Тип урока: метапредметный урок.
Цели:
- Создать условия, способствующие формированию ценностного отношения восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении кислоты в природе. Особенностях строения молекулы, а также осознанного понимания биологической роли аскорбиновой кислоты в жизнедеятельности человека.
- Способствовать на уроке развитию учебно-познавательной компетенции: навыки исследовательской, практической и мыслительной деятельностей – анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию информационно-аналитической компетенции: работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, химическим оборудованием. Научить определять количественное содержание витамина С в экспериментальных образцах. Учебно-познавательная:
- Обеспечить условия для формирования социально-коммуникативных способностей (личной позиции учащегося): умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Оборудование:
- Сок исследуемых растительных материалов,
- Перманганат калия, универсальный индикатор;
- опорные конспекты
- компьютер,
- шаблоны логико-смысловой модели.
Структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методическое обоснование |
Организационный момент (3 мин.) | 1. Приветствие. 2. Краткое знакомство с «миром карбоновых кислот» (слайд 2). 3. На доске написаны анаграммы, решение анаграмм с исключением лишнего и отгадка – это часть темы урока (слайд 3). |
1. Подготовка рабочего места 2. Отгадывают анаграммы, отвечают на вопросы учителя. Делают простой анализ, вычленяя противоречия, формулируя традиционную тему урока (слайд 4). |
1. Создание мотивации: положительного
эмоционального и внутреннего настроя на работу
всех учащихся. 2. Акцентирование внимания на ценность, полезность изучаемой темы урока. 3. Развитие умения обосновывать свою точку зрения. (учебно-познавательная компетентность: мыслительные действия)) |
Актуализация знаний (2 мин.) | 1. Определить, что ученикам известно об
аскорбиновой кислоте на данном этапе урока Организует игровую ситуацию: – Создайте рекламу аскорбиновой кислоте, используя шаблон (слайд 5): Я аскорбиновая кислота. Я … (какая?) Потому что … Выслушивает ответы учащихся. Предлагает вариант своей рекламы: Я аскорбиновая кислота. Я бываю не всегда полезной. Потому что в больших количествах приношу вред. 2.
Проблемный вопрос: |
1. Устная презентация рекламы. 2. Формулировка метапредметной темы урока. |
1. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха для слабых уч-ся. Выявление субъектного опыта уч-ся. “Проживание роли” (социально-коммуникативная компетенция: публичное выступление). 2. Самостятельное обнаружение проблемы (проблемно-регулятивная компетенция). |
Целеполагание (2-3 мин.) Постановка задач. |
Определяется тема урока (слайд 6). Посмотрите на тему урока, как вы думаете, что сегодня мы с вами должны узнать об аскорбиновой кислоте? Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока. |
Формулируют конкретные задачи. Проговаривают, что должны узнать на уроке. |
Формирование конкретных компетенций и
метапредметных категорий. Задачи учебного занятия должны соответствовать компонентам компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт). |
Открытие детьми новых знаний (10 мин.) | Для того, чтобы ответить на все вопросы проводится работа в группах (время работы в группах 5-7 мин.) по следующим заданиям (Приложение 1) | Знакомятся с заданиями. Выбирают руководителя группы (спикера). | Работа в группе (социально-коммуникативная компетенция). |
Группа «Историки» 1. История
витамина С (аскорбиновой кислоты). |
Выступают с сообщением. Фиксируют фамилии ученых открывших и изучавших аскорбиновую кислоту (витамин С). Заполняют шаблон. |
Расширение кругозора. Реализация межпредметных связей (история) Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать. |
|
Группа «Изобретатели» 1.
Предлагает изучить химический состав и свойства
аскорбиновой кислоты. Сделать сообщение о
строении АК (слайд 10).. |
По предложенному тексту изучают
запоминание формулы кислоты и её свойств. Делают
сообщение, используя слайд 10. Создают модель
аскорбиновой кислоты. Заполняют шаблон ЛСМ. |
Конкретизация субъектного опыта
учащихся Моделирование. Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания. Развитие логического, критического мышления |
|
Группа «Теоретики" На основании предложенного материала предлагает учащимся выяснить свойства аскорбиновой кислоты. Предлагает экспериментально доказать растворимость (слайд 12). |
1. Учащиеся самостоятельно работают с
предложенным материалом, обсуждают, делают
выводы и обобщения. 2. Демонстрируют растворение аскорбиновой кислоты в воде. 3. Анализируют свою работу на данном этапе, заполняют шаблон. Заполняют шаблон. |
1. Информационно-аналитическая
компетенция (извлечение информации). 2. Развитие умений проводить эксперимент. Реализация межпредметных связей (физика, биология). Анализ действий. |
|
Группа «Химики-исследователи» 1.
Определение аскорбиновой кислоты в соке
исследуемых растительных материалов (черной
смородины, красной смородины, бруснике, клюкве,
аптечной аскорбиновой кислоте). |
Изучают методику. Проводят исследование. Делают вывод. Заполняют шаблон. |
1. Реализация эвристического подхода Развитие умений проводить химический эксперимент, анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное. 2. Организация индивидуальной самостоятельной работы с методическими рекомендациями. 3. Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ФГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся 4. Первичное закрепление материала Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее. |
|
Группа «Эксперты» 1.Изучить
условия влияющие на разрушение и сохранение
аскорбиновой кислоты. |
Работают с предложенным материалом
(видеороликом), обсуждают в группах, делают
выводы, выступают. Заполняют шаблон. |
Промежуточная рефлексия Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение ролей, взаимоподдержка и взаимопомощь. (Обработка источника информации). |
|
Группа «Исследователи» 1.
Изучить положительное влияние аскорбиновой
кислоты на организм человека. |
1. Делают сообщение. 2. Рассматривают изображения ягод Якутии, работают с таблицей, обсуждают, фиксируют результаты работы. 3. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы. Заполняют шаблон. |
1. Реализация межпредметных связей
(география) 2. Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации) 3. Развитие сенсорной сферы Активизация мыслительной, познавательной деятельности. 4. Применение знаний в новых условиях 5. Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке |
|
Рефлексия (5 мин.) | Предлагает вернуться к кластеру. 1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал? 2. Где эти знания пригодятся мне в жизни? |
Выделяют, проговаривают вслух. 1. Узнал(а) много нового. 2. Мне это пригодится в жизни. 3. Было над чем подумать. 4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ. 5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута. |
Рефлексивный анализ деятельности,
осознание плана действий, а возможно и целей,
последующих уроков по данной теме. Закрепление материала. Осознание личностной значимости темы для учащихся. Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка. Основными участниками учебного занятия являются учащиеся. Самостоятельное добывание знаний. ЛСМ является продуктом деятельности учащихся. |
Домашнее задание. | Предлагает рецепт напитка «Якутского
долголетия». (Слайд 21) Домашнее задание. Придумать свой рецепт напитка «Якутского долголетия» Предлагается прикрепить клейкую ленту к тому рисунку, который отражает отношение ученика к проведенному уроку. |
Записывают задание в тетрадь | Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности |