(слайд №1)
1 ведущий: Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из основных мест занимает идеал совершенства человеческой личности. В стремлении к совершенству заключено высшее достоинство человека.
2 ведущий: Совершенствование человека, порождаемое трудовой деятельностью, шло одновременно как в сфере материальной, так и в сфере духовной культуры. Вместе с тем у каждого народа существовал свой эталон оценки.
1 ведущий: Национальное достоинство предполагает быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение других народов. Устное творчество всех народов содержит в себе развернутое указание на главные черты личности человека, свидетельствующие о ее духовном богатстве. Это своего рода программа формирования личности.
(слайд №2)
2 ведущий: Как характеризуется русский "добрый молодец" в сказках и песнях? Он честен, скромен, добр, трудолюбив, смел и удал.
(слайд №3)
1 ведущий: Всего два слова "умница и красавица" называют главные качества русской женщины.
(слайд №4)
2 ведущий: Нравственный идеал русского народа можно представить в виде схемы:
Человек |
|
Трудовая деятельность Трудолюбие, мастерство |
Природа, земля, родина Любовь к природе, патриотизм |
Общение, язык |
(слайд №5)
1 ведущий: Программа воспитания у русского народа была четко распределена по годам, месяцам, дням недели и была теснейшим образом связана с трудовыми циклами. Труду отводилось наиважнейшее место в формировании основных качеств личности.
2 ведущий: Об этом говорят пословицы: "Горька работа, да хлеб сладок", "Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто", "На чужую работу глядя, сыт не будешь", "Без дела жить - только небо коптить", "Лень мужика не кормит".
(слайд №6)
1 ведущий: Природа во все времена вдохновляла человека на создание замечательных произведений искусства. Эстетическое воздействие природы бесспорно. Необходимо признать ее благотворное влияние на умственное и физическое развитие ребенка.
2 ведущий: Любовь к природе, к родной земле, патриотизм выразились в следующих пословицах: "Своя земля и в горести мила", "В каком народе живешь, того и обычая держись", "Без корня и полынь не растет", "Где сосна взросла, там она и красна", "Родимая сторона - мать, чужая — мачеха".
(слайд №7)
1 ведущий: К наиболее эффективным средствам воспитательного воздействия относятся загадки, пословицы, песни, сказки, игры, скороговорки, праздники. Загадки способствуют развитию мышления детей, приучают анализировать предметы и явления окружающей действительности, сравнивать их и сопоставлять.
(слайд №8)
Инсценировка загадки:
2 ведущий:
Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка.
За девицей — молодец:
Юноша — Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растёт без кореньев?
А что цветёт без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
Девушка — Растёт камень без кореньев.
Цветёт сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.
1 ведущий: Об одном и том же предмете или явлении существует, как правило, несколько загадок. Например: "Выше дерева растет", "Без рук, без ног, а в гору лезет", "Не живой , а дышит", "Вздох за вздохом, а в избе ни души", "С вечера заторкал, со полуночи захоркал, поутру встал, до локтей достал".
2 ведущий: Что же это такое? (к аудитории). Все приведенные загадки имеют одну отгадку: тесто.
1 ведущий: Загадки направлены не только на активизацию мыслительной деятельности. Существует множество загадок о жизни и смерти молодости и старости, лжи и правде, они воздействуют на сознание и призывают человека к совершенствованию своих нравственных качеств, а высокопоэтическая форма способствует эстетическому воспитанию.
(слайд №9)
2 ведущий: Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. “Нарожать - нарожала, а научить не научила”, “Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет”, “Родительское слово мимо не молвится”, “Добрая совесть – глаз божий”.
(слайд №10)
1 ведущий: Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно : “Свой обычай в чужой дом не вноси”, “Не сошлись обычаями, не бывать дружбе”, “Обычай крепче закона”,
2 ведущий: Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.
1 ведущий: Пословицы и песни, как и загадки, представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание. В песнях нередко встречаются загадки и пословицы.
(слайд №11)
2 ведущий: Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
1 ведущий: Человек счастлив, когда поет. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение.
2 ведущий: Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Пение народных песен - это естественная частичка бытия.
Исполнение песни “У наших ворот” (плясовая Белгородской области)
(слайд №12)
1 ведущий: Сказки являются важными воспитательными средствами. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, любовь, добро, гуманизм.
2 ведущий: Образность – важная особенность сказок. В герое ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер : “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.
