Урок информатики по теме "Дизайн презентации. Гармония цвета". 7-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Современная модель образования порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для учителя становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).

Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока информатики в 7м классе, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день выбор дизайна презентации и при этом умелое использование цвета является атрибутом профессионализма работника во всех сферах деятельности и, соответственно, одной из основных составляющих ИКТкомпетентности современного школьника.

Данный урок относится к такому разделу программы, как «Технология обработки графической информации», и является третьим в изучении этого раздела.

Поэтому основная дидактическая задача такого урока – формирование новых понятий, представлений и включение их в систему уже имеющихся знаний.

С целью стимулирования учащихся к созданию уникальных разработок с учетом цветовой гармонии, развитию творческого потенциала урок был построен на деятельностной основе с использованием интерактивных опорных конспектов, ситуативных заданий и таких занимательных элементов, как фрагменты стихов, классическая музыка, картины.

Сюжет был разработан таким образом, чтобы в нем присутствовали динамизм и перспективы, что способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий.

Для этого мною была создана многоуровневая интерактивная презентация, представленная в виде электронного Дневника класса (Презентация 1, комментарий см. в Приложении 1), куда на протяжении всего урока делаются заметки. Навигация по слайдам осуществляется посредством гиперссылок и триггеров. Их использование необходимо, в случае несанкционированного перехода от одного слайда к другому, осуществления обратной связи в ходе урока, а также, в случае необходимости, для неоднократного воспроизведения на слайде одного и того же фрагмента. При разработке использованы такие технологические приемы, как интерактивный плакат (Презентация 2 «Гармонизация цветов», комментарий см. в Приложении 2) и интерактивная лента (Презентация 3 «Какой он цвет?», комментарий см. в Приложении 3).

А функции интерактивной доски, в свою очередь, дополняют возможности компьютера, позволяют разнообразить урок и осуществить: выделение актуальной информации, построение триады гармоничных цветов (вписанных равнобедренного, равностороннего треугольников в окружность), тетрады (вписанного четырехугольника в окружность), контрастных цветов (диаметра окружности).

Каждую деталь урока учащиеся могут проследить на экране, а также практически участвовать во всех этапах урока.

Такая форма проведения урока способствует созданию условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации и успешного применения полученных знаний на практике, а также активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них умений самостоятельной работы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности, УДД

Учебнометодическое обеспечение

Инициация

1

Приветствие.
Проверяет готовность к уроку.
Сообщает цель урока:
продолжить делать заметки по созданию презентаций в "Электронный дневник".
Приветствуют учителя. Учебноорганизационные.
Прием рефлексии "Ведение дневника"
Предметные результаты:
создание условий для проявления активности учащихся в разработке эффектных презентаций
Личностные УДД: смыслообразование
(понимание значимости презентации в жизнедеятельности информационного общества)
Титульный слайд "Дневник класса" Презентации 1.
Актуализация знаний

9

Проверяет владение базовым понятийным аппаратом по теме «Презентации». Соотносят понятия элементов презентации с их определениями посредством интерактивной доски. Проблемный
Словесный.
Подводящий диалог.
Диспут.
Предметные результаты:
владение базовым понятийным аппаратом по теме «Презентации»;
эстетическое восприятие цвета в природе;
чувство гармонии цвета.
Личностные:
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
наблюдательность;
осознание значения цвета, цветовых сочетаний в своей жизнедеятельности.
Регулятивные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Познавательные:
умение предлагать способы решения проблем;
построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
участие в продуктивном диалоге.
2, 3 слайды презентации

Видеофайл "Живет повсюду красота".

Создает учебную ситуацию – проблему:
"Почему презентации могут вызывать у нас различные эмоции и чувства: тоску, восторг, безразличие, печаль, радость..., могут притягивать или отталкивать, возбуждать или успокаивать, беспокоить, волновать, пугать, шокировать?"
Участвуют в беседе, аргументируют свою точку зрения.
Опираясь на свой опыт, объясняют причины влияния цвета на эмоции человека.
Приводят примеры.
Создает учебную ситуацию – иллюстрацию: показ видеосюжета "Живет повсюду красота". Описывают в "Дневник" свои чувства, которые возникли после просмотренного сюжета. Определяют цвета и их сочетания, которые вызвали те или иные чувства.
Создает учебную ситуацию – проблему: "Как создать такую презентацию, которая бы вызывала у зрителей только положительные эмоции?" Предлагают способ, позволяющий при оформлении презентаций умело использовать цвет.
Формулируют цель текущего урока: "научиться определять цветовые сочетания и применять их в дизайне презентации".
Выдвигают гипотезу: "Умелому обращению с цветом можно научиться, наблюдая за природой"
Формирование новых понятий и представлений

