзажа – изображение природы могучей и сильной. Лесная глушь поражала его силой жизни природы – мощью стволов, пышностью мохового ковра. (слайд 24) Лес в пейзажах Шишкина и летний, как в картине “Сосновый бор”, (слайд 25) и зимний, как в картине “Зима”. Вглядитесь, как точно передано ощущение “звенящего” морозного воздуха и только что выпавшего пушистого снега. (слайд 26) Классическим произведением Шишкина стала картина “Рожь”. Кажется, не окинуть глазом огромного поля, не постичь высоты голубого неба... (слайд 27) А вот популярное “Утро в сосновом лесу”. Здесь есть немного искусственности, но, тем не менее, эту картину очень любят.

(слайд 28) Исаак Ильич Левитан.

У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали свои любимые места. Исаака Ильича Левитана можно назвать (слайд 29) открывателем красот русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нам. (слайд 30) Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что всё написанное этим художником мы много раз уже видели, но не запомнили. (слайд 31) Очень простая, незатейливая картина “Берёзовая роща”. Прямой солнечный свет дает всем одну окраску: листве и всем предметам. Словно ощущается летнее тепло и свежесть ещё неопаленной зноем рощи. О каждой из картин Левитана можно написать поэму. (слайд 32) Их надо видеть. Видеть “Март” с его блёстками тающих снегов, и “Весну. Большую воду” с её зеркальной поверхностью. (слайд 33) Видеть “Золотую осень”, видеть в ней золото всех оттенков – от ярко-жёлтого до тёмно-багрового, золото на деревьях, на траве, золото, отражённое в стоячих водах реки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже лёгкое облачко застыло в небе, не шевелясь...

(слайд 34) Иван Константинович Айвазовский.

А море? Всегда ли оно неизменно? Конечно, нет. (слайд 35) Бывают на море и бури, и штиль. Налетит ветер – и мгновенно всё вокруг изменяется. Сверкнёт молния – и озарит кипящую бездну. Всё в движении – брызги, пена. Волны вздымаются, падают, катятся одна за другой.

(слайд 36) Художников, создающих морские пейзажи, называют маринистами, а их работы – маринами. Поэтом морской стихии называют знаменитого русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. В своих картинах он выразил представление о море как о вечно прекрасной, свободной, непокорённой стихии. (слайд 37) Вот его знаменитое произведение “Девятый вал”. Волны ревут, пенятся, вздымаются выше и выше. Мгновение – и над кучкой людей поднялся грозный девятый вал. (слайд 38) А вот “Буря на Северном море”. Величественна красота разбушевавшегося моря, кажется плотной до черноты густая синева ночного неба. (слайд 39) “Кораблекрушение” так называется ещё одна картина Айвазовского. Крутые волны бросают на скалистый берег шлюпку с людьми. Солнечные лучи освещают прибрежные скалы, окрашивая их в розовый цвет.

(слайд 40) Несколько отличается от других марин картина “Чёрное море”. На большом холсте лишь море и небо. Едва различим у линии горизонта силуэт паруса. Поражает умение Айвазовского передать беспрерывность движения волн. Кажется совеем чёрной морская пучина вдали.

(слайд 41) Красота и мощь бушующего моря, лёгкое кружево пены выражены в картине “Волна”. (слайд 42) В картине “Морской пролив с маяком” передано ощущение покоя, тишины. (слайд 43) Золотистым море изображено в картине “Вид Константинополя при лунном освещении”. (слайд 44) Мастерски передана игра лунного света на волнах в произведении “Морской вид при луне”. Волны кажутся прозрачными, обрамлённые в легкое кружево пены.

(слайд 45) А вот ещё один морской вид. Картина "Среди волн" была вершиной творчества Айвазовского. Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии... Давайте полюбуемся его красотой и красотой других картин без комментария... (слайды 46,47, 48)

Викторина (слайд 49)

(слайд 50) Какой художник создал это полотно и как оно называется?

(Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”)

(слайд 51) Назовите имена известных русских пейзажистов.

(Саврасов, Куинджи, Шишкин, Левитан, Айвазовский))

(слайд 52 “Март” - один из лучших пейзажей художника Левитана. Скажите, какие признаки весны мы видим на картине?

(Деревья по-весеннему розовеют, вся природа пронизана ласковым весенним солнцем; снег рыхлый; на кровле крыльца снег оттаял; по земле легли синие тени. Это начало весны, т.к. лошадь запряжена по-зимнему.)

(слайд 53)На картине Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом” изображена девушка, робко вступающая в богатый дом. В рассказе принимают участие не только люди, но и предметы. Расскажите, какие из них говорят нам о прошлом молодой гувернантки.

(О прошлом гувернантки нам рассказывают дорожные вещи девушки, стоящие слева

у дверей. Кожаный чемодан с ремнями и медными пряжками и картонка из-под шляпы – это городские вещи. Девушка приехала из большого города: из Петербурга или Москвы (фирменная наклейка на картонке). Вещи эти, хотя и дорогие, но совсем не новые. Это говорит о том, что семья гувернантки знала когда-то лучшие дни, а теперь, потеряв кормильца, впала в бедность.)

(слайд 54) У Репина есть одна прекрасная картина “Пушкин у моря”. Перед отъездом из Крыма поэт прощается с морем. Он стоит на скале, ветер развевает одежду, волны брызгами рассыпаются у самых ног. Поэт обращается к морю:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

На этой картине Репин создал вдохновенный образ поэта, но художник не считал себя мастером морских пейзажей и попросил приписать море известного русского мариниста. Назовите фамилию этого художника и несколько его произведений.

(слайд 55) События из русской истории изобразил на картине “Боярыня Морозова” художник Суриков. По царскому указу боярыню-раскольницу высылают из Москвы на далекий север. Скованная цепями, полулежит она на широких санях, но глаза горят – её дух не сломлен. Высоко подняв руку, она обращается к толпе. Народ сочувствует опальной боярыне, уважает её гордость и стойкость. Отъезд боярыни изобразил на своей картине Суриков. Сани мчатся. Сейчас они скроются за домами. Как же удалось художнику показать, что сани не стоят на месте?

(Слева от саней мы видим фигуру мальчика: он бежит – следовательно, и сани не стоят на месте. Так маленькая деталь усиливает выразительность огромного полотна, ещё ярче раскрывает замысел художника.)

(слайд 56) Образ русского богатыря мы видим на известной картине Виктора Михайловича Васнецова “Витязь на распутье”. Поникли травы, черный ворон кружит над полем, усеянным мёртвыми костями. Задумался богатырь у придорожного камня: куда путь держать? – всюду грозит ему смерть и беда. С детства Васнецов любил русские народные сказки. Многих героев этих сказок он изобразил на картинах. Скажите, какие вы знаете картины-сказки художника Виктора Васнецова?

(слайды 57-66) (“Алёнушка”, “Иван-царевич на Сером Волке”, “Ковер-самолет”, “Царевна-лягушка”, “Снегурочка”, “Кощей Бессмертный”, “Спящая царевна”, “Три царицы подземного царства”, “Несмеяна-царевна”, “Баба-яга”.)

(слайд 67) Изобразить пантомимой картину. Другие команды должны назвать эту картину и её автора.

(Командам выдаются репродукции картин Репина “Бурлаки на Волге”, Решетникова “Опять двойка”, Васнецова “Богатыри”.) (слайды 68-70)