Урок по теме «Павел I. Внутренняя политика России в 1796–1801 гг.» 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (820 кБ)


«Родная мать была ему мачехой, а судьба оказалась злее мачехи»

М.И.Голенищев-Кутузов

Цель урока: показать внутреннюю политику России в период правления Павла I (1796-1801гг) используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников.

Задачи урока:

  • Обучающие: показать жизнеописание и дать личностную характеристику императора ПавлаI; проанализировать основные преобразования во внутренней политике, отметив их противоречивость; подвести итоги деятельности ПавлаI; показать причины и ход дворцового переворота 11-12 марта 1801г.;
  • Развивающие: формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать материал; решать проблемные задачи; готовить краткое сообщение; работать с текстом учебника и вести записи в тетради;
  • Воспитательные: патриотическое, нравственное, военное воспитание.

Планируемые результаты:

  • Личностные:  стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету, толерантность; воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма;
  • Метапредметные:  умение самостоятельно определять цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей; умение использовать  универсальные методы работы;
  • Предметные:  знания содержания, противоречивости и драматизма внутренней политики России в период правления Павла I (1796-1801гг)

Тип урока и методы: урок формирование новых знаний с использованием проблемного, игрового, наглядного, практического, словесного методов.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска и ПК учителя;
  • учебник 7 класс
  • атлас История России с древнейших времен до начала XXI века
  • документальный исторический фильм «Убить императора или заговор по-английски», автор и режиссер Алексей Денисов;
  • иллюстрированная история Российского государства –  «Павел I», режиссер А.Громов
  • раздаточный материал

Основные персоналии: Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, П.А.Пален – генерал-губернатор Петербурга.

План урока:

  1. Жизнеописание и личность Павла I
  2. Внешнеполитическая деятельность
  3. Дворцовый переворот 1801 года

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока. – Слайд №1

Ученики записывают тему и определяют задачи урока.– Слайд № 2

Ученики записывают план к уроку. – Слайд № 3

Вступление преподавателя: Павла I называли «русским Гамлетом», «русским Дон Кихотом» (последние определение  принадлежит Наполеону), «романтическим Императором». Его считали самовластным тираном и истинным рыцарем в вопросах чести. Пожалуй, трудно найти государственного деятеля в истории, который бы оставил за столь короткое царствование такой глубокий след, породил бы столько противоречивых мнений. Часть дореволюционной историографии представляет Павла I таким, каким хотели его видеть представители “золотого века русского дворянства», наперекор которому Павел I шел. В советской историографии редкий представитель власти, уж тем более император, мог получить положительную оценку. Ненависть и клевета преследовали Павла I при жизни, продолжались и после смерти. Но как бы ни была сильна неправда, в русской истории она обречена на поражение. Анализ различных историографических источников позволяет представить объективную картину жизни и деятельности императора Павла I.
Проблемный вопрос урока: почему судьба Павла I «оказалась злее мачехи» и жизнь его оборвалась трагически?

III. Изучение нового материала

По первому пункту плана два суворовца зарание подготовили биография Павла I (Приложение 1)

Взводу предлагается задать «знатокам» вопросы – Слайд № 5:

  • раскрывающие биографию Павла Петровича до его восшествия на престол
  • раскрывающие черты его характера
  • раскрывающие его отношения с матерью-императрицей Екатериной I

Взвод внимательно слушает вопросы и ответы «знатоков», чтобы затем подвести итог.

Закрепление вопроса: один из суворовцев рассказывает о Павле Петровиче. – Слайд № 6

Заслушав биографию Павла, суворовцы анализируют рассказ преподавателя о восшествии Павла I на престол.

6 ноября 1796г., в 3 часа дня, когда 42-летний наследник престола Павел Петрович вместе с женой Марией Федоровной и немногими приглашенными обедал в своей столовой, в
Гатчине, вбежал курьер. Он принес весть о том, что с императрицей Екатириной II случился апоплексический удар.
Лошади из Гатчины в Петербург неслись вскачь. Павел вбежал в Зимний дворец. Его встретил бессменный секретарь Екатерины II Александр Андреевич Безбородко и протянул Павлу пакет, показав взглядом на огонь, пылавший в камине. Когда документ, отнимавший у Павла престол, догорал, сердце Екатерины II перестало биться.

Суворовцы отвечают на вопросы: Почему так торопился Павел в Петербург? Ведь он наследник престола?

Суворовцы объясняют, что Екатерина II составила завещание, лишавшее Павла престола. Императором по завещанию должен был стать сын Павла – Александр. Павлу необходимо уничтожить незаконное завещание. А.А.Безбородко оказал Павлу решающую услугу и был награжден.