16

Создает учебную ситуацию – иллюстрацию: показ натурального спектра цветов (радуги) и его замкнутую ленту (цветовой круг).
Цветовой круг является замкнутым пространством?
Анализируют структуру цветового круга, какие цвета преобладают в его сегментах.
Моделируют цветовой круг в "Дневнике".
Находят способ, позволяющий определить дополнительные цвета и оттенки при смешении цветов сегментов.
Фиксируют в "Дневник" свои ассоциации с найденными цветами (малиновый, бирюзовый, цвет морской волны и пр.).
Сравнивают полученные оттенки цвета по яркости и насыщенности.
Выявляют ахроматические цвета: черный и белый.
Делают вывод о том, что цветовой круг состоит из множества цветов и оттенков и не является замкнутым пространством.
Самостоятельная поисковая работа.
Подводящий диалог.
Учебная дискуссия.
Элементы технологии "Метод проектов".
Диспут.
Предметные:
отзывчивость к красоте цвета в природе;
выявление цветов и их оттенков;
имеют представление о многообразии цветов и цветовых оттенков;
определение цветов в системе цветопередачи RGB;
определение насыщенности, яркости цвета и его температуры;
определение согласованности цветов и их оттенков;
осознание эмоционального воздействия цвета на человека.
Личностные:
мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти;
эстетическое воспитание;
развитие художественнообразного мышления;
развитие творческой личности.
Регулятивные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Познавательные:
осмысленное восприятие цвета;
умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
установление причинноследственных связей;
умение создавать и преобразовывать модели (схемы) для решения задач;
умение выделять тезисы и делать конспект;
умение делать выводы из практических заданий, наблюдений;
готовить устные сообщения на основе обобщения найденной информации.
Коммуникативные:
формулирование и аргументирование собственной точки зрения;
защита проекта;
самовыражение.
4 слайд (ключевой) заготовка для заметок по новой теме.

Интерактивный плакат "Гармонизация цветов"

Создает учебную ситуацию – проблему: "Какая тундра красивее, зимняя или осенняя?" Учащиеся делятся на группы.
Предлагают способ, позволяющий определить гармоничные сочетания цветов и классифицировать их как теплые и холодные.
Делают вывод: тундра красива в любое время года.
Отмечают на круге использованные гармоничные цвета.
Строят геометрические фигуры на цветовом круге, выявляя новые гармоничные цветовые сочетания и фиксируя их в "Дневник"
Презентация 4, 1 слайд
Учитель и учащиеся слушают, делая в "Дневник" соответствующие заметки о символике и психологии цвета. Группа учеников представляет проект"Какой он цвет?", подготовленный в качестве домашнего задания на тему: "Символическое значение цвета" Презентация 3 "Какой он цвет?"
Первичное закрепление

5

Учитель демонстрирует картину Кандинского В. В. «Желтое – красное – синее», посредством которой осуществляется фронтальная работа с учащимися. Анализируют репродукцию, определяют гармоничные цветовые сочетания. Учебная дискуссия.
Фронтальная работа.
Предметные:
умение анализировать изображаемые объекты, выделяя при этом особенности цвета;
умение определять гармоничные сочетания цветов.
Личностные:
умения реализовывать теоретические познания на практике.
Коммуникативные:
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Интерактивный плакат "Гармонизация цветов" (10, 11 слайды).
Предлагает определить контрастную пару для данных цветов. Применяют способ определения гармоничных цветовых сочетаний посредством цветового круга.
Выполняют задание.
Первичное понимание

8

Создает учебную ситуацию. Озвучивает фрагменты стихотворения.

В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует лебедь.
Он один.

* * *

Заносит снегом водоём.
А я кричу: – Послушай,
Мы будем плыть
С тобой вдвоём,
Но только я
На суше!

Передайте с помощью цвета психологическое состояние текущего момента. Подберите 3 гармоничных цвета.

Учащиеся делятся на 2 группы

Разрабатывают план выполнения задания.

 

 

 

 

Создают и проводят презентацию работ с комментированием.

Самостоятельная работа.
Практический
Предметные:
осознание эмоционального воздействия цвета на человека;
умение определять гармоничные цветовые сочетания c учетом их символического и психологического значений.
Личностные:
умения реализовывать теоретические познания на практике;
развитие творческого воображения, самостоятельности, активности;
развитие ассоциативного и образного мышления;
эмоциональное отношение к действительности;
Регулятивные:
умение организовывать свою практическую деятельность;
оценивание результата учебной деятельности и умение вносить коррективы.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами, представлять свою точку зрения.
Презентация 4, 2 слайд
    Создает ситуацию – оценку.
Учитель рекомендует прослушать презентацию каждой работы и высказать свое мнение, придерживаясь следующих правил:

1) отметить достоинства выполненной работы;

2) задать вопрос по содержанию или результатам работы;

3) сказать, можно ли чемто дополнить начатую работу, соответствует ли выбранная гамма цветов сюжету.

Оценивают свою работу и работу товарищей.
Творческое домашнее задание

1

Показывает с комментированием. Записывают.     4 слайд (ключевой) Презентации 1
Рефлексия

4

Обращает внимание на выдвинутую в начале урока гипотезу. Подтверждают (опровергают) гипотезу.
Фиксируют знания и умения, полученные в течение урока, в "Дневнике".
Закрывают "Дневник".
Словесный.
Анкетирование
Личностные:
осознание практического значения цветовой гармонии в жизни человека.
Регулятивные:
самооценка своей деятельности;
осознание результата своего труда на уроке.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
4 слайд (ключевой) Презентации 1
Предлагает заполнить анкету и выразить свое мнение по проведенному уроку. Излагают своё мнение о проведенном уроке в форме анкетирования.

Анкета (https://docs.google.com/forms/d/1ef6hXKLCv2pvwDyuKucscU44i7dGWV0AnN01PAUIuw/viewform)

Комментарий к презентации

Приложение 4