Классный час «Добро и зло»

Разделы: Классное руководство


Задачи: учить работать с пословицами, с текстом; показать противопоставление добра и зла; развивать коммуникативные качества; вырабатывать стремление делать добрые дела; показать преимущество добрых поступков; развивать речь, мышление, память.

Оборудование: листы бумаги, запись песни “Дорога добра”, Тамара Вернер “Сказка о добре и зле” (возможна работа с пословицами на макбуках).

Ход классного часа

Звучит гимн города Доброграда.

Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим работу, начатую на прошлом классном часе. О чём же пойдет речь?

Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!

- Как вы понимаете эти слова? Высказывания детей.

- Сформулируйте тему классного часа.

Работа с пословицами.

- В народе говорят: “Обидеть, что ударить, приласкать – нужно слова искать”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Высказывания детей.

- Есть ещё одна пословица: “ Осень красна плодами, а человек – делами”.

Какое отношение эти пословицы имеют к теме нашего урока?

Список плохих и добрых дел. Работа в парах.

- Перед вами лежат листы бумаги. При помощи карандаша и линейки разделите лист на две равные части, проведя вертикальную прямую. Подпишите колонки: “Плохо” и “Хорошо”. Составьте список плохих и добрых дел.

- Почему слева плохие поступки, а справа – хорошие? (Так как левая сторона относится к тёмной стороне мира, а правая – к светлой стороне. Материал литературного чтения)

- Назовите те поступки, которые вы написали в колонке “Плохо”. Обобщить.

А теперь то, что записали во второй колонке под названием “Хорошо”. Обобщить.

- Каких поступков оказалось больше? Почему?

- Есть пословицы, которые можно отнесли к названным вами поступкам. Например, “Злой не верит, что есть добрые люди”, “Доброе слово лечит, а худое калечит”, “Хорошо тому добро делать, кто его помнит”, “Зла за зло не воздай”.

Физкультминутка.

Работа по “Сказке о добре и зле”.

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.

“Бездельники, дармоеды!” — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: “Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!” В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так.

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. Услышав крик старухи, дед, пёс и кот подбежали к колодцу. Дед лег на землю, дотянулся до рук старухи и попробовал её вытащить, но сил не хватало. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. И хотя для них для всех у сердитой старухи никогда не находилось доброго слова, они всё — таки помогли деду вытащить её из колодца. “Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников”, — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

Тамара Вернер

- Какой была старуха в начале сказки?

- Что с ней случилось?

- Кто помог ей в беде?

- Благодаря чему старуха стала доброй и ласковой?

- Какой урок для себя мы берём из этой сказки?

Подведение итогов.

Задание: составить пословицу из выражений.

“Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие”.

- Можно ли эту пословицу определить как вывод сегодняшнего занятия?

- Какой свой вывод можете сделать по теме “Добро и зло”?

- Какой совет можете дать жителям Доброграда?

Задание к следующему занятию: прочитать сказку о добре и зле Ольги Москаленко.