В нашей гимназии восьмой год в старших классах гуманитарного профиля введен предмет естествознание (3 часа в неделю) вместо курсов физики, химии, биологии.
Главная задача курса – формирование на межпредметной основе общенаучных и общеинтеллектуальных умений и навыков, целостной естественнонаучной картины мира. Программа курса разработана на единой методологической основе: изучение объектов естествознания в системе “природа – наука – техника – общество – человек”. Методическая концепция курса предусматривает организацию материалов в соответствии с разными формами учебной деятельности.
Программа курса естествознания для классов гуманитарного профиля разработана коллективом учителей кафедры естественнонаучных дисциплин ГОУ Гимназии № 1531 "Лингвистическая" Департамента образования г. Москвы в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта по естествознанию и с опорой на Примерную программу среднего (полного) общего образования по естествознанию.
Разработанная программа рассчитана на 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах) в соответствии с Московским базисным учебным планом.
Последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам курса позволяет, с одной стороны, реализовать цели естественнонаучного образования, сформулированные в Стандарте среднего (полного) общего образования по естествознанию, а, с другой стороны, учесть непростую ситуацию с методическим и кадровым обеспечением преподавания данного курса. Большинство разделов курса можно отнести к одной из основных естественных наук – физике, химии или биологии. Таким образом, преподавание курса ведут два учителя гимназии - физик и биолог-химик. В условиях отсутствия выбора учебников и УМК по естествознанию основными пособиями для учащихся при таком распределении тем являются базовые школьные учебники по физике, химии и биологии. В то же время в программу включены меж- и метадисциплинарные темы, обеспечивающие необходимую степень интеграции. Так, например, изучение курса начинается с темы "Естественнонаучная картина мира", включающей в себя вопросы единства законов природы и методов их познания, а завершается темой "Наиболее общие свойства и закономерности природных систем".
Учебные часы распределены по темам таким образом, что I и II триместры учебного года (сентябрь-февраль) в 10 классе преподавание курса ведет учитель физики, а в 11 классе – учитель биологии-химии. В III триместре учебного года (март-май) в 10 классе преподавание ведет учитель биологии-химии, а в 11 классе – учитель физики. Переход классов от одного учителя к другому совпадает не только с логическим завершением изучения тем, но и с аттестацией учащихся, которая проводится по триместрам. Кроме того, одновременный переход преподавания курса от одного учителя к другому позволяет безболезненно решить проблему тарификации учителей – каждому тарифицируется нагрузка 3 часа в неделю на протяжении всего учебного года.
Так как в Обязательный минимум основных образовательных программ Стандарта по естествознанию включено проведение простых исследований, наблюдений и анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека, данная программа включает в себя деятельностную и компетентностную составляющие, которые реализуется лабораторными и практическими работами, имеющими исследовательский и/или прикладной характер, а также семинарскими занятиями, предполагающими обращение к различным информационным ресурсам.
Естествознание – новый учебный предмет. И трудности возникают как перед учителем, так и перед учащимися. В курсе нет математического аппарата (нет уравнений, формул). Отсутствует методический и диагностический материал. Трудности усвоения интегрированного курса испытывают и ученики гуманитарных классов: малый запас знаний и низкая учебная мотивация к изучению предметов естественного цикла.
Задача учителя - донести учащимся сложнейший естественнонаучный материал просто и доступно, но без снижения научной точности. Поэтому используются различные образовательные технологии, способствующие успешному усвоению основных идей курса. Это информационно-коммуникативные технологии (создание сайта “Естествознание”, подготовка презентаций), технологии проектной деятельности, развития исследовательской деятельности и другие. Разработаны различные виды диагностических материалов.
Предлагаю вашему вниманию диагностическую контрольную работу по теме “Дискретное строение вещества”(Приложение 1). Проводится эта работа в конце изучения темы “Дискретное строение вещества” в 10 классе.
Оценивание работы:
- все задания оцениваются в баллах,
- распределение баллов за каждое задание определяется следующим образом:
- часть А (знание и понимание) – 1 балл за задание(задания 4 и 6 можно оценить по 2 бала из-за большого объема работы);
- часть В(применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации) – 1-2 балла за задание в зависимости от типа задания;
- часть С (анализ научной информации) – 3 балла за задание (расписаны по критериям);
Содержание критерия части С | Баллы |
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок. | 3 |
Представлен правильный ответ на
поставленный вопрос, но его обоснование не
является достаточным, хотя содержит оба элемента
правильного ответа или указание на физические
явления (законы), причастные к обсуждаемому
вопросу. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован. |
2 |
Представлены общие рассуждения, не
относящиеся к ответу на поставленный вопрос. ИЛИ Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют. |
1 |
Ответ отсутствует | 0 |
3. далее определяется максимальное количество баллов за всю работу (суммируются баллы за все задания);
- отметка “5” выставляется за 90-100% общего количества баллов
- отметка “4” выставляется за 70-89% общего количества баллов
- отметка “3” выставляется за 50-69% общего количества баллов
- отметка “2” выставляется, если количество баллов менее 50%
Литература.
- Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Ученое пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений– М.: Изд. центр “Академия”, 2000
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 448
- Разумовский В.Г., Бугаев А.И., Дик Ю.И. Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. А.В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 398
- Современный урок физики в средней школе. /Под ред. В.Г. Разумовского, Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983
- Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007Физический энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1983
- Уроки физики Кирилла и Мефодия. 5-11 классы. – М.: “Кирилл и Мефодий”, 2007
- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю. Задачник 10 класс –М., Изд. Мнемозина Московский учебник, 2009
- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю. Задачник 11 класс –М., Изд. Мнемозина Московский учебник, 2009
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Учебник “Физика 10 класс” М., Изд-во “Просвещение”, 2008г.
- Горбачев В.В. Учебное пособие для студентов ВУЗ "Концепции современного естествознания", М., "Мир и образование", 2003
- http://www.int-edu.ru/
- http://window.edu.ru
- http://portal.ntf.ru/
- http://www.openclass.ru
- http://class-fizika.narod.ru/7_tren.htm
- http://www.all-fizika.com
- http://900igr.net/fotografii/fizika/Priroda-sily-trenija/001-CHto-takoe-sila-trenija.html