Класс: 9 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Девиз: “Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать”. (Пифагор)
Цели урока:
образовательные:
- сообщить краткую историю появления процентов;
- привести примеры повседневного использования процентных вычислений в настоящее время; формировать навыки прикладного использования аппарата линейных уравнений, уметь использовать приобретенные навыки в практической деятельности и повседневной жизни; выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на проценты;
развивающая:
- развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач;
- умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать задание; умение оценивать собственные возможности;
воспитательная:
- воспитывать познавательный интерес к математике, культуру общения, способность к коллективной работе, воспитывать потребность в самообразовании.
Оборудование урока:
- карточки с заданиями для самостоятельной работы
- карточки с дифференцированными домашними заданиями
- презентация к уроку
- персональный компьютер, мультимедиа проектор
План урока
- Организационный момент
- Повторение основных понятий
- Фронтальная письменная работа
- Рефлексия
- Дифференцированное домашнее задание
Структура урока
Организационный момент
Постановка цели. Мотивация “Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать. Пифагор
1 этап. Актуализация понятия процента.
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока “Решение текстовых задач на проценты”.
Многие задачи в математике связаны с понятием “проценты”, “процентное содержание”. Эти задачи входят в задания по итоговой аттестации.
Историческая справка.
Слово “процент” происходит от латинского слова pro centum,что буквально означает “за сотню” или “со ста”. Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотовых долях. Процент - это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого.
Знак “%” происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
Актуализация опорных знаний и умений.
- Что называется процентом ( сотая часть числа)
- В какой форме еще можно записывать проценты? (Проценты можно записать в виде обыкновенной или десятичной дроби)
Задание 1. ( устно) Соотнести проценты и соответствующие им дроби (Приложение 1)
- При решении задач используются основные сокращенные процентные отношения
100% = 1 | 5% = 1/20 | ||
50% = 1/2 | 200% = 2 | 1% = 1/100 | р % = 0,01р = р/100 |
25% = 1/4 | 10% = 1/10 |
- Основные задачи на проценты – это:
- 1. Нахождение процентов данного числа.
Чтобы найти р % от а, надо а*0,01р
- 2. Нахождение числа по его процентам.
Если известно, что р% числа равно b, то а = b: 0,01р
- 3. Нахождение процентного отношения чисел.
Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100%
а/b *100
Задание 2. Произвести расчеты ( ответы записать на листах, с последующей проверкой)
Найти 25 % от 56 | (14) |
Сколько % составит 30 от 75? | (40) |
Найдите число, 20% которого равны 12. | (60) |
Какое число, увеличенное на 13% составит 339 ? | (300) |
На сколько % число 150 больше числа 120? | (25) |
В магазине А цену на товар сначала увеличили на 30%, затем снизили на 30%. В магазине Б - снизили на 30 %, затем увеличили на 30%. Где выгодно совершить покупку? (цены одинаковые)
2. Решение основных задач на проценты
- На уроках математике мы решаем много задач. Но нужны ли проценты нам в обычной жизни?
- Проценты прочно вошли в нашу жизнь – скидки, налоги, кредиты, на любой продуктовой этикетке мы встречаем проценты.
Для решения я предлагаю вам задачи из нашей повседневной жизни.
Задача 1 (ЕГЭ)
При оплате услуг через платежный терминал взымается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приемное устройство данного терминала?
Решение:
300 * 0,05= 15 р – комиссия
300 + 15 = 315 сумма вместе с комиссией;
320 р - надо положить на счет.
Задача 2 (из задач учеников)
На покупку планшета взяли кредит 20000 р на 1 год под 16 % годовых. Вычислите, сколько денег необходимо вернуть банку, какова ежемесячная сумма выплат?
Решение:
20000*0,16 = 3200 – один год
20000 + 3200 = 23200 р
23200:12= 1933 р
Задача 3 ( ЕГЭ )
Мобильный телефон стоил 5000 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 3000 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Решение:
5000 – 3000 = 2000 – на столько снижена цена на телефон
2000: 5000 *100 = 2:5 *100 = 0,4 *100 = 40 %
Ответ: на 40 %.
