Урок-проект по химии "Вред и польза аскорбиновой кислоты". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: метапредметный урок.

Цели:

  • Создать условия, способствующие формированию ценностного отношения восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении кислоты в природе. Особенностях строения молекулы, а также осознанного понимания биологической роли аскорбиновой кислоты в жизнедеятельности человека.
  • Способствовать на уроке развитию учебно-познавательной компетенции: навыки исследовательской, практической и мыслительной деятельностей – анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию информационно-аналитической компетенции: работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, химическим оборудованием. Научить определять количественное содержание витамина С в экспериментальных образцах. Учебно-познавательная:
  • Обеспечить условия для формирования социально-коммуникативных способностей (личной позиции учащегося): умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.

Оборудование:

  • Сок исследуемых растительных материалов,
  • Перманганат калия, универсальный индикатор;
  • опорные конспекты
  • компьютер,
  • шаблоны логико-смысловой модели.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование
(цели)

Организационный момент (3 мин.) 1. Приветствие.
2. Краткое знакомство с «миром карбоновых кислот» (слайд 2).
3. На доске написаны анаграммы, решение анаграмм с исключением лишнего и отгадка – это часть темы урока (слайд 3).
1. Подготовка рабочего места

2. Отгадывают анаграммы, отвечают на вопросы учителя. Делают простой анализ, вычленяя противоречия, формулируя традиционную тему урока (слайд 4).

1. Создание мотивации: положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.
2. Акцентирование внимания на ценность, полезность изучаемой темы урока.
3. Развитие умения обосновывать свою точку зрения.
(учебно-познавательная компетентность: мыслительные действия))
Актуализация знаний (2 мин.) 1. Определить, что ученикам известно об аскорбиновой кислоте на данном этапе урока
Организует игровую ситуацию:
– Создайте рекламу аскорбиновой кислоте, используя шаблон (слайд 5):
Я аскорбиновая кислота.
Я … (какая?)
Потому что …
Выслушивает ответы учащихся. Предлагает вариант своей рекламы:
Я аскорбиновая кислота.
Я бываю не всегда полезной.
Потому что в больших количествах приношу вред.

2. Проблемный вопрос:
Какой можно сделать вывод о влиянии аскорбиновой кислоты?

1. Устная презентация рекламы.

2. Формулировка метапредметной темы урока.

1. Актуализация знаний.
Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.
Выявление субъектного опыта уч-ся.
“Проживание роли” (социально-коммуникативная компетенция: публичное выступление).

2. Самостятельное обнаружение проблемы (проблемно-регулятивная компетенция).

Целеполагание (2-3 мин.)

Постановка задач.

Определяется тема урока (слайд 6).
Посмотрите на тему урока, как вы думаете, что сегодня мы с вами должны узнать об аскорбиновой кислоте?
Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.

Формулируют конкретные задачи.

Проговаривают, что должны узнать на уроке.

Формирование конкретных компетенций и метапредметных категорий.

Задачи учебного занятия должны соответствовать компонентам компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт).

Открытие детьми новых знаний (10 мин.) Для того, чтобы ответить на все вопросы проводится работа в группах (время работы в группах 5-7 мин.) по следующим заданиям (Приложение 1) Знакомятся с заданиями. Выбирают руководителя группы (спикера). Работа в группе (социально-коммуникативная компетенция).
Группа «Историки»

1. История витамина С (аскорбиновой кислоты).
Предлагает обратиться к историческим сведениям и сделать краткое сообщение, отвечая на вопросы (слайд 7).

Выступают с сообщением.
Фиксируют фамилии ученых открывших и изучавших аскорбиновую кислоту (витамин С).
Заполняют шаблон.
Расширение кругозора.
Реализация межпредметных связей (история)
Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.
Группа «Изобретатели»

1. Предлагает изучить химический состав и свойства аскорбиновой кислоты. Сделать сообщение о строении АК (слайд 10)..
2. Создать модель аскорбиновой кислоты из спичек и пластилина.
3. Ответить на вопросы, заполняя ЛСМ (слайд 11).

