Урок является третьим в цикле уроков по теме “Художественная культура Древнего Египта”. На первом уроке ребятам было предложено знакомство с древнеегипетской письменностью – иероглифами, и выполнение творческой работы на папирусной бумаге. Второй урок данного цикла был посвящен знакомству ребят с настенными росписями, канонами древнеегипетских изображений, и выполнение творческой работы с использованием эскизной сетки.
Возраст: 4–5 классы
Продолжительность занятия: 45–60 мин.
Цель занятия: познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие, изучить понятие горизонта при работе над пейзажем, выполнить творческую работу “Древние пирамиды”, используя полученные знания о горизонте и египетских пирамидах.
Задачи:
- учить работать гуашью, используя художественные мазки;
- научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
- развивать наблюдательность и творческое мышление;
- формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
- воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.
Материалы и оборудование: бумага для черчения А4, простые карандаши, гуашь, кисти, палитры, иллюстрации, плакаты с темой урока, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, с возможностью воспроизводить звук.
Литературный ряд: стихотворение “Пирамиды” Алексея Батраченко.
Музыкальный ряд: египетская музыка.
Зрительный ряд: иллюстрации, плакаты с темой урока, электронная презентация “Художественная культура Древнего Египта. Живопись “Древние пирамиды”.
План занятия
- Организационный момент, постановка цели урока.
- Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
- Практическая часть урока. Выполнение творческой работы.
- Подведение итогов урока.
Организационный момент. Подготовить презентацию, включить египетскую музыку для создания настроения. (Слайд 1)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по удивительной стране, полной загадок и чудес, расположенной в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении одной из величайших рек планеты – Нил. Я надеюсь, что вы точно скажите о какой стране мы будем говорить?
– О Египте!
– Верно, поэтому сегодня мы продолжим знакомиться с одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.
Слайд 2 демонстрирует карту мира, на которой мы можем увидеть расположение Египта относительно России.
На прошлых занятиях мы познакомились с нарисованными или высеченными письменами
– иероглифами, изучили каноны изображения настенных росписей. Узнали, что древние иероглифы могли быть прапрапрадедушками наших букв, что каждый иероглиф обязательно связан с окружением древнего египтянина, а настенные росписи – это рассказ о жизни в Древнем Египте, и расписаны они были только натуральными минеральными красителями.
(Слайды 3 – 4 наглядно помогают напомнить материал прошлых уроков).
Теоретическая часть урока. Знакомство учащихся с новой темой.
Египетские пирамиды относят к семи чудесам света. Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Но почему чудес именно семь? Случайно ли выбрано это число? Число "семь" почиталось уже с глубокой древности. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия. Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. И одним из таких творений по праву считаются – египетские пирамиды.
Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытий сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды – эти удивительные искусственные горы – гробницы древних египетских царей. Пирамиды стоят на древнем пустынном кладбище в Гизе, в северном Египте, на берегу реки Нил. (Слайд 5)
Они словно вырастают из песков пустыни – колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. (Слайд 6)
Давайте познакомимся с удивительными пирамидами Гизы. Крупнейшая из них – пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. (Слайд 7)
Говоря о плато Гизы, давайте вспомним, а кто же охраняет великие пирамиды? Колоссальная фигура, изображающая льва с человеческой головой?
– Сфинкс!
– Верно, на краю плато Гиза расположен Сфинкс – самая загадочная скульптура на свете. Сфинкс был высечен из коренной породы, скального выхода, возвышающегося над известняковым плато, и смотрит он прямо на восток, на ту точку горизонта, где в дни равноденствий встает Солнце. (Слайд 8)
3. Практическая часть урока. Выполнение творческой работы.
– Теперь, когда мы побывали с вами в Северном Египте и познакомились великими пирамидами и их удивительным стражем, предлагаю вам отобразить полученные знания в написании пейзажа. (Слайд 9)
Для того чтобы написать пейзаж, давайте вспомним, что сначала необходимо определить положение горизонта. Это поможет грамотно изобразить то, что рисуем. Поэтому вспоминаем, что линия горизонта, это линия, которая находится на уровне глаз художника. Именно на этой линии все плоскости превращаются в линии. Это очень легко проверить: возьмите лист бумаги (любую карточку), расположите горизонтально и поднимайте. Вот когда лист станет, виден как "линия", это и будет на данный момент ваша линия горизонта. (Слайды 10 – 11)
– Итак, определяем линию горизонта (Слайд 12). На переднем я предлагаю изобразить прекрасный “Корабль пустыни”. Как вы думаете, о каком корабле идет речь?
– О верблюде, потому что они обитают в пустынях, где и расположены пирамиды. (Слайды 13 – 14, для изображения верблюда можно использовать готовые схемы-подсказки).
– Не торопясь, вдумываясь, построим египетские пирамиды. Работаем простым карандашом, чтобы была возможность легко исправлять ошибки при помощи ластиков. Работу начнем с построения пирамиды при помощи вершин и сторон.
Слайды 15 – 17 демонстрируют поэтапную работу над построением пирамид в Гизе – Хеопса, Хефрена и Микерина.
– Приступая к работе в цвете, не забудьте, что настоящие художники пишут мазками. Работу начнем выполнять с написания неба и пустыни. Не забывайте использовать палитры для получения новых оттенков. (Слайды 18, 20)
Когда завершите работу над фоном, можно приступать к работе над пирамидами на среднем плане и верблюдом на переднем плане. Не забывайте уточнять при помощи цвета свет, тон, полутон и тень изображаемых предметов. Желаю удачи в выполнении ваших египетских пейзажей!
(Слайды 18 – 23 помогут вести верную последовательную работу над созданием пейзажа)
4. Подведение итогов урока.
Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.
Сегодня мы познакомились с одним из семи чудес света – удивительными пирамидами Древнего Египта, и их величественным стражем – Сфинксом, мы написали пейзаж с изображением пирамид и “кораблем пустыни” – верблюдом.
В заключении, давайте вместе прочтем чудесное стихотворение Батраченко Алексея
“Пирамиды” (Слайд 24):
В молчании гордом
В долине царей
Безмолвные сфинксы лежат,
И каменным взглядом
На судьбы людей
Сквозь тысячелетия глядят.Они, охраняя
Покой пирамид
Застыли на страже границ,
Где прах фараонов
От мира сокрыт
Под сводами мрачных гробниц.Надежно укрыл
Саркофаг золотой
Во тьме усыпальниц их взгляд.
Творения из камня,
Как символ святой,
На землях Египта стоят.Богиня ночная
Глядит свысока
На блоки седых пирамид,
И мудрость жрецов,
Победивших века,
На каменных плитах хранит.