Преподаватель: Император Павел I правил 4 года, 4 месяца и 4 дня. Трудно найти государственного деятеля в истории, который оставил бы за столь короткое царствование такой след, породил бы столько противоречивых мнений. Его считали или властным тираном или истинным рыцарем в вопросах чести. – Слайд № 7

Павел I не имел определенной праграммы правления, но имел цель: уничтожить дух екатерининского правления, праздность дворянства, установить порядок и справедливость. – Слайд № 8

Суворовцы получают задание: используя раздаточный материал, проанализировать меры, предпринятые императором Павлом в области внутренней политики (Приложение 2)

Прочитав материал, суворовцы отвечают на вопросы – Слайд № 9:

  • В каких областях жизни были проведены преобразования?
  • Какая самая важная мера, предпринята в области политики?
  • Назовите важнейшее преобразование в экономической жизни
  • Назовите самое существенное в жизни российского общества
  • Каковы изменения в армии?
  • Какие меры были проведены в области культуры?

Суворовцы дают ответы с комментариями и объяснениями своего выбора. Ответы сопровождаются cладами № 10-14. Преподаватель корректирует ответы.

Закрепление вопроса: суворовцы записывают в тетрадь главные итоги внутренней политики Павла I, заранее оформленные преподпвателем – Слайд № 15

Преподаватель: Идеализировать царствование Павла I нельзя. Он допускал большие ошибки, например, ввел в армии неудобную форму: косицы, пудру, несгибающиеся в коленях сапоги.

Вопрос суворовцам: Подумайте, кому из полководцев-современников Павла I принадлежит это выссказывание?Слайд № 16

«Косица не порох, колеса не тесак, а я не немец, а природный русак». Суворовцы дают ответ А.В.Суворов

Так за эти слова, полководец был лишен звания и мундира, и сослан в село Кончанское. Правда, Павел I восстановит справедливость и призавет А.В.Суворова на службу. Таким образом, Павел I  возвратит и многих других офицеров, незаслуженно им обиженных.

Вопрос суворовцам: Чем можно объяснить такие проявления в действиях императора?

Суворовцы объясняют действия Павла I неуравновешенностью его характера, отсутствием друзей и единомышленников, постоянной подозрительностью, связанной с памятью о трагической судьбе своего отца Петра III.

Преподаватель: Но наказания Павла I не всегда были необоснованными. Многие офицеры и чиновники были наказаны за казнокрадство, незаконные поборы, пьянство, недобросовестное отношение к службе, издевательство над подчиненными, солдатами.

Закрепление вопроса: суворовцы отвечают на проблемный вопрос: почему судьба оказалась для Павла I злее мачехи?

После беседы по вопросу преподаватель подводит итог – Слайд № 17:

  • Мать ненавидела Павла и боялась, что он отберет у нее престол, так же как она отобрала его у своего мужа Петра III. Поэтому Екатерина II и ее приближенные распускали ложные слухи о неспособности Павла управлять страной
  • Павел I знал, что его мать Екатерина II является главной виновницей смерти его отца Перта III.
  • Павел I знал, Екатерина II хочет передать русский престол по завещанию своему внуку Александру Павловичу, который был согласен с отстранением от власти своего отца.
  • Своими преобразованиями, направленными на усиление политической, экономической и военной активности дворянства, Павел I восстановил против себя это сословие.
  • Помня о судьбе отца – Петра III, Павел I был подозрителен и не имел друзей и единомышленников.

Преподаватель: Все благие начинания Павла I и его непоправимые ошибки привели к трагическому концу. Итогом стал дворцовый переворот 11-12 марта 1801 г. как это случилось? – Слайд № 18

Суворовцы смотрят и  анализируют фрагмент в/фильма «Убить русского императора или заговор по-английски» или фрагмент в/фильма «Павел I»

Закрепление вопроса: суворовцы читают по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России: XVI-XVIII век», стр.210 (последний абзац) – 211 и отвечают на вопрос: Чем вы можете объяснить различную реакцию населения на смерть императора Павла I?

Завершение изучения темы урока словами преподавателя, подтверждающими уважение и память к императору Павлу I потомков: Прошло две сотни лет. Тело Павла I покоится  в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Живые цветы появляются в этом соборе на мраморе только двух надгробий: одно из них принадлежит Великому Петру, другое его правнуку – бедному Павлу. – Слайд № 19

V. Подведение итогов – рефлексия

  • Анализ работы учащихся на уроке.
  • Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

  • § 29 (п. 1,2,4) – читать и отвечать на вопросы, стр.211
  • Составить систематическую таблицу «Внутренняя политика Павла I»
  • Начать работу над историческим сочинением «Павла I»

Литература:

  1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Книга 3. – М.: Мысль, 2009. – Царствование императора Павла I, стр. 363-367
  2. Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории императорской России. – М.: Правило веры, 2010. – Юность императора Павла I
  3. Шильдер К. Павел I. – М.: Вече, 2009
  4. Сборник Русские цари. Рюриковичи. Романовы. –  Павел I
  5. Императорский Павловск
  6. История царей, воспетая в веках. Историко-литературная хрестоматия. Составитель Дучинская Н.П. – М.: 2001
  7. Подборки из журнала «Русский дом» – № 10 – 2004, № 3 – 2006, № 3 – 2011.