Как сделать урок интересным

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (202 кБ)


Аннотация: В статье представлены упражнения для развития внимания, памяти, речи и совершенствования логического мышления учащихся на уроках математики в 5 классе. На уроке учащимся предлагаются познавательные задачи, развивающие способности ученика, задачи, которые вызывают повышенный интерес и стремление их решать. Развивающие задачи урока – развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.

Ключевые слова: разминка, буквенный диктант, числовой диктант, цифровой диктант, смена установки, смысловая память.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

- методов и приемов обучения.

Перечислю некоторые требования к современному уроку:

- По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, то есть осуществлять постоянную “обратную связь” - корректировать непонятное или неправильно понятое.

- Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока ) – вводить забытое понятие поурочного балла.

- Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и так далее. Основная задача каждого учителя – не только научить (в нашем случае – математика), а развивать мышление ребенка средствами своего предмета.

- Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Предлагаю систему упражнений, направленных на развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, а также на совершенствование логического мышления учащихся.

Упражнения соотнесены с изучаемым в 5 классе материалом, поэтому разбиты на несколько пунктов. Предлагать упражнения можно в любом месте урока. Опыт показывает, что учащиеся их хорошо воспринимают, так как видят в них отдых от утомительной, иногда однообразной чисто арифметической тренировки.

Разминка

Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5 – 7 минут.

В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.

Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.

Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе “+”.

Назовите наименьшее однозначное число.

  • Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
  • Если температура воздуха была - , а потом потеплело на , положительной ли стала температура?
  • Сколько человек в трёх квартетах?
  • Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.
  • Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь?
  • Сколько лет было совершеннолетнему 3 года назад?
  • Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических часов в 9 утра?
  • Сколько ног, хвостов и рогов у трёх коров?
  • Сколько палочек в римском написании века гибели А.С. Пушкина?

Буквенный диктант.

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.

  • Т – цирковая кличка собаки Каштанка, (Тётка)
  • Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка)
  • О – время года, когда листья становятся разноцветными, (осень)
  • З – свет мой ... скажи, да всю правду расскажи, (зеркало)
  • Е - самая плохая оценка (7 букв), (единица)
  • К – и от дедушки ушёл и от бабушки ушёл, (Колобок)
  • О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово)

Из первых слов составляем слово - анаграмму – ОТРЕЗОК.

Числовой диктант

При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен?

Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики.

Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы ...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, то есть мы пытаемся расширить кругозор детей.

В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

  • Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.
  • Количество материков умножьте на количество океанов.
  • Найдите сумму цифр года начала второй мировой войны.
  • Разделите прямой угол на 3 части.
  • Объём куба с ребром 4 см, разделите на объём куба с ребром 2 см.
  • Диаметр окружности 8 см, разделите его на радиус этой же окружности.
  • Наибольшее трёхзначное число умножьте на наименьшее натуральное число.

Цифровой диктант.

Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если учение согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают “ плюс ” за работу (балл за данный этап урока).

Тема “Решение уравнений”

  • Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
  • Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет).
  • 100 : 4 = 20
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
  • Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
  • 120 больше 60 на 2.
  • Полученное число 1.010.110

Задания со сменой установки.

Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему прием носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть “обманываем” детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: “Решим задачу, выполним упражнение” и так далее. Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала.

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (отвечают хором) или письменно в тетрадях.

43 0 55 148 1812

  • Сколько всего чисел?
  • На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
  • На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков?
  • Сложите 3-е и 5-е числа с конца.
  • Какое число стоит после нуля?
  • На каком месте стоит трёхзначное число?
  • Какие цифры отсутствуют в ряду?
  • Назовите первое число.
  • Какому историческому событию соответствует последнее число?

Развитие смысловой памяти.

Учитель сначала читает по блокам пары слов, а затем – только первое слово каждой пары. Учащиеся должны воспроизвести в своих тетрадях второе слово каждой пары.

Блок 1

Равные – доли

Обыкновенные - дроби

Числитель – знаменатель

Часть – целое

Половина – часа

Смешанное – число

Неполное - частное

Блок 2

Окружность – круг

Часть – окружности

Радиус – диаметр

Четверть – часа

Половина – диаметра

Целое – дробное

Неправильная - дробь

Задания на проверку внимания.

Эксперимент заключается в том, что дана установка: Назвать сумму чисел, а вопросы будут иметь другое содержание. Какое число записано внутри квадрата, треугольника , круга?

Внимательно посмотрите на плакат. Вам дается одна секунда, после чего плакат будет убран, а вы должны сложить три числа, которые были на нём и назвать сумму этих чисел.

Для облегчения оперативного контроля за ответами учащихся к некоторым упражнениям прилагаются ответы. Они взяты в скобки.