Тип урока: обобщение и закрепление
Цели урока:
- формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова;
- развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся
- видеть орфограмму в слове;
- проверять безударные гласные в корне слова;
- аргументировано отвечать, доказывать свое мнение;
- анализировать, делать выводы, сравнивать;
- работать в парах, группах, самостоятельно.
Оборудование: Проекты детей на тему “Безударные гласные в корне” (сделанные в процессе изучения темы), проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки для детей, задание для работы в группах “Найди ошибки”, интерактивная доска с электронным приложением к учебнику (ФГОС “Школа России”), снежинки со словами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
(На доске запись)
Вв
втрее
- Составьте из этих букв слово (ветер)
(запись на доске с объяснением и в тетрадях)
- Продолжим запись слов, отгадав загадки. (Слайд 1, 2, 3)
(Ветер, ворона, сова, лиса)
- Какое слово лишнее?
(Ответы детей: а) ветер – неодушевленное существительное
б) ветер – словарное слово)
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, мы подводим итог вашей работы над проектами. Прошу ребят, выполнивших проекты, рассказать о них. Приложение 1
(Характеристика детьми проектов 3 – 4 человека)
- Надеюсь, ваши работы помогут всем ребятам.
4. Работа по теме урока Слайд 4
Задание “Предложение рассыпалось”
- Вспомним, как красива золотая осень! И слова, точно листочки, рассыпались в предложении. Составьте из слов предложение.
З-лотая, с, падала, л-ства, д-ревьев. (С деревьев падала золотая листва)
- Какие буквы пропущены?
(Запись на доске с объяснением и в тетрадях)
- Запишите, выделите основу предложения (Листва падала)
Работа на интерактивной доске
- Гномикам стало холодно. Помогите им спрятаться, выполнив задание.
Работа в группах. Задание “Найди ошибки”
- Прочитайте предложения об осени, написанные одним учеником. Если найдёте ошибки, то исправьте их. Работаем в группах.
(У каждой группы лист с предложением)
“Я взял цвитные карандаши и стал рисовать осенние диревья. На земле я нарисовал разноцветный кавёр из опавшей лествы. На ветке дуба сидела белочка. Здесь у неё было гниздо.” Слайд 5
(Чтение командирами групп предложений и анализ ошибок)
- Какое правило плохо усвоил ученик?
- Какие еще встретились орфограммы? (чк, ши, разделительный ь)
Фронтальная работа
- Простимся с осенью, ведь у нас на дворе уже … (зима) Слайд 6
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову зима?
Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье (место, помещение, где зимуют люди или животные), перезимовать
(Запись в тетрадях и на доске)
- Какой корень? (выделить корень)
- Какие слова будут проверочными к слову зима? (зимушка, зимний)
- Подчеркните их.
- А в каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (зимовать)
5. Физминутка
Работа в парах.
- У вас у каждого на столе листочек, переверните его.
- Какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы)
- Работаем самостоятельно.
1 вариант
Чтоб увидать м*рковку – нос,
Над ним луна взошла.
На г*лове его в*дро,
В руке его – м*тла.
2 вариант
Расцв*тает ландыш в мае,
Астра ос*нью цв*тёт,
А з*мою расцветаю
Я на ёлке каждый год.
Слайд 7
- Взяли простые карандаши, поменялись тетрадями, проверяем работу соседа
(Один ученик проверяет вслух задание 1 варианта, обосновывая написание пропущенных букв, аналогично проверяется задание 2 варианта)
- Угадали, кто это? ( Снеговик, ёлочный шар)
- Какие орфограммы встретились в отгадках?
- Поставили на полях оценку.
6. Рефлексия.
Работа с сигнальными карточками.
- Приготовьте сигнальные карточки, откройте учебники на странице 110, упр. 174
(Работа с учебником. Стр. 110 упражнение 174 (1 – устно, 2 – самостоятельная запись в тетрадях)
Слайд 10
- Славится русская зима зимними забавами, трескучими морозами, снегом.
Игра “Собери снежинки”
- По какому правилу будем собирать снежинки? (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
Мебель, мороз, коньки, одежда.
Река, снежок, нора, лисица.
- Запишите только словарные слова.
7. Подведение итогов работы.
- Закреплению какой темы был посвящен урок? (Безударные гласные в корне)
- Какие темы ещё повторили? (жи-ши, чк, основа предложения и т. д.)
- Оцените свою работу на уроке
(“!” – доволен своей работой в тетради, “+” не совсем доволен, “-” не доволен)
8. Домашнее задание.
Стр. 110 упр. 175.