"Синяя сказка – гжельский промысел". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;
  • Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

Задачи урока:

Образовательная:

1. Научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

2. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

1. Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

2. Способствовать творческому подходу работе,

3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

4. Индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование:

Для учителя:

- Презентация “Гжель”;

- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;

- Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”;

- Книга “Сказочная Гжель”;

- Плакат-таблица “Гжель”;

- Альбом “Народное декоративное искусство”;

- Рисунки детей прошлых лет.

Для учащихся – белая бумага, простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти широкие и тонкие, раздаточный набор открыток с образцами гжельских изделий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа. Введение в тему урока.

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. (Слайд) Слово “Гжель” невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и далеко за ее пределами.

(Чтение стихотворения учащимся).

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, (Слайд)
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель...
/П.Синявский /

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Гжель – это место старинное, а вот что о нем нам расскажут учащиеся.

Сообщение учащихся: (Слайд)

1. Гжель – село в 60 км от Москвы по Казанской железной дороге, а также расположенный вокруг него гончарный район из 30 сел и деревень. (Слайд) Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. (Слайд) За тем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572 – 1578 гг. (Слайд) Слово “Гжель” происходит от слова “жечь”. И, действительно, издавна Гжель славилась своими глинами, которые люди научились обжигать. Крестьяне гжельских деревень и сел делали кирпич, посуду и игрушки.

И, действительно, мастера глину жгли еще VII-VIII веках. Делали необходимую посуду, обжигая ее в печах для прочности, называли ее черепками. Только в конце VIII века мастера стали применять и использовать эмаль – глазурь. Поливали посуду зеленоватой или коричневой глазурью (купали в Глазури), а потом ставили в печь для обжига. После обжига посуда становилась красивой, блестящей, не пропускающей воду. Посуду стали называть “муравленой”. А из глины, что попроще делали кирпичи и черепицу.

Глина в Гжели особенная, везде коричнево-красная, а здесь белая и серая (голубая глина).

Сообщение учащихся: (Слайд)

2. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: “... во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать Глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”. В 1710 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу “для дела алхимической посуды”.

С середины XVIII века Гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины, квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Смело вводились синий, желтый, зеленый и коричневый цвета. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Кувшины, кумганы, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы.

Специально для изготовления аптекарской посуды было доставлено 15 возов глины. Мастера уже осваивали новый вид посуды – “алхимический”. Дети тоже помогали своим родителям, а из остатков глины лепили простые игрушки. Чтобы игрушки были красивыми, нарядными – расписывали их красками. Да и мастера были такие выдумщики, посуду украшали так искусно, ручки – веточки – завитки, на крышечке птичка, и многое другое...да еще и затейливо ярко раскрашено. Разноцветная посуда получила название “майолика”. (Слайд)

В XVI – XVII веках самой лучшей посудой в мире считался китайский фарфор. Он был белый, звонкий, стенки чашек были тонкими, ручки очень изящны. Китайцы никому не выдавали секрета изготовления своей посуды, и была она очень дорогая.

Но однажды случилось непредвиденное обстоятельство – Дмитрий Иванович Виноградов – большой знаток глин и гончарного искусства, пригласил самого знаменитого профессора того времени – Михайло Васильевича Ломоносова в Гжель. И вот что из этого получилось...

Сообщение учащихся: (Слайд)

3. В 1749 году знаток глин Д.И. Виноградов и М.В.Ломоносов дали самую высокую оценку гжельским глинам, смешав оренбургскую и гжельскую глины, получили настоящий чистый и белый порцелин (фарфоровую массу). В 1800-1804 гг. основан первый фарфоровый завод. Фарфоровые и фаянсовые изделия отличаются тонкостью стенок и белизной. Способы украшения их разнообразны.

После 1802 года меняется роспись изделий – вместо многоцветной стали делать одноцветные росписи с применением кобальта (синей краски). (Слайд)

Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Посудные изделия дополнила скульптура, изображающая жанровые сцены.

В 1811 году Гжельская посуда считается самой лучшей в России. Гжельские изделия распространились не только по всей России, но и их вывозили и в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, Гжельские мастера создали устойчивый ассортимент “азиатского” фарфора – чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью.

Сегодня объединение “Гжель” - современное предприятие, в состав которого входит несколько производств с персоналом, состоящим из сотен высококвалифицированных рабочих.

Но во всех изделиях, начиная с самых простых и кончая самыми уникальными и сложными, применяют только ручную роспись! Синее изображение на белом фоне.

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – Быль или Небыль?
Изделия рук золотых.

III. Деятельность учащихся под руководством учителя.

А сейчас мы с вами познакомимся с основными элементами росписи гжельских мастеров (Слайд):

1. (Слайд) Чтобы посуда была нарядной, праздничной, ее украшали самыми разными элементами росписи. Самые простые и распространенные – это геометрические (полоса, точка, клетка, волна и др.). Ими украшали край - кромку посуды. При помощи этих простых орнаментов можно было подчеркнуть форму ручки, крышки; подчеркнуть, выделить центральную часть. (Слайд)

2. (Слайд) Второй элемент - это усик и капелька. Соединяя эти элементы, можно составить красивые узоры, которые украсят не только край-кромку, но и может украсить центральную часть.

Капелька – это листики, ромашки, колокольчики и многое другое.

3. (Слайд) Третий элемент росписи – это мазок. Мазок может быть прямым, волнистым, зигзагообразным, в форме запятой... Мазок хорошо смотрится, когда на кисточке одновременно взято темная и светлая краски. При помощи мазка можно нарисовать: деревья, облака, любимые Гжельские цветы – розы, конечно, Птицу Счастья – синюю Птицу. (Слайд)

Второй урок - Творческая работа учащихся.

Цели и задачи:

1. Закрепление пройденного материала.

2. Практическая часть:

- работа с трафаретом;

- роспись изделия под Гжель.

3. Экспресс-выставка – подведение итогов.

Вопросы:

1.Что такое майолика?

2. Назовите элементы росписи Гжельских мастеров?

3. Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?

4. Из какого материала изготавливаются гжельские изделия?

(Слайд)

Итоги урока.

  • Выставка готовых работ.
  • Оценивание работ учащимися.