Аннотация: В статье представлены упражнения для развития внимания, памяти, речи и совершенствования логического мышления учащихся на уроках математики в 5 классе. На уроке учащимся предлагаются познавательные задачи, развивающие способности ученика, задачи, которые вызывают повышенный интерес и стремление их решать. Развивающие задачи урока – развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.
Ключевые слова: разминка, буквенный диктант, числовой диктант, цифровой диктант, смена установки, смысловая память.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Интересный урок можно создать за счет следующих условий:
- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
- методов и приемов обучения.
Перечислю некоторые требования к современному уроку:
- По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, то есть осуществлять постоянную “обратную связь” - корректировать непонятное или неправильно понятое.
- Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока ) – вводить забытое понятие поурочного балла.
- Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и так далее. Основная задача каждого учителя – не только научить (в нашем случае – математика), а развивать мышление ребенка средствами своего предмета.
- Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Предлагаю систему упражнений, направленных на развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, а также на совершенствование логического мышления учащихся.
Упражнения соотнесены с изучаемым в 5 классе материалом, поэтому разбиты на несколько пунктов. Предлагать упражнения можно в любом месте урока. Опыт показывает, что учащиеся их хорошо воспринимают, так как видят в них отдых от утомительной, иногда однообразной чисто арифметической тренировки.
Разминка
Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5 – 7 минут.
В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.
Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.
Детям предлагается как можно быстрее, хором отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе “+”.
Назовите наименьшее однозначное число.
- Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
- Если температура воздуха была - , а потом потеплело на , положительной ли стала температура?
- Сколько человек в трёх квартетах?
- Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.
- Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь?
- Сколько лет было совершеннолетнему 3 года назад?
- Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических часов в 9 утра?
- Сколько ног, хвостов и рогов у трёх коров?
- Сколько палочек в римском написании века гибели А.С. Пушкина?
Буквенный диктант.
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово.
- Т – цирковая кличка собаки Каштанка, (Тётка)
- Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка)
- О – время года, когда листья становятся разноцветными, (осень)
- З – свет мой ... скажи, да всю правду расскажи, (зеркало)
- Е - самая плохая оценка (7 букв), (единица)
- К – и от дедушки ушёл и от бабушки ушёл, (Колобок)
- О – металл, из которого сделан стойкий солдатик, (олово)
Из первых слов составляем слово - анаграмму – ОТРЕЗОК.
Числовой диктант
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен?
Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики.
Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы ...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, то есть мы пытаемся расширить кругозор детей.
В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.
- Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.
- Количество материков умножьте на количество океанов.
- Найдите сумму цифр года начала второй мировой войны.
- Разделите прямой угол на 3 части.
- Объём куба с ребром 4 см, разделите на объём куба с ребром 2 см.
- Диаметр окружности 8 см, разделите его на радиус этой же окружности.
- Наибольшее трёхзначное число умножьте на наименьшее натуральное число.
Цифровой диктант.
Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если учение согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают “ плюс ” за работу (балл за данный этап урока).
Тема “Решение уравнений”
- Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
- Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней нет).
- 100 : 4 = 20
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
- Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
- 120 больше 60 на 2.
- Полученное число 1.010.110
Задания со сменой установки.
Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему прием носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть “обманываем” детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: “Решим задачу, выполним упражнение” и так далее. Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала.
Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (отвечают хором) или письменно в тетрадях.
43 0 55 148 1812
- Сколько всего чисел?
- На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
- На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков?
- Сложите 3-е и 5-е числа с конца.
- Какое число стоит после нуля?
- На каком месте стоит трёхзначное число?
- Какие цифры отсутствуют в ряду?
- Назовите первое число.
- Какому историческому событию соответствует последнее число?
Развитие смысловой памяти.
Учитель сначала читает по блокам пары слов, а затем – только первое слово каждой пары. Учащиеся должны воспроизвести в своих тетрадях второе слово каждой пары.
Блок 1 Равные – доли Обыкновенные - дроби Числитель – знаменатель Часть – целое Половина – часа Смешанное – число Неполное - частное |
Блок 2 Окружность – круг Часть – окружности Радиус – диаметр Четверть – часа Половина – диаметра Целое – дробное Неправильная - дробь |
Задания на проверку внимания.
Эксперимент заключается в том, что дана установка: Назвать сумму чисел, а вопросы будут иметь другое содержание. Какое число записано внутри квадрата, треугольника , круга?
Внимательно посмотрите на плакат. Вам дается одна секунда, после чего плакат будет убран, а вы должны сложить три числа, которые были на нём и назвать сумму этих чисел.
Для облегчения оперативного контроля за ответами учащихся к некоторым упражнениям прилагаются ответы. Они взяты в скобки.