Парный обобщающий урок по теме «Сложноподчиненные предложения»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить изученное по теме «Сложноподчиненные предложения»: смысловое значение, строение, средства связи;
    • закрепить умения распознавать виды СПП, находить средства связи в них, ставить знаки препинания, производить синонимическую замену  в речи, определять  функцию  в художественном  тексте.
  • Развивающие: развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру, навыки языкового анализа художественного текста;
  • совершенствовать умение сравнивать, делать выводы, обобщения.
  • Воспитательные: формировать вдумчивое  отношение к афоризмам; воспитывать любовь к  языку и  культуре.

Тип  урока: урок обобщения и исследования.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал:   карточки для самостоятельной работы, художественные  тексты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова.

План первого урока:

Этап

Цель и содержание

Время
1 Организационный Приветствие. Проверка готовности к уроку.

1 мин.

2 Этап постановки целей урока и мотивации.  Постановка целей. Беседа.

2 мин.

3 Этап обобщающего  повторения теории. Повторение понятий и научных определений  по теме «СПП». Поиск необходимых понятий в «словаре» и формулировка определений  приёмом  «законченного суждения». Коррекция знаний.

5 мин.

4 Этап закрепления практических навыков. Определение видов СПП, средств связи частей, построение синонимических конструкций по правилам прямой и косвенной речи, решение синтаксических задач,  собирание пословиц и поговорок (синтаксическая головоЛОМКА). Коррекция.

13 мин.

5 Самостоятельная работа. Графическое выделение границ частей СПП по его опорным словам и словам – «сигналам», расстановка запятых, определение видов СПП. Самопроверка.

10 мин.

6 Этап развития речи. Определение стилистической функции подчинительных союзов в СПП, поиск и исправление речевых ошибок, связанных с употреблением союзов; замена второстепенных членов   синтаксическими синонимами–придаточными частями, придаточных определительных – причастными и деепричастными оборотами. Поиск решений в  речевых проблемных ситуациях. Коррекция.

10 мин.

7 Синтаксическая пауза. Прослушивание стихотворения С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек» в исполнении С. Юрского

4 мин.

План второго урока:

Этап

Цель и содержание

Время

1 Организационный Настроить на работу 1 мин.
2 Этап решения логических задач. Сравнительный анализ простых предложений и СПП, знаков препинания в них. Исправление ошибок, связанных с пропуском или неправильной расстановкой запятых в СПП. 10 мин.
3 Работа с художественными текстами. Языковой анализ текстов А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова. Поиск СПП с разными видами придаточных, выяснение их роли в тексте. 15 мин.
4 Этап подготовки к ГИА-С2. Обучение монологическому высказыванию – рассуждению-доказательству на основе выводов. 9  мин.
5 Подведение итогов урока и рефлексия Формулирование выводов по теме. Выяснить, какие задания оказались наиболее трудными для учащихся. 5 мин.
6 Домашнее задание Инструктаж выполнения  домашнего задания 5 мин.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ 1 УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. 1 слайд

2.  Постановка целей урока и мотивация

Мы закончили изучение темы «Сложноподчиненные предложения». Какими знаниями по этой теме овладели? Чему научились? Для чего  изучали ?  Сегодня у нас сдвоенный повторительно-обобщающий урок по теме. Попробуем сформулировать его цели. 2 слайд

3. Этап обобщающего  повторения теории.

3 слайд: Повторяем теорию. Словарь понятий.

Назовите синтаксические понятия, относящиеся к теме.

4 слайд: Проверяем себя

лексическое значение
морфема
суффикс
имя существительное
сложноподчиненное  предложение
синоним
междометие
приложение
определение
главная часть
управление
деепричастие
диалектное слово
согласование
придаточная часть
вводное слово
подчинительная связь
союз
обращение
наречие
союзное слово
причастный оборот
указательное слово

5 слайд: Повторяем теорию. Продолжите определение:

  • Сложноподчиненное предложение – это …сложное предложение, состоящее из главной и придаточной частей, связанных подчинительной связью.
  • Главная часть – это …часть, от которой задается вопрос …
  • Придаточная часть – это …часть, к которой задается вопрос.
  • Подчинительная связь – это … связь, устанавливаемая  с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

6 слайд: Повторяем теорию. Продолжите определение:

  • Союз – это … средство подчинительной связи, находящееся в придаточной части и не являющееся членом предложения.
  • Союзное слово – это … средство подчинительной связи, находящееся в придаточной части и являющееся членом предложения.
  • Указательные слова – дополнительные средства связи, находящиеся в главной части и нуждающиеся в пояснении.

