Задачи:
- начать работу по созданию образного города доброты, его символов и устава;
- на практическом примере показать, насколько ранимо сердце человека; формировать дружеские отношения на примере пословиц, поговорок, фразеологизмов, рисунков;
- развивать речь учащихся, образное мышление, воображение, художественные способности;
- воспитывать коллективизм, чувство сострадания другим людям, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
Оборудование: словарь фразеологизмов, макбуки, цветная бумага, ножницы, альбомы, краски, карандаши, фломастеры.
Ход классного часа
Актуализация знаний.
- Люди добрые, будьте добрее
Самых добрых на свете людей.
Доброта – это тоже идея,
Может, главная из идей.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? Правильно, о доброте. А что такое доброта? (Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
- Подберите однокоренные слова к слову доброта. ( Добрый, добросердечный, добропорядочный, добродушный, добросовестный, доброжелательный, добродетельный)
- Обратите внимание на то, что означают названные вами слова. (Они означают качества человека)
- Кроме того, это слова сложные, они состоят из двух частей. Для составления сложных слов вы использовали слова сердечность, порядочность, душевность, совесть. По значению эти слова имеют прямое отношение к слову доброта.
Практическое задание.
- Ребята, перед вами лежат цветная бумага и ножницы. Я попрошу вас вырезать сердечко. Показ симметричного вырезания.
- А теперь представьте себе ситуацию: человек, с которым вы дружите, вас обидел, совершил какой-то плохой поступок. Мысленно скажите этому человеку всё, что вы о нём думаете. На каждую свою фразу делайте сгиб на бумажном сердечке.
- Посмотрите, как выглядит сердечко теперь. Представьте, что прошло время. Вы простили своего друга, у вас наладились отношения. Мысленно скажите другу приятные добрые слова о том, как вам друг дорог, как вы его уважаете и сожалеете, что вышла ссора, как вы цените дружбу. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердечко.
- Обратите внимание на то, как теперь выглядит сердечко. Подумайте и скажите, какие поступки чаще всего оставляют след на сердце человека? Как должны поступать люди, чтобы не ранить сердце родного человека? Как вообще надо относиться к окружающим? (К окружающим нужно относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе)
Создание города доброты.
- Ребята, я предлагаю создать свой образный город доброты. Мы все будем его жителями. Нам необходимо подобрать название городу, поработать над созданием символов и законов. В дальнейшем мы будем проводить классные часы в рамках нашего города.
Работа над выбором названия города.
Работа по созданию эмблемы города (работа в группах)
Защита своей эмблемы, объяснить значение каждого символа на эмблеме.
Выбор гимна. По желанию учеников гимном стала песня “Дорога добра”. Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
Звучит песня.
- Что должно быть, по вашему мнению, самым важным в нашей работе в рамках города Доброграда? Давайте подберём девиз нашей работы. Работа в группах. Девизы, предложенные детьми:
Сплочённость и доброта спасут мир.
Сплочённость, прежде всего.
Счастье, дружба, добро.
Вежливость, честность, доброта.
Семья, здоровье и друзья.
Создание устава города. Работа в парах; затем коллективное составление свода правил поведения, которые должны соблюдать жители города. Правила, предложенные детьми:
- Иметь как можно больше друзей и относиться к ним с уважением.
- Не должно быть ссор.
- Стараться всегда быть добрыми, честными, справедливыми.
- Дружба должна строиться на взаимопонимании и доверии.
- Стремиться быть воспитанными и сплочёнными.
- Воспитывать в себе умение выслушать друга, понять его проблему и обязательно помочь ему.
- Учиться вежливому общению и поведению в гостях.
- Постоянно обогащать свой словарный запас добрыми, вежливыми, волшебными словами.
Самостоятельная индивидуальная работа и работа в группах.
Задания:
- подобрать пословицы и поговорки о дружбе;
- выписать фразеологизмы о дружбе (работа со словарём фразеологизмов);
- восстановить мудрые высказывания разных народов о дружбе (работа на макбуках);
- создание рисунков на тему “Дружба” на макбуках.
Слово ученикам, подведение итогов самостоятельной работы.
Дополнительный материал.
- Один в поле не воин.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Чем сердиться, лучше помириться.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.
- Красота сердца дороже красоты лица. (Японская мудрость)
- Одни слепы глазами, другие – сердцем. (Индийская мудрость)
- Плати добром за зло. (Талмуд)
- Чем отомстить своему врагу, лучше стараться делать ему как можно больше добра. (Эпиктет)
- Кто помогаем людям, у того и свои желания сбываются. (Английская пословица)
- Против всего можно устоять, но не против доброты. (Жан-Жак Руссо)
- Не гони коня кнутом, а гони его овсом. (Русская пословица)
- Красота до вечера, а доброта навек. (Русская пословица)
- Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле. (Лев Толстой)
- Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (Башкирская пословица)
- Доброта – это желание помочь другим.
- Доброта – это добросердечный порыв разумного человека.
- Доброта – это свет души, освещающий пространство вокруг человека лучше самого сильного фонаря.
- Доброта – это позитивное отношение к окружающему миру и отсутствие злопамятности.
Подведение итогов.
Для создания позитива рассматриваются и описываются картинки, созданные детьми на макбуках.
Что нового для себя вы сегодня узнали? Что ценного возьмёте на вооружение из сегодняшнего занятия?