3. Задачи на смеси и сплавы.
На выпускных экзаменах встречается много задач на смеси и сплавы. При решении таких задач мы используем таблицу.
Таблица для решения задач имеет вид (на доске)
Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов | % содержание вещества (доля содержания вещества) |
Масса раствора (смеси, сплава) |
Масса вещества |
Задача 4
Смешали 8 литров 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 12 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:
% содержания вещества | Масса раствора | Масса вещества | |
1 раствор | 15% = 0,15 | 8 л | 8 *0,15 |
2 раствор | 25% = 0,25 | 12 л | 12 * 0,25 |
смесь | X | 8 + 12 = 20 л | 20 x |
Сумма масс некоторого вещества в двух первых растворах (то есть в первых двух строчках) равна массе этого вещества в полученном растворе (третья строка таблицы):
20 x = 8*0,15 + 12 * 0,25
20 x = 1,2 + 3 = 4, 2
x = 4,2 : 20 = 0,21 = 21 %
Ответ: 21 %.
Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы (правило креста).
Впервые о нем было упомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.
Данный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения: либо рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ.
Задача 5.
Один раствор содержит 20 % соли, а второй – 70 %. Сколько граммов первого и второго раствора нужно взять, чтобы получить 100 г 50% раствора.
Решение:
Применим правило “креста”.
Составим схему:
Значит, 100 г смеси составляют 20 + 30 = 50 частей.
100 : ( 20 + 30 ) = 2 г - на 1 часть.
2 * 20 = 40 г – 20% раствора
2 * 30 = 60 г – 70 % раствора
Ответ: 40 г- 20 % раствора; 60 г- 70 % раствора.
Задача 6.
Первый сплав содержит 10 % меди, второй - 25 % меди. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 30 кг, содержащий 20 % меди. Какое количество каждого сплава было использовано?
Решить задачу разными способами: системой уравнений, линейным уравнением, “крестом”.
(по рядам.)
1 способ: (система уравнений)
% содержания вещества | Масса сплава | Масса меди | |
1 сплав | 10% = 0,1 | Х кг | х * 0,1 |
2 сплав | 25% = 0,25 | У кг | у * 0,25 |
сплав | 20 % = 0,2 | 3 кг | 3 * 0,2 |
0,15 у = 0,3 у = 2 , значит х = 1.
Ответ: 1 сплав – 1 кг, 2 сплав – 2 кг.
2 способ: ( линейное уравнение)
% содержания вещества | Масса сплава | Масса меди | |
1 сплав | 10% = 0,1 | Х кг | х * 0,1 |
2 сплав | 25% = 0,25 | 3 - х кг | ( 3 – х) * 0,25 |
сплав | 20 % = 0,2 | 3 кг | 3 * 0,2 |
х * 0,1 + ( 3 - х ) * 0,25 = 3 * 0,2
х * 0,1 + 0,75 - х * 0,25 = 0,6
- 0,15 х = - 0,15
х = 1, значит 3 – 1 = 2.
Ответ : 1 сплав – 1 кг, 2 сплав – 2 кг.
3 способ: (“крест”)
5+10 = 15 частей в 3 кг
3: 15 = 0,2 кг – в 1 части.
На 5 частей – 0,2 * 5 = 1 кг
На 10 частей - 0, 2 * 10 = 2 кг
Ответ: 1 сплав – 1 кг, 2 сплав – 2 кг.
Защита решения задачи (по одному ученику от ряда представляют свое решение ).
Вывод: Разные способы решения дают одинаковый результат. И вы сами выбираете тот путь решения, который больше подходит для данной задачи.
4 этап. Рефлексия
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я повторил ...
- Сегодня на уроке я узнал ...
- Сегодня на уроке я научился ...
5 этап. Домашнее задание (карточки каждому ученику, задачи разного уровня)
Критерии оценки домашнего задания:
Решить данные задачи двумя способами. Уровень сложности выбираете самостоятельно.
6 этап. Оценка знаний
- Оцените свои знания и умения по данной теме.
- Спасибо за урок!