4. Этап закрепления практических навыков.

7 слайд: Виды СПП.

Прочитайте высказывания, расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных и синтаксические  средства связи в них.

1. Люди перестают мыслить  когда перестают читать. (Дидро)
2. Книги – это окна  через    которые душа смотрит на мир. (Вильсон)
3. Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли  достаточно взяться за чтение. (Монтень)

8 слайд:  СПП в речи. Синтаксическая синонимия.

Постройте синонимичные конструкции. Оформите высказывания по правилам прямой и косвенной речи.

1. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)
2. Книги – это окна, через которые душа смотрит на мир. (Вильсон)

9 слайд: Проверяем себя. ГИА-С2. Оформление вступления к сочинению 

1. Дидро утверждал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Дидро утверждал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

2. Вильсон считал: «Книги – это окна, через которые душа смотрит на мир».
Вильсон считал, что книги – это окна, через которые душа смотрит на мир.

10 слайд: Синтаксическая задачка 1.

Докажите, что  в одном из  СПП  когда  является союзом, а  в другом – союзным словом. 

1. Я  не знал, когда меня позовут. (Союзное слово)

2. Грустью повеяло, когда   я увидел утром родительский дом. (Союз)
Грустью повеяло: я увидел утром родительский дом.

11 слайд: Синтаксическая задачка 2.

Докажите, что  в одном из  СПП  указательное слово  необходимо для построения предложения, а  в другом выполняет выделительную функцию. 

1. Я только тогда понял , когда внимательно прочитал. (Для построения предложения)
2. Мне хотелось петь для того, чтобы все знали о моём счастье.  (Выделительная функция)

12 слайд: Синтаксическая задачка 3.

Докажите, что  одно из   СПП  с придаточным изъяснительным, а другое – с придаточным определительным. 

1. Меня  терзала  мысль, что я скоро надолго уеду. (Изъяснительное)
2. Мысль, что терзала меня, оказалась обманчивой. (Определительное)

13 слайд: Синтаксическая задачка4.

Докажите, что в СПП смысловые отношения между частями разные, а вид придаточных один.

                           что …
                           как…
Я понял,             зачем …
                           почему…
                           чья…

Все СПП с придаточными изъяснительными

14 слайд: Синтаксическая задачка 5.

Докажите, что в СПП разные смысловые отношения между частями и разные виды придаточных.

                                               которая … (определительное)
                                               потому что … (причины)
Мы поедем в Москву,          когда … (времени)
                                               если …  (условия)
                                               чтобы … (цели)

15 слайд: Синтаксическая головоЛОМКА.

Соберите пословицы и поговорки.
Определите место  и вид придаточных.

16 слайд: Проверяем себя

1. (Если народ един), [он непобедим].
2. (Кто землю лелеет), [того и земля жалеет].
3. (Где много слов), [там мало дела].
4. [Худо тому], (кто добра не делает никому).
5. [Плох тот солдат], (который не мечтает стать генералом).
6. (Где хотение), [там и умение].

5. Самостоятельная работа

17 слайд: Самостоятельная работа.

По опорным словам и союзам-сигналам определите  главную и придаточную части, графически их выделите.  Определите виды придаточных, расставьте запятые. (Приложение 1)

18 слайд: Проверяем себя

1. [ … настолько сильно], (что …)        (степени)
2. [… росли], (так что …)                       (следствия)
3. [… плакал], (как плачут … )               (сравнения)
4. (Для того чтобы  … ) , [… ]                (цели)
5.  [… думал о том], (что … )                 (изъяснительное)
6.  (Хотя … ), [… ]                                   (уступки)
7.  [… произошло], (потому что …)      (причины)
8.  (Если …), [то …  ]                              (условия)
9.  [… деревня], (в которой …)              (определительное)
10.  (Откуда …), [оттуда … ]                  (места)
11. (С тех пор как …) , […]                     (времени)

6. Этап развития речи

19 слайд: Подчинительные союзы в речи.

