Общие вопросы метода “Мозговая атака”.
Метод “Мозговой атаки” возник в 30-е годы как способ коллективного продуцирования новых идей.
Область применения этого метода достаточно широка – от научно-технических и экономических проблем до социальных, психолого-педагогических.
Метод “Мозговая атака” систематизирует, расширяет и углубляет теоретические знания студентов.
В ходе проведения занятия студенты приобретают опыт самостоятельного решения проблемных ситуаций, предлагаемых преподавателем или членами учебной комиссии, получают навыки управленческих и организаторских качеств будущего специалиста, а также позволяет увеличить число участников дискуссии, существенно повысить эффективность генерирования новых идей.
Тема проведения занятия должна быть актуальной, иметь связь с жизнью, практикой. Таким образом, студенты осознанно относятся к предлагаемым проблемным ситуациям; учатся анализировать свои и чужие идеи, предложения; проходят двойной этап закрепления теоретического материала развивают мыслительную деятельность.
Метод “Мозговая атака” как активная форма обучения:
1) реализовать познавательную активность и самостоятельность студентов путем применения поисково-исследовательского метода;
2) совершенствовать знания и формировать умения и навыки, анализируя различные ситуации;
3) развивать творческое и логическое мышление, умственные способности в процессе изложения своих идей, мыслей, предложений;
4) приобрести умения по систематизации и обобщению полученных знаний.
Для проведения занятия группа разбивается на подгруппы, состоящие из 3-5 человек, выбирается учебная комиссия, которая должна оценивать ответы подгрупп, спорить, отвергать или принимать выдвинутые идеи и предложения.
Члены учебной комиссии (эксперты) должны:
- уметь услышать в предлагаемой идее главное, смысл;
- быть корректным;
- при оценке учитывать глубину знаний, целесообразность идей, умение логически мыслить.
Студенты каждой подгруппы должны:
- четко излагать идеи, выражая их технически грамотным языком;
- уметь убеждать экспертов в правильности и необходимости выдвинутых предложений;
- проявлять творчество, новаторство, рационализм, оптимизм.
“Мозговая атака” состоит из следующих этапов:
- I этап – формирование проблемы, обоснование задачи, условия коллективного поиска решения, правила поведения, формирование рабочих групп и групп экспертов для разработки критериев оценки и отбора наилучших идей.
- II этап – разминка, упражнения в поиске ответов на несложную тренировочную задачу с целью помочь студентам освободиться от стеснительности, замкнутости, скованности, психологических барьеров.
- III этап – штурм проблемы “Мозговая атака”, уточнение задачи, генерирование идей, фиксируемых экспертом, закрепленным за группой.
- IV этап – отбор идей экспертами, защита идей группами, оценка работы всех членов групп.
- V этап – сообщение результатов “Мозговой атаки”, оценка лучших идей, принятие коллективного решения по рекомендации их и внедрению.
2. ПЛАН УРОКА
Предмет: физика
Тема занятия: повторительно-обобщающий урок по теме “Законы постоянного тока”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением активной формы обучения “Мозговая атака”.
Цели урока:
- обучающая – выяснить уровень знаний по данной теме, увидеть применения этих знаний на практике, умение грамотно излагать и отстаивать свои умения;
- воспитательная – воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самостоятельности в выборе решения; воспитывать умения отстаивать и грамотно доказывать свою точку зрения в спорных ситуациях, воспитывать уважение к мнению товарищей;
- развивающая – развивать логическое мышление, мыслительную деятельность, творческий подход к проблеме, четко логически грамотно излагать свои мысли развивать управленческие и организаторские качества будущих специалистов, развивать познавательный интерес к предмету;
Межпредметные связи: электротехника, введение в специальность, математика.
Обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия:
- слайды хода урока (презентация урока)
- экран “Мозговой атаки”
- “таблицы судейства” группы экспертов
- плакат “Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова” (Н.Г.Чернышевский)
2. Раздаточный материал:
- карточки-вопросы для разминки
- карточки-задания для физической эстафеты
- тесты
- программа для компьютерного тестирования
- карточки-задания на расчет параметров электрической цепи
- карточки-задания по исследованию “черных ящиков”
- “черные ящики” и приборы для их исследования
- карточки-задания экспериментальных задач
- оборудование для экспериментальных задач
3. Технические средства обучения:
- компьютеры
- проектор
Ход урока
1) Организационный момент (1 мин.)
- взаимное приветствие
- проверки отсутствующих
- организация внимания
- постановка целей занятия:
а) обучающая;
б) развивающая;
в) воспитывающая.
- сообщение плана урока и девиза, под которым будет проходить урок “Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова” (Н.Г.Чернышевский).
2) Приветствия подгрупп (5 мин.)
- визитная карточка
- название
- девиз
- краткая характеристика каждого члена команды
- эмблема
Освещение работы каждой подгруппы производится на экране “Мозговой атаки”, каждый этап оценивается по 5-балльной системе (эксперт № 1 – 1 человек см. приложение 1).
3) Разминка (20 мин.)
а) общая для всех (вопросы задаются экспертами каждому члену команды, оценивают их по 5-балльной системе (см. приложение 2).
б) физическая эстафета (см.приложение 3)
в) тест (выполняется индивидуально см. приложение 4).
Эксперты оценивают каждый этап и заносят свои оценки в таблицу судейства (приложение 5).
4) Решение проблемы (32 мин.)
Каждая подгруппа выбирает:
а) задачу на расчет параметров электрической цепи (приложение 6).
б) задания по исследованию “черных ящиков” (приложение 7).
в) экспериментальную задачу (приложение 8).
Работает по выбранным заданиям, разрабатывает идеи, предложения, выполняет опыты, делает расчеты и готовит отчет. Эксперты оценивают работу команд в разминке, заносят данные на экран.
5) “Мозговая атака” - штурм проблемы (25 мин.)
Внимание всем!
Предлагаются решения, отстаиваются идеи, демонстрируются опыты, эксперты спорят, задают вопросы, предлагают дополнительные задания, студенты доказывают правильность и эффективность расчетов, предложенных опытов, спорят, находят компромисс. В дискуссии принимает участие вся группа. Главное – уметь убедительно, логически грамотно, доказать и подтвердить свою правоту.
6) Экспертная оценка выполнения заданий (5 мин.)
Группа экспертов оценивает правильность выполнения заданий, делают выводы, подводят итоги высказанных предложений, продемонстрированных опытов, выделяют наиболее удачные моменты, интересные решения, творческий подход, выставляют оценки.
7) Выводы преподавателя по занятию (2 мин.)
Подводится итог занятия, отмечаются удачные моменты, хорошие предложения. Вручение призов.
ЛИТЕРАТУРА
- Журнал “Физика в школе” № 1, 1984г. № 6, 1989г.
- Библиотека “Первого сентября” “Я иду на урок физики”, М.: “Первое сентября”, 2001г.
- Методическая разработка для преподавателей. “Мозговая атака” - активный метод обучения, г.Новокузнецк, 1990г.
- Методические рекомендации. Метод “Мозговой атаки” как активная форма обучения, г.Свердловск, 1988г.
- Буров В.А., Никифоров Г.Г. Фронтальное, лабораторное занятие по физике в 7-11 классах, М.: Просвещение, 1996г.
- Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1983г.
- Боброва С.В. Нестандартные уроки “Физика 7-10 классы” Издательство “Учитель”, Волгоград, 2003г.