"Витамины". 11-й класс

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (645 кБ)


Цель: углубление знаний по химии и активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  • Образовательная – обучение целостному  научному  мышлению  о явлениях, их взаимосвязи, областях применения знаний, реализуя метапредметные связи (химия, биология, медицина, история).
  • Развивающая – формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве; развивать  навыки химического мышления, логики.
  • Воспитательная – воспитывать устойчивый интерес к познанию естественных наук и истории науки, творческую инициативу,  коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, справочные и энциклопедические материалы, Internet.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает в журнале отсутствующих.

II. Актуальность темы

Учитель.Так получилось, что терминология витаминов довольно запутана. Многие, наверное, задумывались: почему есть витамины В6 и В12, но ничего не слышно про витамины В4, В7, В8, В10 и В11? Почему есть витамины К и Р, но не известен, скажем, витамин L или N? Самый простой ответ – так сложилось исторически. Но можно попробовать разобраться, почему же сложилось именно так. (Слайд 1).

III. Повторение

Учитель напоминает учащимся:

Витамин(ы) (лат. вита – жизнь) – это низкомолекулярное органическое вещество различной химической природы, образующееся в животном организме (включая человека) или поступающее с пищей в очень незначительных количествах, но абсолютно необходимое для нормального обмена веществ и жизнедеятельности. Многие витамины – предшественники коферментов, в составе которых они участвуют в различных ферментативных реакциях. Первоисточником витаминов обычно служат пищевые растения (в них они могут быть в виде п р о в и т а м и н о в  (витамеры), превращающихся в витамины в организме животных), но некоторые витамины образует микрофлора кишечника [1] (слайд 2).

Историческая справка. Основоположник учения о витаминах – русский врач и биохимик Н.И.Лунин (1853-1937). Термин витамины предложил в 1912 г. Польский ученый К.Функ (1884-1967) (слайд 3), (Приложение 1) [2].

IV. Объяснение нового материала

Учитель: Как называется наука о витаминах?

Учащиеся предлагают  свои варианты ответов, и затем записывают в тетради полное определение: 

Витаминология – это научное направление, которое формировалось преимущественно на основе рационального питания, на заболеваниях человека и животных, вызванных недостатком или отсутствием в пище или кормах особых соединений, названных Каземиром Функом  витаминами. Это органические вещества разнообразной химической структуры, открытые в 1880 г. Луниным Н.И.

Учитель. А теперь поговорим о свойствах витаминов (конспектирование в тетради).

После раскрытия химической природы витаминов был осуществлен их синтез, а затем создано значительное количество фармакологических препаратов. Для них характерны следующие свойства (слайд 4):

  • Они не являются источником энергии или пластическим материалом;
  • Необходимы для нормального протекания различных биохимических процессов в организме;
  • Являются экзогенными и эндогенными факторами;
  • При дефиците или избытке витаминов в организме отмечаются нарушения многих функций и снижение продуктивности животных.

Учитель:  Каким же образом можно разделить все разнообразие витаминов? (Cлайд 5)

Учащиеся предлагают собственныеварианты ответов, например, по происхождению (источнику получения) [4]. Различают четыре группы этих веществ:

  • Витамины кормов, где они находятся в небольших количествах, как в свободном, так и связанном состоянии, освобождаются медленно, резорбируясь равномерно и длительно, обеспечивая организм при правильном его кормлении;
  • Чистые витамины, выделенные из растений;
  • Продукт жизнедеятельности некоторых микроорганизмов , например, витамин К и витамины группы В в значительных количествах синтезируются микрофлорой желудочно-кишечного тракта: у животных — в рубце, у свиней и птицы — в толстом отделе кишечника);
  • Синтетические витамины, сходные с природными по химической структуре.

Учитель. Правильно. Кроме этого  используют классификацию витаминов по растворимости (Приложение 4) [1]

    • Жирорастворимые (А, Д2, Е, К1) (Слайды 6-9).
    • Водорастворимые (группа витаминов В, С, группа витаминов Р) (Слайды 10-13).

Учащиеся записывают таблицу в тетради и затем выполняют задание. (Слайд 14)

Учитель. Подумайте как должны быть устроены молекулы витаминов, чтобы выполнять сложные и такие необходимые для организма функции? Предложите структурные формулы витаминов (виды атомов, функциональных групп, наличие циклов, кратных связей и др.).

Учащиеся предлагают свои варианты строения молекул витаминов [5].
Учитель отмечает правильные варианты и знакомит учащихся со структурными формулами наиболее важных витаминов (А, D2, E, K, B1, C, U) (Приложение 5) [6].

Учитель. Давайте послушаем интересное сообщение по истории названий витаминов.

Учащийся выступает с заранее подготовленным рефератом «История букв с цифрами» (Приложение 6) [2].
Учитель. А Вы знаете, что недостаток витаминов приводит к заболеваниям: гипо- и авитаминозам? (Слайд  15), (Приложение 2,3) [3].
При этом различают следующие формы патологии: авитаминоз, гиповитаминоз (слайд 16),  гипервитаминоз (слайд 17). Недостаток нескольких витаминов называется полигиповитаминозом (слайд 18).

V. Закрепление материала

Учитель задает вопросы  учащимся по пройденной теме:

  • определение «витамины» и кто из ученых ввел этот термин и кто впервые их открыл;
  • свойства витаминов и их функции (слайд 19);
  • классификация витаминов;
  • особенности строения (структурные формулы) витаминов.

Учащиеся отвечают, используя при необходимости записи конспекта.

VI. Заключение

Учитель подводит итоги занятия: Мы сегодня с вами узнали много нового о таких важных биологически активных веществах как витамины: история открытия, свойства, функции, классификация и химический формулы. И если вы заинтересовались этой группой веществ, то всегда можете обратиться к разным источникам информации (литература, Internet) и расширить свой кругозор.
Далее учитель отмечает наиболее активных учащихся и благодарит всех за активную и творческую работу на занятии (слайд 20).

Список литературы.

  1. Популярный биологический словарь / Н.Ф.Реймерс. – М.: Наука, 1990. – 544 с.
  2. www.wikipedia.ru.
  3. Газета “Биология” (приложение к газете “Первое сентября”), № 23, июнь 1998.
  4. Н.С.Крюкова / Химия: Учебно-методический журнал для учителей химиии естествознания / Гл.ред.  О.Блохина. – М.: Первое сентября, 2013. – 43 с: ил.
  5. Березин Б.Д. Курс современной органической химии: Учеб.пособие для вузов/Б.Д.Березин, Д.Б.Березин. – 2-е изд., испр. – М.: Высш шк., 2003. – С.421.
  6. Химия: Школьная энциклопедия / Гл. ред. Ю.А.Золотов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 872 с.: ил.