Назовите общеупотребительные,      книжные и разговорные союзы

20 слайд: Проверяем себя

общеупотребительные         книжные                                 разговорные

что                                           вследствие того что               пускай
как                                            в то время как                         кабы
хотя                                          подобно тому как                   коли
потому что                              ввиду того что                        раз (=если)

– Как влияет стилистическаяокраска подчинительных союзов на смысловые отношения в СПП?

21 слайд: Полминутки для стилистической шутки.

Прочитайте.  Что здесь не так? (Стилистические ошибки, связанные с употреблением союзов)

1. Не бывает скуки, в то время как   заняты руки.
2. Вследствие того  что грамота даётся так, на ней далеко не уедешь.
3. На зеркало неча пенять, ввиду того что рожа крива. 

22 слайд: Синтаксическая синонимия.

Замените  выделенные второстепенные члены  придаточными предложениями. Определите виды придаточных.

1. С наступлением весны начнутся полевые работы.
2. Нам сообщили о прибытии поезда.
3. Расскажи о прочитанной книге.
4.  Роса на траве сияет горящим на солнце серебром.

23 слайд: Проверяем себя

1. Когда  наступит весна, начнутся полевые  работы.
2.  Нам сообщили, что прибыл поезд.
3. Расскажи о книге, которую прочитал.
4.  Роса на траве сияет, как горит на солнце серебро.

24 слайд: СПП в речи.

Прочитайте. Расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных.

25 слайд: Проверка. ЕГЭ-А6. Синтаксическая синонимия.

Произведите, где это возможно, замену  придаточных определительных причастными оборотами. Если замена невозможна, объясните почему.

1. Влечение к книгам зародилось во мне благодаря удовольствию, которое я получил от рассказов Овидия. Влечение к книгам зародилось во мне благодаря удовольствию, полученному мною от рассказов Овидия
2. Как можно дышать без дуновения ветра, который струится из книг. Как можно дышать без дуновения ветра, струящегося из книг.
3. Существует искусство чтения, которому нужно учиться. (Изменить нельзя – дательный падеж  союзного слова «который»)

26 слайд: СПП в речи.

Определите виды   придаточных.

1. Пока  горя не увидел, счастья не поймешь. (Пословица)
2. Чтобы найти самую маленькую жемчужину, надо прыгнуть на дно морское. (Шолом-Алейхем)
3. Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению,  вы научитесь очень многому. (Азад)

27 слайд: Синтаксическая синонимия.

Замените, где это возможно, придаточные деепричастными оборотами.  Если замена невозможна, объясните почему.

1. Не увидев горя, счастья не поймешь.
2. Чтобы найти самую маленькую жемчужину, надо прыгнуть на дно морское. (Шолом-Алейхем)
3. Постигнув искусство радоваться каждому мгновению,  вы научитесь очень многому.

28 слайд: СПП в речи.

Прочитайте. Почему так нельзя говорить?

Отец предупредил, чтобы мы быстро возвращались, чтобы собрать вещи, чтобы успеть добраться до  вокзала, чтобы купить билеты, чтобы сесть на поезд, чтобы   уехать  к родственникам.
Я живу в доме, который выходит окнами на дорогу, по которой едут машины, которые стоят на светофоре, который стоит на перекрёстке, по которому очень активное движение, которое не прекращается даже по ночам, которые осенью становятся всё дольше.

7. Синтактическая пауза

29 слайд: Синтаксическая пауза.

Маршак С.Я. «Дом, который построил Джек». Читает С.Юрский.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ 2 УРОКА

1. Организационный момент

Продолжим нашу работу. На втором уроке  попробуем выяснить роль СПП в художественных текстах и совершенствуем речевые умения по подготовке к экзаменационному сочинению на лингвистическую тему.

2. Этап решения логических задач

30 слайд: Пунктуационная задача-ловушка 1.

Докажите, что выделенные сочетания во второй колонке не образуют придаточного предложения и не выделяются запятыми.

1. Поставь, где нужно, недостающие знаки препинания 1. Просторечные слова стали употреблять где нужно и не нужно.
2. Карту я рассмотрел так тщательно, как следует  рассмотреть ее туристу. 2. Я почему-то не могу карту как следует рассмотреть.
3. Зови всех, кого хочешь. 3. Зови кого хочешь. 

