Продолжительность урока: 45 минут
Необходимое оборудование: проектор, компьютер, карточки для теста.
Авторский медиа продукт: Microsoft Word, MicrosoftPoint.
Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.
Структура презентации
№ слайда | Содержание |
1 | Титульный лист |
2 | Цель |
3 | Содержание |
4-5 | Понятие общения |
6 | Средства общения |
7 | Общение (как информационно-коммуникативный процесс) |
8 | Информационные каналы |
9 | Жесты и позы |
10-11 | Мимика |
12 | Определение значения каждого жеста |
13 | Невербальные средства общения |
14 | Дайте определения |
15 | О чем говорят позы |
16 | Предметные контактные, тактильные действия |
17-18-19 | Это интересно |
20 | Игра “Зеркало” |
21 | Домашнее задание |
Целесообразность использования медиа продукта на уроке:
- Недостаточное количество информационного материала в учебнике
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
- Эффективное использования времени
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых знаний, сведений и показа демонстрационных фрагментов
- Повышение интереса учащихся к предмету.
Задачи урока:
- Образовательные: Сформировать у учащихся представление о языке жестов
- Развивающие: Научить учащихся определять внутреннее состояние собеседника по языку жестов
- Воспитательные: Сформировать у учащихся умение пользоваться в общении выразительными средствами мимики, жестов.
Структурные элементы | Время | № слайда | Развитие качеств | Личностных и психических процессов |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока | 1 мин | 1 | Внимание | Умение слушать |
Разъяснение задач урока, содержание | 2 мин | 2-3 | Внимание | Умение слушать |
Подготовка к изучению новой темы.
Актуализация знаний, необходимых для усвоения
новой темы. Повторение: какие средства общения вы знаете?(Проверка знаний) |
5 мин | Рефлексивность активность аргументирование | ||
Изучение нового материала. Понятие о невербальном общении | 5 мин | Внимание точность логичность | Умение слушать и слышать аналитичность самостоятельность Рефлексивность | |
Практическая работа. Определите значение каждого жеста. Составьте диалог, используя жесты. Составьте предложения со словом взгляд | 20 мин | Внимание | Самостоятельность Рефлексивность коммуникативность | |
Вывод: Как помогают жесты в общении. Заслушиваются предполагаемые ответы | 7 мин | Внимание память | Активность аналитичность аргументирование рефлексивность | |
Домашние задание. Подготовить сообщения по теме “Общение и конфликт” | 3 мин | Внимание | Самостоятельность активность любознательность | |
Рефлексия
|
2 мин |
Ход урока
I. Орг.момент
- Здравствуйте, ребята. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Дар речи – одна из самых удивительных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет общение в нашей жизни. Скажите, ребята, а где человек общается?(в школе, дома, во дворе)А с кем человек общается?(с друзьями, родителями, родственниками, с окружающими людьми, животными)Как вы думаете, для чего человек общается?(чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению) Кто может объяснить, что такое общение?(выслушиваются ответы учащихся, формулируется понятие)
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями.
Так какую же роль играет общение в нашей жизни?
Oбщение присутствует в нашей жизни всегда и везде, даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, общаемся с героями, а часто с самим собой)
II. Новый материал.
Как вы уже поняли, сегодня у нас речь пойдет об общении, о различных средствах общения. Скажите, пожалуйста, все ли слова в теме урока вам понятны? Какие непонятны или незнакомы?
Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не столько словесно, сколько при помощи невербальной информации, передаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это может существенно дополнить, обогатить содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнося красивые фразы.
Ученый Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию, звук) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течении 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений.
Таким образом, невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначения для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
Несмотря на то, что проделано очень много исследований ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников – обезьян.
Когда вы скрещиваете руки на своей груди, скрещиваете ли вы правую руку над левой или левую над правой? Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос до тех пор, пока они это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, в другом случае нет. Отсюда можно заключить, что это, возможно, генетический жест, который не может быть изменен.
Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими.
Наиболее ярким проявлением врожденных невербальных средств общения являются эмоции, поскольку они имеют биологическую основу. В системе эмоциональных состояний человека исследователь различает 7 основных человеческих эмоций, к которым относятся: радость/счастье, удивление/изумление, страх, отвращение/презрение, печаль, гнев/ярость, интерес/любопытство. Названные эмоции присущи любому человеку, независимо от его социокультурной принадлежности. Все остальные средства невербального поведения являются социально обусловленными.
