Цель: Обобщить материал по теме, закрепить знание детьми алгоритма, совершенствовать умение подбирать проверочные слова.
Оборудование: перфокарты, карточки, экран, компьютер, презентация.
Ход урока
слайд 1
1. Орг. Момент.
- Сказки мудростью богаты, слайд 2
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
Сегодня мы отправляемся в гости к сказке.
Сели поудобнее: раз, два, три на мир по-новому смотри!
2. Минутка каллиграфии.
В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был третий класс. слайд 3
А у них царь-учитель строгий был, он всему ребят учил.
Вот однажды, в зимний день,
Записать его не лень (записали: 2 декабря. Классная работа.) слайд 4
Царь решил: во все концы,
Должны быть посланы гонцы.
Разузнать и доложить: слайд 5
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нем знают?
И как в жизни применяют?
Много времени проходит,
С донесеньями гонцы
Воротились молодцы.
Царь собрал все донесенья
Для скорейшего прочтенья.
Видит, гласных пять стоят,
На него они глядят.
- В написании, каких гласных, мы чаще всего делаем ошибки? слайд 6
(это гласные о, а, я, е, и в слабой позиции)
- Давайте подготовим руки к письму, чтобы их записать.
Идут четыре пальца, слайд 7
Навстречу им - большой.
Здравствуй, Большак!
Здравствуй, Васька – Указка,
Здравствуй, Мишка – Серёдка,
Здравствуй, Гришка – Сиротка,
Здравствуй, маленький Тимошка!
А теперь запишем эти пять гласных – самых опасных!
3. Повторение. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель:
- Что значит безударная гласная? слайд 8
Дети:
- Гласная в слабой позиции.
Учитель:
- Почему безударные гласные нуждаются в проверке?
Дети:
- Они слышатся не так, как пишутся.
Учитель:
- Как проверить написание безударных гласных в корне?
Дети:
- Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: волна – волны, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: глядит – взгляд.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать г?ра, тр? ва
И слова м?ря, д? ла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
Учитель:
- Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?
Дети:
- Безударные гласные в словарных словах надо запомнить.
Делу – время,
Потехе – час,
Прочитайте слова сейчас: слайд 9
С.лдат, т.пор, прин.сла, похв.лила, с.поги, отв.чает.
- Прочитайте, пожалуйста, слова и разделите на две группы.
- Какие группы у вас получились? (по грамматическому признаку – имена существительные глаголы, по орфограммам – безударные гласные проверяемые ударением и непроверяемые ударением)
Запишите слова в тетрадь в два столбика.
На доске (для самопроверки) слайд 10
топор нёс - принесла солдат хвалит – похвалила сапоги ответ – отвечает
Из какой сказки эти слова? Кто главный герой?
(“Каша из топора” - солдат)
Сегодня солдат пришёл к нам на урок. слайд 11
“Очень долго я к вам шёл, - говорит солдат. – Длинная была дорога. Принёс я вам много заданий по русскому языку. С одним заданием вы уже справились. Можно развязать один узелок на моём платке. Узелки я завязал на память, но всё равно забыл, как выполняются задания. Вы мне поможете?” слайд 12
- Назовите номер строчки, в которой записаны только однокоренные слова.
1). Лётчик, летать, полёт, лето слайд 13
2). Заморозит, морж, мороз, морозильник
3) Старик, старый, старуха, постарели.
Учитель:
- Запишите только те слова этой строчки, в которых безударные гласные в слабой позиции.
Дети:
- Старик, старуха, постарели.
(проверка: ненужные строчки исчезают) слайд 14
- Назовите номер строчки, где во всех словах пропущена буква О.
1). В...лчата, г...лчата, з...йчата, к...злята слайд 15
2). Р...дник, п...рник, н...чник, т...йник
3). С...сновый, д...ждливый, х...ровой, б...льной
(Проверка: ненужные строчки исчезают, в строке №3 появляются буквы О)
4. Ученики получают индивидуальные задания. Работают за партой и у доски.
3 ученика работают с перфокартами по теме “Безударные гласные”.
Стрела, катались, добро, водичка, тащить, летать, вытянул, боец, ленивый, число, плита, тишина. (Отметь орфограмму).
4-й ученик: “Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу”
Выдумка, х...рошенький, покрышка, б...гуны, к...менистый, ...реховый, переезд.
5-й ученик получает карточку: “Вставить буквы, рядом написать проверочные слова”.
Покр...снел, зв...риный, м...стерская, д...брота, к...рмушка, д...леко, ч...совщик, в...сёлые, ш...луны.
- В это время фронтальная работа.
У: Для чего нужно хорошо знать состав слова?
Д: Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограмму в слове.
