Контрольная работа по естествознанию «Дискретное строение вещества»

Разделы: Физика


В нашей гимназии восьмой год в старших классах гуманитарного профиля введен предмет естествознание (3 часа в неделю) вместо курсов физики, химии, биологии.

Главная задача курса – формирование на межпредметной основе общенаучных и общеинтеллектуальных умений и навыков, целостной естественнонаучной картины мира. Программа курса разработана на единой методологической основе: изучение объектов естествознания в системе “природа – наука – техника – общество – человек”. Методическая концепция курса предусматривает организацию материалов в соответствии с разными формами учебной деятельности.

Программа курса естествознания для классов гуманитарного профиля разработана коллективом учителей кафедры естественнонаучных дисциплин ГОУ Гимназии № 1531 "Лингвистическая" Департамента образования г. Москвы в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта по естествознанию и с опорой на Примерную программу среднего (полного) общего образования по естествознанию.

Разработанная программа рассчитана на 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах) в соответствии с Московским базисным учебным планом.

Последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам курса позволяет, с одной стороны, реализовать цели естественнонаучного образования, сформулированные в Стандарте среднего (полного) общего образования по естествознанию, а, с другой стороны, учесть непростую ситуацию с методическим и кадровым обеспечением преподавания данного курса. Большинство разделов курса можно отнести к одной из основных естественных наук – физике, химии или биологии. Таким образом, преподавание курса ведут два учителя гимназии - физик и биолог-химик. В условиях отсутствия выбора учебников и УМК по естествознанию основными пособиями для учащихся при таком распределении тем являются базовые школьные учебники по физике, химии и биологии. В то же время в программу включены меж- и метадисциплинарные темы, обеспечивающие необходимую степень интеграции. Так, например, изучение курса начинается с темы "Естественнонаучная картина мира", включающей в себя вопросы единства законов природы и методов их познания, а завершается темой "Наиболее общие свойства и закономерности природных систем".

Учебные часы распределены по темам таким образом, что I и II триместры учебного года (сентябрь-февраль) в 10 классе преподавание курса ведет учитель физики, а в 11 классе – учитель биологии-химии. В III триместре учебного года (март-май) в 10 классе преподавание ведет учитель биологии-химии, а в 11 классе – учитель физики. Переход классов от одного учителя к другому совпадает не только с логическим завершением изучения тем, но и с аттестацией учащихся, которая проводится по триместрам. Кроме того, одновременный переход преподавания курса от одного учителя к другому позволяет безболезненно решить проблему тарификации учителей – каждому тарифицируется нагрузка 3 часа в неделю на протяжении всего учебного года.

Так как в Обязательный минимум основных образовательных программ Стандарта по естествознанию включено проведение простых исследований, наблюдений и анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека, данная программа включает в себя деятельностную и компетентностную составляющие, которые реализуется лабораторными и практическими работами, имеющими исследовательский и/или прикладной характер, а также семинарскими занятиями, предполагающими обращение к различным информационным ресурсам.

Естествознание – новый учебный предмет. И трудности возникают как перед учителем, так и перед учащимися. В курсе нет математического аппарата (нет уравнений, формул). Отсутствует методический и диагностический материал. Трудности усвоения интегрированного курса испытывают и ученики гуманитарных классов: малый запас знаний и низкая учебная мотивация к изучению предметов естественного цикла.

Задача учителя - донести учащимся сложнейший естественнонаучный материал просто и доступно, но без снижения научной точности. Поэтому используются различные образовательные технологии, способствующие успешному усвоению основных идей курса. Это информационно-коммуникативные технологии (создание сайта “Естествознание”, подготовка презентаций), технологии проектной деятельности, развития исследовательской деятельности и другие. Разработаны различные виды диагностических материалов.

Предлагаю вашему вниманию диагностическую контрольную работу по теме “Дискретное строение вещества”(Приложение 1). Проводится эта работа в конце изучения темы “Дискретное строение вещества” в 10 классе.

Оценивание работы:

- все задания оцениваются в баллах,

- распределение баллов за каждое задание определяется следующим образом:

  • часть А (знание и понимание) – 1 балл за задание(задания 4 и 6 можно оценить по 2 бала из-за большого объема работы);
  • часть В(применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации) – 1-2 балла за задание в зависимости от типа задания;
  • часть С (анализ научной информации) – 3 балла за задание (расписаны по критериям);
Содержание критерия части С Баллы
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок. 3
Представлен  правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.

ИЛИ

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

2
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

ИЛИ

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.

1
Ответ отсутствует 0

3. далее определяется максимальное количество баллов за всю работу (суммируются баллы за все задания);

- отметка “5” выставляется за 90-100% общего количества баллов

- отметка “4” выставляется за 70-89% общего количества баллов

- отметка “3” выставляется за 50-69% общего количества баллов

- отметка “2” выставляется, если количество баллов менее 50%

Литература.

  1. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы:  Ученое пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений– М.: Изд. центр “Академия”, 2000
  2. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 448
  3. Разумовский В.Г., Бугаев А.И., Дик Ю.И. Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. А.В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 398
  4. Современный урок физики в средней школе. /Под ред. В.Г. Разумовского, Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983
  5. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007Физический энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1983
  6. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 5-11 классы. – М.: “Кирилл и Мефодий”, 2007
  7. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю. Задачник 10 класс –М., Изд. Мнемозина Московский учебник, 2009
  8. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю. Задачник 11 класс –М., Изд. Мнемозина Московский учебник, 2009
  9. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Учебник “Физика 10 класс” М., Изд-во “Просвещение”, 2008г. 
  10. Горбачев В.В. Учебное пособие для студентов ВУЗ "Концепции современного естествознания", М., "Мир и образование", 2003
  11. http://www.int-edu.ru/
  12. http://window.edu.ru
  13. http://portal.ntf.ru/
  14. http://www.openclass.ru
  15. http://class-fizika.narod.ru/7_tren.htm
  16. http://www.all-fizika.com
  17. http://900igr.net/fotografii/fizika/Priroda-sily-trenija/001-CHto-takoe-sila-trenija.html