«Родная мать была ему мачехой, а судьба оказалась злее мачехи»
М.И.Голенищев-Кутузов
Цель урока: показать внутреннюю политику России в период правления Павла I (1796-1801гг) используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников.
Задачи урока:
- Обучающие: показать жизнеописание и дать личностную характеристику императора ПавлаI; проанализировать основные преобразования во внутренней политике, отметив их противоречивость; подвести итоги деятельности ПавлаI; показать причины и ход дворцового переворота 11-12 марта 1801г.;
- Развивающие: формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать материал; решать проблемные задачи; готовить краткое сообщение; работать с текстом учебника и вести записи в тетради;
- Воспитательные: патриотическое, нравственное, военное воспитание.
Планируемые результаты:
- Личностные: стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету, толерантность; воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма;
- Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей; умение использовать универсальные методы работы;
- Предметные: знания содержания, противоречивости и драматизма внутренней политики России в период правления Павла I (1796-1801гг)
Тип урока и методы: урок формирование новых знаний с использованием проблемного, игрового, наглядного, практического, словесного методов.
Оборудование урока:
- интерактивная доска и ПК учителя;
- учебник 7 класс
- атлас История России с древнейших времен до начала XXI века
- документальный исторический фильм «Убить императора или заговор по-английски», автор и режиссер Алексей Денисов;
- иллюстрированная история Российского государства – «Павел I», режиссер А.Громов
- раздаточный материал
Основные персоналии: Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, П.А.Пален – генерал-губернатор Петербурга.
План урока:
- Жизнеописание и личность Павла I
- Внешнеполитическая деятельность
- Дворцовый переворот 1801 года
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока. – Слайд №1
Ученики записывают тему и определяют задачи урока.– Слайд № 2
Ученики записывают план к уроку. – Слайд № 3
Вступление преподавателя: Павла I
называли «русским Гамлетом», «русским Дон
Кихотом» (последние определение принадлежит
Наполеону), «романтическим Императором». Его
считали самовластным тираном и истинным рыцарем
в вопросах чести. Пожалуй, трудно найти
государственного деятеля в истории, который бы
оставил за столь короткое царствование такой
глубокий след, породил бы столько противоречивых
мнений. Часть дореволюционной историографии
представляет Павла I таким, каким хотели его
видеть представители “золотого века русского
дворянства», наперекор которому Павел I шел. В
советской историографии редкий представитель
власти, уж тем более император, мог получить
положительную оценку. Ненависть и клевета
преследовали Павла I при жизни, продолжались и
после смерти. Но как бы ни была сильна неправда, в
русской истории она обречена на поражение.
Анализ различных историографических источников
позволяет представить объективную картину жизни
и деятельности императора Павла I.
Проблемный вопрос урока: почему судьба Павла I
«оказалась злее мачехи» и жизнь его оборвалась
трагически?
III. Изучение нового материала
По первому пункту плана два суворовца зарание подготовили биография Павла I (Приложение 1)
Взводу предлагается задать «знатокам» вопросы – Слайд № 5:
- раскрывающие биографию Павла Петровича до его восшествия на престол
- раскрывающие черты его характера
- раскрывающие его отношения с матерью-императрицей Екатериной I
Взвод внимательно слушает вопросы и ответы «знатоков», чтобы затем подвести итог.
Закрепление вопроса: один из суворовцев рассказывает о Павле Петровиче. – Слайд № 6
Заслушав биографию Павла, суворовцы анализируют рассказ преподавателя о восшествии Павла I на престол.
6 ноября 1796г., в 3 часа дня, когда 42-летний
наследник престола Павел Петрович вместе с женой
Марией Федоровной и немногими приглашенными
обедал в своей столовой, в
Гатчине, вбежал курьер. Он принес весть о том, что
с императрицей Екатириной II случился
апоплексический удар.
Лошади из Гатчины в Петербург неслись вскачь.
Павел вбежал в Зимний дворец. Его встретил
бессменный секретарь Екатерины II Александр
Андреевич Безбородко и протянул Павлу пакет,
показав взглядом на огонь, пылавший в камине.
Когда документ, отнимавший у Павла престол,
догорал, сердце Екатерины II перестало биться.
Суворовцы отвечают на вопросы: Почему так торопился Павел в Петербург? Ведь он наследник престола?
Суворовцы объясняют, что Екатерина II составила завещание, лишавшее Павла престола. Императором по завещанию должен был стать сын Павла – Александр. Павлу необходимо уничтожить незаконное завещание. А.А.Безбородко оказал Павлу решающую услугу и был награжден.
