Цель урока: Новый взгляд на цикл “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского, поэзии Виктора Лунина и иллюстраций Веры Павловой.
Задачи урока:
Образовательные:
- Расширить знания об истории создания цикла для фортепиано “Детский альбом” через цитирование некоторых фрагментов переписки композитора.
- Познакомить ребят с поэзией Виктора Лунина, автора стихов к циклу П.И.Чайковского “Детский альбом”, а также продемонстрировать исполнение хорошо знакомых пьес цикла в новой интерпретации.
- Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес цикла через творчество художницы Веры Павловой.
Воспитательные:
- Приобщение детей к истории создания цикла “Детский альбом” и демонстрация современности и актуальности творчества П.И.Чайковского в наши дни;
- Провести анализ инструментального исполнения и вокальной интерпретации пьес “Детского альбома”.
- Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса;
- Развивать вокально-хоровые навыки;
- Формировать образное мышление;
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование.
Примечание: Так как презентация представляет собой ряд информационных слайдов, которые связаны гиперссылками с алфавитом, то их последовательность можно менять в зависимости от тематических акцентов, которые учитель расставляет в знакомстве детей с материалом.
Методы:
- наглядный;
- игровой;
- объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- звукоусиливающая аппаратура (колонки);
- синтезатор.
Материалы:
- слайдовая презентация;
- нотный материал;
- музыкальные фонограммы.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит “Марш деревянных солдатиков” из цикла “Детский альбом” П.И.Чайковского Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
II. Работа по теме урока
Учитель:
Аз, буки, веди, нам дают наказ,
Аз, буки веди, слушайте рассказ
О музыке, что приглашает нас
В мир детских грёз отправиться сейчас.
Послушать сказки нянины о том,
Как под “Камаринскую” в пляс пустился дом.
О том, как кукла заболела и тогда
С бедою справиться всем мама помогла.И как солдатики, шагая дружно в ряд,
В восторг приводят взрослых и ребят.
Где “Полька”, “Вальс”, “Мазурка” так звучат,
Что вновь и вновь их слушать каждый рад.
А сейчас, ребята, попробуйте предположить, о чём же сегодня пойдёт речь на нашем уроке?
Ученики: Я, думаю, тема урока сегодня будет связана с циклом “Детский альбом”.
Учитель: А почему Вы так решили?
Ученики: Догадаться несложно, потому что в стихотворении, которое Вы прочли в начале урока, были зашифрованы названия произведений из этого цикла.
Учитель: Вы оказались очень внимательными. Тогда может кто-нибудь назовёт, а какие произведения из этого цикла были названы?
Ученики: “Нянина сказка”, “Камаринская”, “Мама”, “Болезнь куклы”, “Марш деревянных солдатиков”, “Вальс”, “Полька”, “Мазурка”.
Учитель: А, может быть, что-то ещё привлекло Ваше внимание в этом стихотворении?
Ученики: Может быть, начало двух первых строк: “Аз, буки, веди...”. Так в старину назывались буквы. Отсюда и пошло название “Азбука”.
Учитель: Я очень благодарна Вам за ответ, потому что он подводит нас к теме урока. Возможно, кто-то уже догадался и хотел бы предположить?
Ученики: “Детский альбом” - азбука детской музыки”
Примечание: Учащиеся высказывают предположения, пытаясь объединить цикл “Детский альбом” П.И.Чайковского и слово “азбука”. Необходимо дать высказаться всем желающим с обязательным объяснением. В итоге, если прозвучал оригинальный ответ, учитель акцентирует на нём внимание и выводит первый слайд с темой урока на экран. Если же нет – то подводит итог вышесказанному и объявляет тему урок сам.
Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Презентация. Слайд №2 (Алфавит)Учитель: Сегодня мы с Вами ещё раз прикоснёмся к удивительному творению П.И. Чайковского “Детскому альбому”. В 2013 году исполнилось 135 лет (год издания май 1878г.) с того дня как он был издан в России Петром Ивановичем Юргенсоном, основателем и владельцем крупной издательской фирмы, другом и почитателем творчества П.И. Чайковского.
(Активируется выделенная в рамку буква Ч, являющаяся гиперссылкой на слайд №25 с информацией о П.И.Чайковском).
Презентация. Слайд №25 (Чайковский Пётр Ильич)Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес для ребят?
Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878 г.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву А , являющуюся гиперссылкой на слайд №3 с информацией о Р.Шумане и его цикле “Альбом для юношества”).
Презентация. Слайд №3 (“Альбом для юношества”)
“Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана ... ”
Первым же упоминанием о замысле “Детского альбома” можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14 февраля 1878 года из Флоренции:
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Ю, являющуюся гиперссылкой на слайд №29 – Юргенсон Пётр Иванович).
Презентация. Слайд №29 (Юргенсон Пётр Иванович)
“ <...> я предположил себе понемножку писать маленькие пиэсы. Хочу попробовать написать ряд легких пиэс, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой”. О порядке сочинения пьес сведений нет. (Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Э, являющуюся гиперссылкой на слайд №28 – Эскизы).
Презентация. Слайд №28 (Эскизы)
Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф.фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о “Детском альбоме”, при этом поясняя: “Нужно будет много времени, по крайней мере месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать”. Что именно делал Чайковский в этот период времени с пьесами “Детского альбома”, не удается выяснить. Судя по письмам композитора, в течении июля он работал над “переписыванием” пьес, в том числе и пьес “Детского альбома”. Так 13 июля 1878 года он писал: “ <...> работа переписки понемногу подвигается. <...> Теперь принимаюсь за сборник детских пиэс <...>”
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву В, являющуюся гиперссылкой на слайд №5 – Вербовка).
Презентация. Слайд №5 (Вербовка)
Как об уже полностью завершенном “Детском альбоме”, Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года. 29 июля из Вербовки он написал издателю П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и “Детского альбома”, за который он просил назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240 рублей. Порядок пьес “Детского альбома”, обозначенный в автографе Чайковского уже в первом издании, которое осуществлялось при участии автора, был изменен.
Думаю, нам пора немного отвлечься от уникальных свидетельств, связанных с созданием цикла и послушать музыку. В связи с этим позвольте задать вопрос: из какой страны было написано письмо П.И.Юргенсону, которое считается первым документом, свидетельствующим о замысле композитора?
Ученики: Из Италии.
Учитель: Молодцы! Тогда ещё один вопрос для любителей и знатоков “Детского альбома”. Какие пьесы связаны с Италией?
Ученики: “Итальянская песенка” и “Неаполитанская песенка”. (Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву И, являющуюся гиперссылкой на слайд №11 – Итальянская песенка).
Презентация. Слайд №11 (Итальянская песенка)III. Слушание музыки
Учитель: Мелодия этой пьесы народная и записана на ее родине, во Флоренции. Из письма П.И.Чайковского к брату: “... Вечером я ходил по набережной в тщетной надежде услышать где-нибудь знакомый чудный голосок... Встретить и еще раз услышать пение этого божественного мальчика сделалось целью моей жизни во Флоренции...” (Флоренция, 18 февраля 1878 г.).
Из другого письма: “Вечером мне предстояла встреча с певцом - мальчиком... Что со мной сделалось, когда он запел? Описать невозможно! Я плакал, изнывая таял от восторга... Я записывал все его песни...”
Виктор Лунин так описывает в своих стихах эту мелодию:
“... Прекрасны здесь небеса!
Прекрасны птиц голоса!
Льет солнце с высоты
На эту землю мягкий свет,
Лучше нашей Италии нет!”
Слушание “Итальянской песенки”
IV. Работа по теме урока
Учитель: Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на Родину и приехал на Украину, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее “лучезарным краем”. У поэта Алексея Константиновича Толстого есть строки, великолепно отражающие богатство природы этих просторов:
“Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора...”.
В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. “Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни”.
Были и веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный “тапер – дядя Петя”. Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, - любимец Чайковского. Композитор называл его “восхитительным экземпляром человеческой породы”. “Бобику, - сказал Чайковский однажды, - хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать”.
Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много ... А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Б, являющуюся гиперссылкой на слайд №4 – Бобик).
Презентация. Слайд №4 (Бобик)Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: “Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”. Он, глупенький, не поймет, что значит посвящается”.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Д, являющуюся гиперссылкой на слайд №7– “Детский альбом”).
Презентация. Слайд №7 (Детский альбом)Чайковский был доволен первым изданием “Детского альбом”, отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: “Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно”.
При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Исходя из процитированного стихотворения в начале урока и музыки, звучавшей на уроках, попробуйте выделить некоторые из них.
Ученики:
Пробуждение ребёнка и начало дня;
- детские игры;
- путешествия;
- русская тема;
Учитель: Совершенно верно. Сегодня мы прослушаем три ярких русских образа в пьесах: “Русская песня”, “Мужик на гармонике играет” и “Камаринская”. Несмотря на принадлежность этих произведений к жанрам фортепианной миниатюры, с какими ещё жанрами мы встречаемся в этих пьесах?
Ученики: Песня, танец.
Учитель: Здесь и песня, и национальный инструмент и пляска. Итак, этот мини-цикл начинается с пьесы “Русская песня”.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Р, являющуюся гиперссылкой на слайд №18– Русская песня).
Презентация. Слайд №18 (Русская песня)
V. Слушание музыки
Слушание “Русской песни”
Учитель: “Русская песня” записана с подлинно народной мелодии известной как “Голова ль ты, моя головушка” и является примером композиторства в народном стиле. Послушайте и скажите, разновидности каких русских народных песен Вы услышите в этом произведении?