По предложенному тексту изучают запоминание формулы кислоты и её свойств. Делают сообщение, используя слайд 10. Создают модель аскорбиновой кислоты.
Заполняют шаблон ЛСМ.
Конкретизация субъектного опыта учащихся
Моделирование. Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.
Развитие логического, критического мышления
Группа «Теоретики"

На основании предложенного материала предлагает учащимся выяснить свойства аскорбиновой кислоты. Предлагает экспериментально доказать растворимость (слайд 12).

1. Учащиеся самостоятельно работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.
2. Демонстрируют растворение аскорбиновой кислоты в воде.
3. Анализируют свою работу на данном этапе, заполняют шаблон.
Заполняют шаблон.
1. Информационно-аналитическая компетенция (извлечение информации).

2. Развитие умений проводить эксперимент. Реализация межпредметных связей (физика, биология). Анализ действий.

Группа «Химики-исследователи»

1. Определение аскорбиновой кислоты в соке исследуемых растительных материалов (черной смородины, красной смородины, бруснике, клюкве, аптечной аскорбиновой кислоте).
2. Обращает внимание на возможность использования методик, как источника непонятой информации (слайд 13,14)..

Изучают методику.
Проводят исследование.
Делают вывод.
Заполняют шаблон.
1. Реализация эвристического подхода
Развитие умений проводить химический эксперимент, анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.
2. Организация индивидуальной самостоятельной работы с методическими рекомендациями.
3. Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ФГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся
4. Первичное закрепление материала
Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
Группа «Эксперты»

1.Изучить условия влияющие на разрушение и сохранение аскорбиновой кислоты.
2. По видеофрагменту (слайд 15) сделать выводы о влиянии низких температур на аскорбиновую кислоту (витамин С).
3. Ответить на проблемный вопрос: всегда ли одинаково полезно в больших количествах употреблять аскорбиновую кислоту? (слайд 16).

Работают с предложенным материалом (видеороликом), обсуждают в группах, делают выводы, выступают.
Заполняют шаблон.
Промежуточная рефлексия
Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение ролей, взаимоподдержка и взаимопомощь.
(Обработка источника информации).
Группа «Исследователи»

1. Изучить положительное влияние аскорбиновой кислоты на организм человека.
2. Ответьте на вопросы (слайд 17): В каких улусах нашей республики наибольшее количество долгожителей?
3. Изучить материал о содержании витамина С (аскорбиновой кислоты) в ягодах Якутии, на доске выстроить ряд по уменьшению содержания АК в ягодах.
4. Демонстрация видеосюжета (слайд 18). Предложите гипотезу долголетия в республике (слайд 19, 20).
5. Ответ зафиксируйте в шаблоне.

1. Делают сообщение.
2. Рассматривают изображения ягод Якутии, работают с таблицей, обсуждают, фиксируют результаты работы.
3. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы.
Заполняют шаблон.
1. Реализация межпредметных связей (география)
2. Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации)
3. Развитие сенсорной сферы
Активизация мыслительной, познавательной деятельности.
4. Применение знаний в новых условиях
5. Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке
Рефлексия (5 мин.) Предлагает вернуться к кластеру.
1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал?
2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?
Выделяют, проговаривают вслух.
1. Узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. Было над чем подумать.
4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.
5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.
Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.
Закрепление материала.
Осознание личностной значимости темы для учащихся.
Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.
Основными участниками учебного занятия являются учащиеся. Самостоятельное добывание знаний. ЛСМ является продуктом деятельности учащихся.
Домашнее задание. Предлагает рецепт напитка «Якутского долголетия». (Слайд 21)
Домашнее задание.
Придумать свой рецепт напитка «Якутского долголетия»
Предлагается прикрепить клейкую ленту к тому рисунку, который отражает отношение ученика к проведенному уроку.
Записывают задание в тетрадь Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности

Приложение 2

Приложение 3