В современной школе преподавание предметов естественно-научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам данного научного цикла средней школы. Это объясняется несколькими причинами, одной из которых является подход самих учащихся к выбору предметов, при котором “ненужные” предметы просто игнорируются. К “ненужным” предметам относятся, прежде всего, те, которые не надо сдавать при поступлении в ВУЗы.
Естественнонаучные конференции знакомят учащихся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики, химии и биологии в быту и технике, углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления и прививают интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, расширяют общий кругозор.
Особенно это важно при обучении учащихся в гуманитарной гимназии.
Каждый год мы, учителя естественнонаучного цикла, совместно с учителями математики проводим декаду естественно-математических наук. В рамках декады проводятся различные мероприятия. Особой популярностью пользуются такие мероприятия, как:
- Естественнонаучный турнир (8-е классы);
- Викторины по физике и биологии (7-е классы);
- Турнир МИФ (математика, информатика, физика) для 9-х классов;
- Конкурсы тематических газет “Гордость российской науки”;
- Конкурс рисунков “Экологический комикс” (5 - 6-е классы);
- Конкурс кроссвордов;
- Химическая сказка для школьников начальной школы.
Помимо этого мы обязательно проводим научно-практические конференции.
При подготовке конференции новые знания учащиеся приобретают за пределами школьного учебника: из дополнительной литературы, Интернета, других источников, используемых во время подготовки к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся.
На конференцию приглашаются школьники всей параллели, учителя, администрация.
Руководящая роль на конференции принадлежит учителю, как председателю конференции. В помощь учителю выбирается инициативная группа, которая организует выступления учащихся с сообщениями и их обсуждение, дополнения, уточнения. Учитель же обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.
Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
Примерные темы конференций:
7 класс
- “Измерение физических величин”
- “Трение. Полезные и вредные действия трения”
8 класс
- “Физика и химия на кухне”
- “Тепловые двигатели. История и перспективы развития”
9 класс
- “Влияние звука на живые организмы”
10 класс
- “Нужны ли исследования космоса человечеству?”
- “Электричество и жизнь”
11 класс
- “Нужно ли верить рекламе?”
- “Проблемы энергосбережения в нашем городе”
В этом учебном году мы проводили конференцию с участием семиклассников “Трение: вред или польза”.
Подготовительный этап:
– определение темы конференции,
– определение целей и задач конференции,
– определение времени и места проведения конференции,
– определение тем докладов, которые выносятся на конференцию,
– учитель озвучивает рекомендуемые источники информации, из которых можно найти достоверную информацию
– рассматриваются и отбираются заявки школьников,
– консультации учащихся.
План конференции, тематика выступлений вывешивается заранее на доске “Информация”.
План Конференции
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Ход конференции(Выступления учащихся)
- Заключительное слово учителя. Подведение итогов
- Награждение.
К материалам конференции предъявляются следующие требования:
Требования по содержанию:
- соответствие теме и научно-практической направленности конференции;
- чёткость и непротиворечивость изложения, логичность суждений, стилистическая выдержанность текста.
В рамках работы конференции устанавливается следующий регламент:
- на доклад предоставляется 4-5 мин;
- на вопросы и комментарии до 5 мин;
- на вступительное и завершающее слово ведущего до 10 мин.
За несколько дней до конференции учитель прослушивает сообщения учащихся, вносит предложения для улучшения выступления. Обязательно озвучивает требование не читать текст, говорить своими словами. Можно пользоваться планом выступления и тезисами.
После каждого выступления аудитории предлагается обратиться к выступающему с вопросами, внести дополнения. Желательно, чтобы в процессе прослушивания сообщений слушатели записывали темы, основные положения. Это способствует повышению внимания к докладу.
В конце конференции проводится опрос на лучшего выступающего.
Учитель с инициативной группой оценивают выступления учащихся.
При оценивании презентации можно воспользоваться такой системой оценивания:
Критерии оценивания выступления:
- Соответствие содержания теме;
- Постановка целей работы
- Составление плана выступления
- Полнота раскрытия темы
- Эффективность использования возможностей иллюстративного материала (наличие рисунков, фотографий, таблиц, графиков, звуковых и видео объектов)
- Оформление презентации (заголовки, шрифты, грамотное использование цвета, эффекты анимации)
- Наличие списка информационных ресурсов
- Отсутствие грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок.
- Логическое построение презентации
- Умение работать с презентацией перед классом
По результатам оценивания и зрительского опроса проводится награждение выступающих.
Приложение: презентация (презентация выполнена учителем как образец проведения конференции, оформление и текст скорректирован в единой форме. Я считаю такую корректировку возможной только в первый год обучения. При оценивании выступлений учащихся старших классов более строго рассматривать оформление презентации)
Литература.
- Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.и др. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Ученое пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений– М.: Изд. центр “Академия”, 2000.
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 448 с.
- Палат Е.С. Современные информационные технологии в образовании. М.: Академия. 2000.
- Разумовский В.Г., Бугаев А.И., Дик Ю.И. Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. А.В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 398 с.
- Методика преподавания физики в 7 - 8 классах. /Под ред. А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
- Современный урок физики в средней школе. /Под ред. В.Г. Разумовского, Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983.
- Внеурочная работа по физике. /Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
- Перышкин А.В., Родина Н.А., Рошовская Х.Д. Преподавание физики в 6–7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
- Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.: Просвещение, 1988.
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988.
- Л.П.Лисовский, "Трение в природе и технике", М.,журнал "Квант" .
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977.
- Физический энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1983
- Электронная библиотека наглядных пособий: Физика, 7-11 классы /Ханнанов Н.К., Баяндин Д.В., Берков А.В., Тихонова Е.Н. –М.: Дрофа, 2004.
- Уроки физики Кирилла и Мефодия. 5-11 классы. – М.: “Кирилл и Мефодий”, 2007
- http://class-fizika.narod.ru/7_tren.htm
- http://prezentacii.com/po-fizike/9147-sila-treniya-skolzheniya.htm
- http://www.all-fizika.com.htm
- http://900igr.net/fotografii/fizika/Priroda-sily-trenija/001-CHto-takoe-sila-trenija.html