НОД в старшей группе «Чей дом под листом?»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Задачи:

  • Образовательные:
    • расширить представление детей о божьей коровке, о том, почему ее так называют, о ее внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде.
    • закрепить  в речи имена существительные, обозначающие части тела насекомого: голова, грудка, брюшко, лапки, крылья, надкрылья, усики, тля, польза, вред, семиточечная, двуточечная.
    • закреплять в речи детей глаголы: ползать, летать, питаться, уничтожать.
    • расширить знания детей об использовании бросового материала (пластмассовых крышек) в играх и изготовлении различных поделок.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к жизни насекомых
    • развивать умение видеть характерные признаки насекомого
    • развивать стремление к здоровому образу жизни
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
    • воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение к природе.

Двигательно-оздоровительные мероприятия:

  • пальчиковая гимнастика
  • физкультминутка

Материалы и оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • аудиозапись «Мелодия жизни» Д. Кравченко
  • игрушка «Божья коровка»
  • волшебный цветок
  • крышки от бутылочек из-под йогурта
  • клей ПВА
  • кисточки для клея и для рисования гуашью
  • гуашь черного цвета
  • формочки для клея
  • бумажные салфетки
  • ножницы
  • «лужайка» из зеленого картона
  • конфетти белого цвета
  • ватные палочки

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о насекомых, отгадывание загадок, беседа о насекомых, изготовление поделок из бросового материала, заучивание игр  с пальчиками, разучивание потешек, чтение
сказки И. Сапеги «Истории про Божию Коровку», Е. Журавлевой «Сказка о божьей коровке», стихотворения А. Усачева «Божья коровка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня я  предлагаю вам отправиться в путешествие на большой красивый луг. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам перенестись на этот луг. Закройте глаза.

Звучит аудиозапись «Мелодия жизни» Д. Кравченко.

– Вот мы и на лугу. <Слайд 2>
Посмотрите, ребята, какая высокая трава на лугу, свежая, ярко-зеленая. А луговые цветы пахнут мятой и медом. Так хочется поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. <Слайд 3>

Предлагает лечь на коврик.

– Ой, посмотрите, кто это ползет по моей ладони? Я прочитаю вам загадки.

Всех жучков она милей,                         Красный маленький комочек,
Спинка алая у  ней,                                 На спине немного точек,
А на ней кружочки                                 Не кричит и не поет,
Черненькие точки.                                  А по листику ползет.

Дети: Божья коровка. <Слайды 4, 5>

Воспитатель: Правильно. Что вы знаете о божьей коровке?

Дети: Божья коровка – красивый маленький жучок. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками.

Воспитатель: Сколько точек на спинке божьей коровки?

Дети: Семь точек.

Воспитатель: Правильно. Самым распространенным видом является семиточечная божья коровка. <Слайд 6>
На ее красных  надкрыльях  семь  черных точек (по три на каждом надкрылье и одно общее прищитковое.  Встречаются также божьи коровки с количеством пятнышек от двух до двадцати шести. <Слайд 7>
Есть коровки с желтыми спинками. <Слайд 8>
К тому же божьи коровки носят не только красный или желтый костюм, есть среди них и любительницы черного платья, синего. <Слайды 8, 9>
Почему это насекомое назвали «божьей коровкой», когда оно жук? Почему «божий»?
В старину про людей милых, добрых и безобидных говорили «божий человек», а красоту природы называли «божественной».
Жук невелик, кажется милым, безобидным. И очень красивый!
Что божья – понятно! Почему коровка?

Ответы детей. 

Воспитатель: Если прикоснуться легонько к спинке жука, то из сгибов ножек тут же выделится жидкость,  похожая на “молочко”, но только оранжевого цвета.  Испугайте жука и увидите, как на сгибах его ног появляются оранжевые капельки. Конечно, на самом деле это никакое не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. В ней содержится яд. Для человека этот яд не страшен, но птице, схватившей это симпатичное насекомое, обожжёт горло так, что в другой раз она облетит его стороной. А пауки, если коровки попадаются в их сети, спешат от невкусной добычи избавиться – обрывают нити и освобождают жуков.
Вот почему – коровка!

Воспитатель: Давайте рассмотрим жучка внимательно. <Слайд 10>
У божьей коровки есть голова, грудка, брюшко, крылья и надкрылья. Сколько у коровки лапок?

Дети: Шесть лапок.

Воспитатель:  Лапками  божья коровка  крепко цепляется за травинку или листок и очень быстро по нему ползает.

Божья коровка – алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за тростинку.
Вверх неспешным ходом ползет по стебельку
К пахнущему медом яркому цветку.<Слайд 12>

– Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска? <Слайд 11>

Дети: Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок.

Воспитатель:  Птицы знают, что такие яркие насекомые не вкусные и поэтому их не едят. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния.

Воспитатель:  А чем она питается?

Дети: Соком травы.