Инсценировка сказки В.Даля “Мышь и воробей”
1 Ведущий: Жил-был на свете мужичок - крестьянин исправный, работы не боялся. Сожнет мужичок хлеб, перетрет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит: "Это на долю бедной братии". Услышал это Воробей. (выбегает Воробей)
Воробей: Чив-чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да на нашу братию отложил!
Мышь: Ш-ш-ш! Не кричи, а то все услышат. налетит ваша братия, все по зернышку разнесут и нам с тобой ничего не останется.
Воробей: Хорошо. Давай жить - дружить, хлеб пополам делить.
Мышь: Как же! буду я с тобой делится!
Воробей: Раз так, я пойду к твоему царю Льву на тебя жаловаться.
(появляется Лев, а Мышь прячется за него и что-то ему нашептывает)
Воробей: Лев, царь звериный! твоя холопка - Мышь обманула меня, не захотела со мной делиться. Коли ты нас не рассудишь, так полечу к своему царю Орлу!
Лев: Давно бы так! Лети к своему Орлу!
(Воробей идет на другой конец сцены к Орлу, подает челобитную. Орел молча читает.)
Орел: Эй, трубачи! Трубите сбор моим богатырям: беркутам, соколам, ястребам, чтобы клювы точили и когти вострили! А ты, Лев, звериный царь, почему своих зверишек в страхе не держишь? наших пернатых жалоб не разбираешь? За это подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая!
Лев: Ах, так! Зови Мышь мое царств звериное: барсов, волков, медведей - воевать будем!
(Лев и Орел сражаются, Мышь и Воробей смотрят)
Воробей: Наши побеждают!
Мышь: А теперь наши в наступление пошли!
Воробей: Давай, ребята! Ура! Побеждаем!
(Мышь пятится в сторону, хочет убежать, но Лев ее хватает за шиворот)
Лев: Ах ты, мелюзга подпольная! Из-за тебя бились мы, себя не жалея, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные, бейте отбой! Присуждаю весь хлеб Воробью отдать!
2 Ведущий: Воробушек разжился и стало у него что ни день, то праздник: гостей видимо-невидимо! И поют они песни про Воробья богатого да про свою удаль молодецкую.
(слайд №13)
1 ведущий: Часто в сказках звучат песни, загадки, пословицы, фразеологизмы. Сочетание жанров фольклора усиливает воспитательное воздействие.
2 ведущий: Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
(слайд №14)
1 ведущий: Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
(слайд №15)
2 ведущий: Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
(слайд №16)
1 ведущий: Махнул старик годовик четвертый
раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный
ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
(слайд №17)
2 ведущий: А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
(слайд №18)
Загадки для аудитории:
1 ведущий:
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
2 ведущий:
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
(слайд №19)
1 ведущий: Общинность, взаимопомощь, дружба всегда были основными ценностями. Не зря в пословицах говорится: "Доброе братство милее богатства", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Один в поле не воин", "Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь", "Язык один и в будни и в праздники".
(слайд №20)
2 ведущий: Игры были средством воспитания духа общности, учили с детства действовать сообща, развивали не только физическую ловкость и силу, но и гибкость ума, смекалку.
Игры с залом
(собрать 2 команды по 5 человек)
1. Передать скороговорки: "Уже и ужи в луже" (на скорость и точность)
(слайд №21)
2. Объяснить фразеологизм: "Вешать нос на квинту" (1 команде),
"Забубенная голова" (2 команде).
(слайд №22)
3. Ответь на вопрос: "Что делать, если..?” (команды отвечают по очереди)
Вам подложили свинью.
Вам суют палки в колеса.
У вас померк свет в глазах.
Перед вами ломают комедию.
Вы вылетели в трубу.
Вам дали сто очков вперед.
В вас мечут громы и молнии.
Вы проглотили аршин.
В ваш огород пустили козла.
На ваших глазах делают из мухи слона.
(слайд №23)
1 ведущий: А какая же игра без песни? С песней играть интересней!
Исполнение игровых песен (с участием команд):
- “Как у дяди Трифона” (игровая Тульской области)
- “Ай, заинька, ай, серенький” (игровая Смоленской области)
(слайд №24)
2 ведущий: Слово "фольклор" переводится как "народная мудрость. Такие средства воспитания как песни, загадки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы, игры, сказки и обряды были направлены на совершенствование личности.
1 ведущий: Так совершенство личности перерастало в совершенство семьи, совершенство семьи- в совершенство рода, а совершенство рода вело к совершенству всего народа.
(слайд №25)
Исполнение песни “Восходило красно-солнышко” (хороводная Владимирской области)