У: Проведём игру “Угадай, кто я”. Я читаю загадки, а вы называете отгадки.
- Часть я очень главная, в слове я живу. Без меня нет смысла ни розе, ни ежу (корень)
- Я - часть, а не предлог. Без меня никто не смог. Я не слово, а добавка. Называюсь я (приставка).
- Ну, а я - частичка. Обозначусь я, как птичка. Только вот наоборот. Это каждый разберёт. (суффикс)
- Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу, какой смысл в каждом предложении, я всем и сразу расскажу (окончание)
- Без окончания, часть слова. Называюсь я ... (основа)
- Предлог – это часть слова? (нет)
- Приставка – это слово? (нет)
- Какая часть слова самая главная? (корень)
- Какая приставка в слове побежали? (по)
- Какое окончание в слове соседка? (а)
- Есть ли одинаковые приставки и предлоги? (да)
- В слове сад окончание нулевое? (да)
- Приставка служит для связи слов? (нет)
- Какой суффикс в слове домик? (ик)
- Предлоги пишутся отдельно? (да)
- В какой части слова может встретиться безударная гласная?
- В какой части слова её надо проверять?
- Работаем с безударной гласной в корне – устный диктант.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомненья.
(дети показывают букву, устно по очереди называют проверочное слово)
Кормушка (корм), снегирь (снег), крольчиха (кролик), маслёнка (масло), смельчак (смелость), червивый (черви), воздушный (воздух), полезный (польза), беглец (бегаем), верхушка (верх), цепочка (цепи), пилить (пилит), местечко (место), голубка (голубь),терпеть (терпит), окошко (окна), стеклянный (стёкла),посветить (свет), удлинить (длинный), светлячок (светлый).
А теперь проверим работу учеников у доски и оценим её.
Солдат: “Молодцы, ребята! Ещё один узелок развязался! А, чтобы развязать следующий, надо поработать с карточками!” слайд 16
5. Работа с карточками.
Дети получают карточки с текстом.
1 карточка. Попр.сился служивый на н.члег. У ст.рухи всего вдоволь, а солдата поскупилась нак.рмить, прикинулась с.ротой. Коли нет ничего, можно и из топора кашу св.рить.
2 карточка. Солдат налил в.ды в котёл, поставил на .гонь и пос.лил. Ст.руха прин.сла крупы. Добрую кашу можно св.рить.
В каждой карточке дано задание:
- Списать текст.
- Вставить безударные гласные.
- Выделить орфограммы.
- Проверить по перфокарте.
- Разобрать предложение по членам и частям речи. слайд 17
1. 1 2 3 4 5 6
о о а о о а
2. 1 2 3 4 5 6
о о о а е а
Солдат: “Молодцы, ребята! Ещё один узелок развязали! А теперь я хочу с вами поиграть!”
6. Игра - соревнование “Лесенка”
(на доске, по рядам)
пов.р уг.л зм.я стр.ла пл.чо пч.ла кол.ски зв.нок зв.зда гр.чата св.сток нар.дил г.р.док з.лёный б.родка зам.рзать тр.пинка хл.пушка скв.речник пр.вдивый св.тлячок
Ещё немножко поиграем!
Я бросаю мяч и называю слово, поймавший называет слово, противоположное по значению и “возвращает” мяч с проверочным словом.
Холодно – тепло - тёплый
Близко – далеко - даль
Лето – зима - зимний
Легкий – тяжелый - тяжесть
Пресный – солёный – соль
Темно – светло - светлый
Шум – тишина - тихий
Мир – война - войны
Трус – храбрец - храбрый
Зло – добро - добрый
Хороший – плохой – плохо
7. Итог урока.
Развязывается последний узелок. Что же в
платке? Пословица. слайд 18
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок.
Объясните смысл пословицы.
- В сказках побеждает добро, справедливость, терпение, трудолюбие.
Запишите об этом 3-4 предложения. слайд 19
Опора:
- Сказка – это фантастическая история, в которой есть...
- В сказке всегда побеждают...
- Наказываются...
Слова для справок: зло, жадные, жестокие, честные, х.рошие, д.бро.
Вот и сказочке конец, слайд 20
А кто работал - молодец!
Оцените при помощи сигнальной полоски свою работу на уроке.
(хорошо, отлично, удовлетворительно)
Какое правило мы повторили? Кто напомнит?
А на прощание ...
Скажу я слово: – Высоко!
А ты ответишь – ...!
Скажу я слово: – Далеко!
А ты ответишь – ...!
Скажу тебе я слово: – Трус!
Ответишь ты – ...!
Теперь “начало” я скажу.
Ну, отвечай – ...!
8. Д.З. Придумать сказку о безударных гласных.