Ученики: Лирическая, протяжная, хороводная.
Учитель: В какой форме написана пьеса? Замечу, что подобное развитие музыкального материала характерно для русского фольклора.
Ученики: Вариационное развитие.
Учитель: Эта форма представляет тему с одной вариацией, мелодия звучит сдержанно с достоинством. Что ещё, кроме музыки, подсказывает вам наличие вариоционного развития?
Ученики: Стихотворный текст на слайде, который сопровождает эту пьесу.
Учитель: Я очень благодарна Вам за то, что Вы обратили внимание на стихотворное сопровождение этого произведения.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Л, являющуюся гиперссылкой на слайд №13– Лунин Виктор).
Презентация. Слайд №13 (Лунин Виктор)
По-видимому, в один прекрасный день, слушая “Детский альбом” Чайковского, Виктор Лунин удивился: почему столь о многом говорящая музыка до сих пор не подсказала слов. Идея написать стихи к “Детскому альбому” чрезвычайно смела именно потому, что эта музыка с самых ранних лет знакома каждому из нас. Гораздо привычнее, когда композитор кладёт на музыку понравившиеся ему стихи – в стихах уже содержится ритм, мелодия и тот образный поэтический ряд, которые подсказывают музыкальное решение. Поэт сумел найти слова точно под стать интонации и настроению музыки. Видимо в этом кроется секрет чарующей иллюзии, будто слова и стихи созданы одновременно - иллюзии очевидной, но тем более удивительной.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Г, являющуюся гиперссылкой на слайд №6 – Гармоника).
Презентация. Слайд №6 (Гапмоника)
А сейчас я предлагаю Вам послушать миниатюру “Мужик на гармонике играет”. Каким Вы видите главного героя этой пьесы? Почему композитор в финале неоднократно повторяет один и тот же мотив?
Слушание “Мужик на гармонике играет”.
Ученики: Композитор имитирует игру на гармонике. Мелодия очень напевна и широка, как будто гармонист растягивает меха. А повторы можно связать с тем, что гармониста что-то отвлекло и он постепенно откладывает гармонь в сторону.
А может быть это новичок, который только учится играть. Присел мужичок на завалинке. Растянул меха, да не тут-то было, вот вам и повторы.
Учитель: И вот кульминация русского цикла “Камаринская”.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву Г, являющуюся гиперссылкой на слайд №12 – Камаринская).
Презентация. Слайд №12 (Камаринская)
Учитель: С разновидностями каких русских народных песен мы встречаемся в этой пьесе?
Ученики: Плясовая, частушки, игровая.
Учитель: А какие характерные особенности развития музыкального материала, которые мы встречаем в русском фольклоре, Вы услышали здесь?
Ученики: Вариационное развитие.
Учитель: При повторном прослушивании обратите внимание, не напоминает ли фактура фортепианного изложения имитацию игры на народных инструментах и если да, то каких?
Повторное слушание “Камаринской”.
Ученики: Гармонь, балалайка, свирель.
Учитель: Молодцы. Я думаю, композитор стремился имитировать ещё один народный инструмент, а именно волынку. Когда исполняется тема, то в басу мы слышим гудящий бас, что собственно и напоминает нам звучание волынки на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Эта пьеса словно восклицает: “Россия процветет искусством!”
А как органично с этой пьесой настроение, созданное в стихотворении В.Лунина. Вот его финал:
“Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И катка, и ушат,
И грабли, и ухват,
И веник, и метла,
И ножки у стола ...
Пляшут миски, пляшут ведра,
Пляшет таз ...
До чего сегодня весело у нас!”
Я думаю, пришло время обратить внимание на иллюстрации, которые появлялись на слайдах и очень органично вплетались в тот образный строй, который создавался музыкой П.И.Чайковского и поэзией В.Лунина.
(Через гиперссылку в виде стрелочки возвращаемся на слайд №2 с алфавитом и активируем букву П, являющуюся гиперссылкой на слайд №17 – Павлова Вера).
Презентация. Слайд №17 (Павлова Вера)
Продемонстрированные иллюстрации и стихи подобраны не случайно. Они дополнили прекрасное подарочное издание “Детского альбома”, которое отметило 125 лет со дня рождения этого замечательного творения.
VI. Работа над песней. Исполнение
Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Доброта”.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Музыкальное сопровождение урока.
Список литературы.
- П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63
- Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.
Список сайтов
- П.И.Чайковский “Детский альбом” сайт издательства Вита Нова санкт-Петербург http://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/detyam/detskiy_albom_240
- Песня “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой (плюс и минус) на сайте http://s-f-k.forum2x2.ru/t1333-topic
- П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи. Персоналии. Фотоальбом. На сайте http://www.tchaikov.ru/1888-409.html