Преподаватель: Император Павел I правил 4 года, 4 месяца и 4 дня. Трудно найти государственного деятеля в истории, который оставил бы за столь короткое царствование такой след, породил бы столько противоречивых мнений. Его считали или властным тираном или истинным рыцарем в вопросах чести. – Слайд № 7
Павел I не имел определенной праграммы правления, но имел цель: уничтожить дух екатерининского правления, праздность дворянства, установить порядок и справедливость. – Слайд № 8
Суворовцы получают задание: используя раздаточный материал, проанализировать меры, предпринятые императором Павлом в области внутренней политики (Приложение 2)
Прочитав материал, суворовцы отвечают на вопросы – Слайд № 9:
- В каких областях жизни были проведены преобразования?
- Какая самая важная мера, предпринята в области политики?
- Назовите важнейшее преобразование в экономической жизни
- Назовите самое существенное в жизни российского общества
- Каковы изменения в армии?
- Какие меры были проведены в области культуры?
Суворовцы дают ответы с комментариями и объяснениями своего выбора. Ответы сопровождаются cладами № 10-14. Преподаватель корректирует ответы.
Закрепление вопроса: суворовцы записывают в тетрадь главные итоги внутренней политики Павла I, заранее оформленные преподпвателем – Слайд № 15
Преподаватель: Идеализировать царствование Павла I нельзя. Он допускал большие ошибки, например, ввел в армии неудобную форму: косицы, пудру, несгибающиеся в коленях сапоги.
Вопрос суворовцам: Подумайте, кому из полководцев-современников Павла I принадлежит это выссказывание? – Слайд № 16
«Косица не порох, колеса не тесак, а я не немец, а природный русак». Суворовцы дают ответ А.В.Суворов
Так за эти слова, полководец был лишен звания и мундира, и сослан в село Кончанское. Правда, Павел I восстановит справедливость и призавет А.В.Суворова на службу. Таким образом, Павел I возвратит и многих других офицеров, незаслуженно им обиженных.
Вопрос суворовцам: Чем можно объяснить такие проявления в действиях императора?
Суворовцы объясняют действия Павла I неуравновешенностью его характера, отсутствием друзей и единомышленников, постоянной подозрительностью, связанной с памятью о трагической судьбе своего отца Петра III.
Преподаватель: Но наказания Павла I не всегда были необоснованными. Многие офицеры и чиновники были наказаны за казнокрадство, незаконные поборы, пьянство, недобросовестное отношение к службе, издевательство над подчиненными, солдатами.
Закрепление вопроса: суворовцы отвечают на проблемный вопрос: почему судьба оказалась для Павла I злее мачехи?
После беседы по вопросу преподаватель подводит итог – Слайд № 17:
- Мать ненавидела Павла и боялась, что он отберет у нее престол, так же как она отобрала его у своего мужа Петра III. Поэтому Екатерина II и ее приближенные распускали ложные слухи о неспособности Павла управлять страной
- Павел I знал, что его мать Екатерина II является главной виновницей смерти его отца Перта III.
- Павел I знал, Екатерина II хочет передать русский престол по завещанию своему внуку Александру Павловичу, который был согласен с отстранением от власти своего отца.
- Своими преобразованиями, направленными на усиление политической, экономической и военной активности дворянства, Павел I восстановил против себя это сословие.
- Помня о судьбе отца – Петра III, Павел I был подозрителен и не имел друзей и единомышленников.
Преподаватель: Все благие начинания Павла I и его непоправимые ошибки привели к трагическому концу. Итогом стал дворцовый переворот 11-12 марта 1801 г. как это случилось? – Слайд № 18
Суворовцы смотрят и анализируют фрагмент в/фильма «Убить русского императора или заговор по-английски» или фрагмент в/фильма «Павел I»
Закрепление вопроса: суворовцы читают по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России: XVI-XVIII век», стр.210 (последний абзац) – 211 и отвечают на вопрос: Чем вы можете объяснить различную реакцию населения на смерть императора Павла I?
Завершение изучения темы урока словами преподавателя, подтверждающими уважение и память к императору Павлу I потомков: Прошло две сотни лет. Тело Павла I покоится в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Живые цветы появляются в этом соборе на мраморе только двух надгробий: одно из них принадлежит Великому Петру, другое его правнуку – бедному Павлу. – Слайд № 19
V. Подведение итогов – рефлексия
- Анализ работы учащихся на уроке.
- Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
- § 29 (п. 1,2,4) – читать и отвечать на вопросы, стр.211
- Составить систематическую таблицу «Внутренняя политика Павла I»
- Начать работу над историческим сочинением «Павла I»
Литература:
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Книга 3. – М.: Мысль, 2009. – Царствование императора Павла I, стр. 363-367
- Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории императорской России. – М.: Правило веры, 2010. – Юность императора Павла I
- Шильдер К. Павел I. – М.: Вече, 2009
- Сборник Русские цари. Рюриковичи. Романовы. – Павел I
- Императорский Павловск
- История царей, воспетая в веках. Историко-литературная хрестоматия. Составитель Дучинская Н.П. – М.: 2001
- Подборки из журнала «Русский дом» – № 10 – 2004, № 3 – 2006, № 3 – 2011.