В невербальном общении выделяют
- кинесику (общение жестами),
- проксимику (расположение коммуникантов в пространстве как фактор взаимодействия),
- паралингвистическое (голос, интонация, темп речи) и экстралингвистическое (поза, жест) общение, визуальное взаимодействие (язык взглядов),
- такесику (прикосновения).
Жесты
В общении жесты выполняют разнообразные функции. Ученые отмечают следующие функции жестов в человеческом общении:
- функции повтора, или дублирования актуальной речевой информации (показывать пальцем, глазами, головой);
- замещения речевого высказывания (кивок, жест – приложить палец к губам: “Молчи. Ни слова”);
- дополнения речи в смысловом отношении (погрозить пальцем, погрозить кулаком – слова угрозы: “Смотри у меня”);
- роль регулятора речевого общения, или средства поддержания речи, т.е. фатическая функция (переодически повторяющийся кивок “академический кивок” одного из участника общения).
Кроме того, отмечается, что жесты могут подчеркивать или усиливать некоторые компоненты речи, а также могут противоречить речевому высказыванию.
Мимика
Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репертуара личности. Лицо человека осуществляет, особенно на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю последующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.
Обычно мимику анализируют:
- по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
- на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - ассиметрия, динамика, амплитуда);
- в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения
Взгляд
“Ускользающий” от традиционных методов изучения взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах. Например, прямой взгляд – это может быть не только характеристика взгляда в данный момент общения, но и отражение устойчивого свойства личности – прямоты. В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья – это манера смотрения на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к другим людям. “Стрелять глазами”, “строить глазки”, “мерить взглядом с головы до ног”, “взглянуть свысока”, “ловить взгляд”, “манить взглядом”, “провожать взглядом” – все эти наименования взгляда не столько принадлежат научной психологии, сколько отражают обыденный опыт. Взгляд сопряжен с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд.
Взгляд бывает: дружеский – враждебный, искренний – неискренний, доверчивый – недоверчивый, уверенный – неуверенный, понимающий – непонимающий, ласковый – грубый, отчужденный – включенный, отталкивающий – притягивающий.
Поза
Еще один элемент экспрессии – это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног – это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завершенной позы, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и следовательно, к исчезновению самого феномена “поза”. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Человеческое тело способно принять около тысячи различных устойчивых положений. В силу культурных, групповых традиций одни позы запрещаются, а другие закрепляются. Сидеть, развалившись на стуле или положить ноги на стол, в присутствии стоящего партнера не принято. На такие позы существует запрет, они классифицируются как вульгарные. Поэтому, как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент восприятия какой-то необычной информации человек может повернуться к собеседнику, приподнять плечи, наклонить голову вбок, показать пальцем на источник информации, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный.
Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса.
III. Практическая работа
Работа в парах. Задание: Определите значение каждого жеста Составьте диалог.
Дайте определение взглядам. Запишите словосочетания
Составьте предложения со словом взгляд используя слова для справок. (понурый, хитрый, удивленный, злой удрученный, веселый, уставший, равнодушный.)
Определите о чем говорят позы
IV. Закрепление
1. Это интересно (что обозначают жесты в разных странах)
2. Игра “Зеркало” (в парах повторять движения)
V. Домашнее задание
1. Понаблюдайте за беседой двух незнакомых на улице.
Постарайтесь определить:
- кто является лидером в данном диалоге;
- естественно ли ведут себя собеседники;
- назревает ли конфликт;
- кто простится первым и уйдет.
2. Развитие мимики.
1. Усвойте особенности своей мимики, обозначая наиболее простые эмоции: восторг, гнев, удивление.
2. Проведите активную гимнастику перед зеркалом, напрягая и расслабляя соответствующие мышцы и фиксируя их напряжение в памяти мышц.
3. С помощью мимики, жестов отобразите простые ситуации: разговор шепотом, рассматривание объекта в бинокль, написание записки и т.п
VI. Рефлексия
- Моя мыслительная активность была....
- Больше всего мне понравилось.............
- Сегодняшний урок показал....
Список литературы.
- Куницына В.Н. и др. Межличностное общение – СПБ..2002. С. 189
- Клюева Н.В. Филиппова Ю.В. Общение – Ярославль, 2001.
- С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2012.