31 слайд: Пунктуационная задача-ловушка 2.

Докажите, что запятая не ставится внутри выделенных сочетаний во второй колонке, так как они образуют выражения со значением одного слова.

1. Это совершенно не то, чтобы на него тратить время. 1. Я это не то чтобы любил, не то чтобы не любил.
2. Дни отдыха провели не так, чтобы помнить о них. 2.   Время провели не так чтобы весело.  
3. Я ответил иначе, как учил меня отец.  3.  Работу нужно набрать не иначе как на компьютере.

32 слайд: Пунктуационная задача-ловушка 3.

Докажите, что условием расчленения сложного союза является логическое подчёркивание придаточных.

1. Для того чтобы действовать, нужно видеть цель. 1. Это сказано для того, чтобы обратить внимание.
2. Остановились на привал, с тем чтобы высушить одежду.      2. Я пригласил вас с тем, чтобы сообщить о поездке.
3. Они успешно сдали экзамен, потому что хорошо подготовились 3. Я молчал  потому, что не знал ответа

33 слайд: Минутка на пунктуационную шутку.

Исправь ошибку, которая вызывает улыбку

1. Осьминоги прекрасно обучаются, у них хорошая память, они узнают людей, которые их кормят и могут стать ручными.
2. Антон прослезился,  поклонился ему до земли, сказал, что старый барин ещё жив и побежал запрягать лошадей.
3. В нижнем этаже окна были открыты по тому, что отчётливо  слышались женские голоса и смех.

3. Работа с художественными текстами.

34 слайд: СПП в языке А.Пушкина, Л.Толстого и А.Чехова

– А сейчас проведем  языковой анализ художественных текстов. Работу организуем по рядам. 1 ряд – исследует текст А.С.Пушкина, 2 ряд – текст Л.Н. Толстого, 3 ряд – А.П. Чехова. (Приложение 2)

35 слайд: ГИА С2. СПП в тексте.

М. Горький писал одному из начинающих авторов: «Надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроений. Речь распространенная,  «плавная» дает читателю ясное представление о происходящем, о постепенности и неизбежности изображаемого процесса».

Задание:

Подтвердите высказывание примерами из текста. Для этого исследуйте художественный фрагмент, определите его своеобразие. Найдите СПП. Какое место сложные синтаксические конструкции занимают в тексте? Какие виды придаточных используются автором и с какой целью? Сделайте вывод об употреблении СПП в языке автора. Соотнесите его  с высказыванием М.Горького.

4. Этап подготовки к ГИА-С2

Учащиеся (по желанию) зачитывают монологические высказывания на лингвистическую тему. (Рассуждения-доказательства). Анализ высказываний. Коррекция учителем и учащимися.

5. Подведение итогов урока и рефлексия

Понравился ли вам урок? Какие задания  показались наиболее трудными? Как вы считаете, насколько хорошо вами усвоен материал?  Покажите свой уровень усвоения темы высотой поднятия руки. Итак, поднимите руки.

6. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Какую роль СПП играют в речи»

36-37 слайды

Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке мы убедились в том, что сложная, глубокая мысль требует сложных конструкций. По этому поводу А.С. Пушкин говорил: «Учусь удерживать вниманье долгих дум». Я желаю вам научиться красиво выражать свои мысли, используя разные виды СПП.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобр. учр., под ред. М.М. Разумовской, Дрофа, 2012
  2. Л.И. Новикова. От точки до запятой. «РЯШ», 2010, №4
  3. Л.А. Аксенова. Сложноподчиненное предложение. «РЯШ», 2010, №11
  4. В.В. Бабайцева. В защиту традиционной классификации сложноподчиненных предложений. «РЯШ», 2010, №10
  5. Д.Э. Розенталь. Современный русский язык. Айрис-пресс, Москва, 2008
  6. Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. По ред. Голуб. Айрис-пресс. Москва, 1999
  7. А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум. http://www.prozaik.org
  8. Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. http://magister.msk.ru
  9. А.П. Чехов. Степь. http://www.lib.ru/LITRA/CHEHOW/step.txt
  10. М. Горький. http://proza.ru/2011/01/12/20