"Разделительный мягкий знак". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формировать умение грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.

Задачи:

  1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах;
  2. Формировать умение различать разделительный мягкий знак в словах, писать слова с разделительным мягким знаком;
  3. Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным мягким знаком;
  4. Учить самостоятельно добывать знания; сравнивать, обобщать; выполнять задание по образцу и творчески; осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку; работать с информацией.
  5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент. Положительный настрой на работу на уроке. Учитель предлагает детям на уроке провести исследование тайн русского языка, и, возможно, сделать для себя “открытие”.

2. Постановка проблемы.

Прочитайте слова (слова на экране, слайд №2, и на карточках у каждого ученика).

Огоньки, обезьяна, скользко, колосья, просьба, вьюга, мальчик, шалунья, пальто, платье.

Распределите слова на группы.

- по какому признаку разделили на группы?

- как вы рассуждали, когда делили слова на группы?

На экране появляются два столбика (слайд № 3)

Определение темы урока. “Разделительный мягкий знак” (Запись на доске, слайд № 4)

Чему мы сегодня будем учиться?

- Распознавать слова с разделительным мягким знаком,

- правильно их писать,

- употреблять в речи слова с разделительным мягким знаком

(Учитель совместно с учениками формулирует цели, одновременно прикрепляя на доску кружки оранжевого цвета. В конце урока, подводя итоги, учитель вместе с детьми обращает внимание на цели, которые были поставлены в начале урока, обговаривает, были ли они достигнуты.)

Ученики записывают в тетрадь первую группу слов.

Обезьяна, колосья, вьюга, шалунья, платье.

Наблюдение за словами первого столбика, определение случаев, когда пишется разделительный мягкий знак. (слайд № 5)

Проверим по учебнику, правильно ли мы составили правило.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Работа в парах.

У каждой пары на парте лист с заданием.

Задание: из данных имен выписать имена с разделительным мягким знаком, расположив их по алфавиту.

Пётр, Марья, Игорь, Софья, Борис, Дарья, Антон, Татьяна, Наталья, Сергей, Аксинья, Ольга, Ульяна.

Самопроверка и взаимопроверка по слайду № 6зхждшльоэщ. Обозначение орфограммы. Когда же мы пишем в словах разделительный мягкий знак? (Вывод делают дети)

4. Работа в группе (по 4 человека). Каждому из группы дается задание. Ученик его выполняет самостоятельно, но в случае сомнений может просить помощи у других членов группы. После выполнения задания группы переформируются, т.е. те, кто выполнял задания под номером 1(2,3,4) объединяются в новую группу и проверяют задание, сверяясь со слайдом.

1 задание. С помощью разделительного мягкого знака образовать новые слова и записать их.

Семя-семья. Полю-... . Олени-... .

2 задание. Написать гласные, перед которыми пишется разделительный мягкий знак. Вспомнить и написать любые два слова с разделительным мягким знаком.

3 задание. Вставить пропущенные буквы.

1. Мы сели у руч...я под тен...ю. 2.Я ловил в...юнов сет...ю. 3.В ветвях дерев...ев пели солов...и. 4. Л...ёт сильный дождь. 5. Ил...я и Тимур – друз...я.

4. задание. Слова в скобках изменить по смыслу.

1. С деревьев опали ... (лист). 2. Спелые .... (колос) гнутся к земле.

5. Закрепление. Списать предложения. Вставить подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком. (слайд № 7)

Весной по дорожкам потекли ... . Илья любит пенки с ... . Птицы ... гнезда на ... и кустарниках. Дожди часто... осенью.

Проверка. Ученики прочитывают предложения. Можно сверить со слайдом №8.

6. Резерв времени. Самостоятельная работа. Задание: изменить слова по образцу и записать образованные слова. (слайд № 7,8)

  • Солю- солью
  • Ручей -...
  • Брат- ...
  • Олений- оленьи
  • Заячий -...
  • Лисий -...

7. Итог урока. Рефлексия.

  • Какой же вывод мы можем сделать сегодня в результате нашего исследования?
  • Когда в словах пишется мягкий знак ? (слайд)
  • Достигли ли мы поставленных целей? (обращение к доске)

8. Домашнее задание.