Воспитатель: Эти красавицы поедают большое количество маленьких жучков, которые наносят вред  растениям.  Основной рацион семиточечной божьей коровки составляет тля, ежедневно одна божья коровка съедает 150-200 особей тли, или 300-400 ее личинок. Божья коровка – неутомимый хищник, она является врагом также  белокрылки,  мелких гусениц,  личинок жуков (например, колорадского, листоеда). Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять  урожай от вредителей. <Слайд 13>
Божья коровка  совершенно безопасна для человека. Вы можете посадить ее на руку, да она и сама с удовольствием погреется у вас на ладони.
Давайте мы с вами поиграем.  Приготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет.
(Всеми пальцами правой руки «шагать» по коврику)
Следом за папой мама идет.
(Всеми пальцами левой руки «шагать» по коврику)
За мамой следом детишки идут,
(«Шагать» обеими руками)
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)
Костюмчики с точками черненькими.
(Постучать указательными пальцами по коврику)
Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по коврику)

– Как вообще развиваются божьи коровки?
Весной самка божьей коровки кучками откладывает на листья множество желтых яичек.
<Слайды 14, 15> Через 5-8 дней они станут почти прозрачными. И внутри каждого можно будет разглядеть маленькую личинку. Пройдёт немало времени, прежде чем личинка, то отдыхая, то снова работая, полностью освободится от яйца. На жука личинка совсем не похожа. Это скорее червячок, крошечный, желтоватый. <Слайд 16> Он слабый, беспомощный. Зато челюсти у него острые-преострые. Червячок этот, как только немного подрастёт, отправится на охоту. Растопырив длинные ноги, двигая челюстями, бежит личинка по листьям, по стебелькам, она уже не желтоватая, а серая или даже совсем чёрная, с красными, оранжевыми, белыми пятнышками. Личинка намного выросла. И без устали теперь охотится. А добыча её – тли. Живёт личинка недели три и за это время съедает почти тысячу тлей! Но вот прошли эти три недели. Что теперь будет делать личинка? Где-нибудь под листом, на коре она повисает вниз головой и замирает, превратившись в куколку.  Висит день, другой... Потом вдруг кожица на её спине лопается, начинает ползти вверх, собираясь гармошкой. Всё. Личинки больше нет. Началась жизнь куколки – вторая жизнь божьей коровки. <Слайд 17> Так куколка висит неделю, две, снаружи она темнеет и покрывается жёлтыми, оранжевыми, чёрными пятнами. А внутри рождается жук. И вот лопнула шкурка куколки. Жук появился на свет. <Слайд 18>

Воспитатель: Представьте себе, что вы превратились в божьих коровок и мы с вами поиграем.

Физкультминутка «Божьи коровки»

Божьи коровки,
Покажите ваши головки,
Носики, ротики, крылышки – ручки,
Ножки, животики.                                                     Показывают названные части тела
Божьи коровки, поверните направо головки.         Повороты головы вправо
Божьи коровки, поверните налево головки.           Повороты головы влево
Ножками притопните,                                               Топают ногами
Крылышками хлопните.                                            Хлопают руками
Друг к другу повернитесь
И мило улыбнитесь.                                                  Поворачиваются и улыбаются друг другу

Воспитатель: Где живут божьи коровки?

Ответы детей.

Воспитатель:  Летом божьи коровки встречаются где угодно: в поле, в лесу, в городе.   Живет это насекомое повсюду: в коре деревьев, на растениях, под камнями и брёвнами.

– Как зимуют божьи коровки?

Ответы детей.

Воспитатель: Зимуют они по-разному; одни между хвойными иглами, другие под отставшей от старого дерева корой, третьи группкой в 4-5 штук залезают в свернувшейся трубочкой сухой листок. <Слайд 19> Он падает на землю, а сверху его покрывают мягкой тёплой подушкой другие опавшие листья.  Перед наступлением холодов сбиваются в большие стаи, чтобы впасть в спячку в укромном теплом местечке до следующей весны. Некоторые из них частенько залетают на зимовку в дома и квартиры. А вообще зимуют божьи коровки скоплениями под сухими листьями, корой, камнями, в щелях, лесополосах.
Но не надо забывать, что божьи коровки умеют летать, и некоторые виды являются "перелетными", то есть улетающими на зимовку далеко от  своих мест кормления. Там  они впадают в спячку, собираясь в большие  скопления. <Слайд 20>
Помочь выжить божьим  коровкам в зимнюю пору может помочь вот такой  домик, который сделан специально для божьих коровок. <Слайд 21>
Или вот такой домик, который можно сделать своими руками. Так что зимой некоторые божьи коровки живут еще и в домиках.

– Подошло к концу наше с вами путешествие на цветущий луг, пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с божьей коровкой и скажем ей:

Божья коровушка,
Улети на небушко,
Принеси нам хлебушка!

– А теперь  встанем в круг и скажем: « Раз, два покружись, снова в группе окажись».
Вот и вернулись мы в свою группу. Много нового узнали вы сегодня о маленьком жучке –божьей коровке.  Как нужно вести себя, если вы увидели рядом с собой божью коровку?

Ответы детей.

1. Почему птицы не едят божьих коровок?
2. Какой еще способ защиты есть у божьих коровок?
3. Кого едят сами божьи коровки?
4. Что вы знаете о тлях?
5. Как появляются на свет их малыши?
6. За что садоводы любят божьих коровок?
7. За что жучок получил такое название?

– Чтобы нам с вами надолго запомнилось это путешествие, я предлагаю вам сделать божьих коровок из крышечек от бутылочек из-под  йогурта.

Ручной  труд. Поделка  «Божья коровка» из бросового материала.