Современная модель образования порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для учителя становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).
Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока информатики в 7м классе, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.
Актуальность темы определяется тем, что на сегодняшний день выбор дизайна презентации и при этом умелое использование цвета является атрибутом профессионализма работника во всех сферах деятельности и, соответственно, одной из основных составляющих ИКТкомпетентности современного школьника.
Данный урок относится к такому разделу программы, как «Технология обработки графической информации», и является третьим в изучении этого раздела.
Поэтому основная дидактическая задача такого урока – формирование новых понятий, представлений и включение их в систему уже имеющихся знаний.
С целью стимулирования учащихся к созданию уникальных разработок с учетом цветовой гармонии, развитию творческого потенциала урок был построен на деятельностной основе с использованием интерактивных опорных конспектов, ситуативных заданий и таких занимательных элементов, как фрагменты стихов, классическая музыка, картины.
Сюжет был разработан таким образом, чтобы в нем присутствовали динамизм и перспективы, что способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Для этого мною была создана многоуровневая интерактивная презентация, представленная в виде электронного Дневника класса (Презентация 1, комментарий см. в Приложении 1), куда на протяжении всего урока делаются заметки. Навигация по слайдам осуществляется посредством гиперссылок и триггеров. Их использование необходимо, в случае несанкционированного перехода от одного слайда к другому, осуществления обратной связи в ходе урока, а также, в случае необходимости, для неоднократного воспроизведения на слайде одного и того же фрагмента. При разработке использованы такие технологические приемы, как интерактивный плакат (Презентация 2 «Гармонизация цветов», комментарий см. в Приложении 2) и интерактивная лента (Презентация 3 «Какой он цвет?», комментарий см. в Приложении 3).
А функции интерактивной доски, в свою очередь, дополняют возможности компьютера, позволяют разнообразить урок и осуществить: выделение актуальной информации, построение триады гармоничных цветов (вписанных равнобедренного, равностороннего треугольников в окружность), тетрады (вписанного четырехугольника в окружность), контрастных цветов (диаметра окружности).
Каждую деталь урока учащиеся могут проследить на экране, а также практически участвовать во всех этапах урока.
Такая форма проведения урока способствует созданию условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации и успешного применения полученных знаний на практике, а также активизации познавательной деятельности учащихся, формированию у них умений самостоятельной работы.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Время, мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы и формы обучения |
Прогнозируемый результат образовательной деятельности, УДД |
Учебнометодическое обеспечение |
Инициация | 1 |
Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Сообщает цель урока: продолжить делать заметки по созданию презентаций в "Электронный дневник". |
Приветствуют учителя. | Учебноорганизационные. Прием рефлексии "Ведение дневника" |
Предметные результаты: создание условий для проявления активности учащихся в разработке эффектных презентаций Личностные УДД: смыслообразование (понимание значимости презентации в жизнедеятельности информационного общества) |
Титульный слайд "Дневник класса" Презентации 1. |
Актуализация знаний | 9 |
Проверяет владение базовым понятийным аппаратом по теме «Презентации». | Соотносят понятия элементов презентации с их определениями посредством интерактивной доски. | Проблемный Словесный. Подводящий диалог. Диспут. |
Предметные результаты: владение базовым понятийным аппаратом по теме «Презентации»; эстетическое восприятие цвета в природе; чувство гармонии цвета. Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; наблюдательность; осознание значения цвета, цветовых сочетаний в своей жизнедеятельности. Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Познавательные: умение предлагать способы решения проблем; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; участие в продуктивном диалоге. |
2, 3 слайды презентации Видеофайл "Живет повсюду красота". |
Создает учебную ситуацию – проблему:
"Почему презентации могут вызывать у нас различные эмоции и чувства: тоску, восторг, безразличие, печаль, радость..., могут притягивать или отталкивать, возбуждать или успокаивать, беспокоить, волновать, пугать, шокировать?" |
Участвуют в беседе, аргументируют свою
точку зрения. Опираясь на свой опыт, объясняют причины влияния цвета на эмоции человека. Приводят примеры. |
|||||
Создает учебную ситуацию – иллюстрацию: показ видеосюжета "Живет повсюду красота". | Описывают в "Дневник" свои чувства, которые возникли после просмотренного сюжета. Определяют цвета и их сочетания, которые вызвали те или иные чувства. | |||||
Создает учебную ситуацию – проблему: "Как создать такую презентацию, которая бы вызывала у зрителей только положительные эмоции?" | Предлагают способ,
позволяющий при оформлении презентаций умело
использовать цвет. Формулируют цель текущего урока: "научиться определять цветовые сочетания и применять их в дизайне презентации". Выдвигают гипотезу: "Умелому обращению с цветом можно научиться, наблюдая за природой" |
|||||
Формирование новых понятий и представлений | 16 |
Создает учебную ситуацию –
иллюстрацию: показ натурального спектра цветов
(радуги) и его замкнутую ленту (цветовой круг). Цветовой круг является замкнутым пространством? |
Анализируют структуру
цветового круга, какие цвета преобладают в его
сегментах. Моделируют цветовой круг в "Дневнике". Находят способ, позволяющий определить дополнительные цвета и оттенки при смешении цветов сегментов. Фиксируют в "Дневник" свои ассоциации с найденными цветами (малиновый, бирюзовый, цвет морской волны и пр.). Сравнивают полученные оттенки цвета по яркости и насыщенности. Выявляют ахроматические цвета: черный и белый. Делают вывод о том, что цветовой круг состоит из множества цветов и оттенков и не является замкнутым пространством. |
Самостоятельная поисковая
работа. Подводящий диалог. Учебная дискуссия. Элементы технологии "Метод проектов". Диспут. |
Предметные: отзывчивость к красоте цвета в природе; выявление цветов и их оттенков; имеют представление о многообразии цветов и цветовых оттенков; определение цветов в системе цветопередачи RGB; определение насыщенности, яркости цвета и его температуры; определение согласованности цветов и их оттенков; осознание эмоционального воздействия цвета на человека. Личностные: мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти; эстетическое воспитание; развитие художественнообразного мышления; развитие творческой личности. Регулятивные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Познавательные: осмысленное восприятие цвета; умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу; установление причинноследственных связей; умение создавать и преобразовывать модели (схемы) для решения задач; умение выделять тезисы и делать конспект; умение делать выводы из практических заданий, наблюдений; готовить устные сообщения на основе обобщения найденной информации. Коммуникативные: формулирование и аргументирование собственной точки зрения; защита проекта; самовыражение. |
4 слайд (ключевой) заготовка для заметок
по новой теме. Интерактивный плакат "Гармонизация цветов" |
Создает учебную ситуацию – проблему: "Какая тундра красивее, зимняя или осенняя?" | Учащиеся делятся на группы. Предлагают способ, позволяющий определить гармоничные сочетания цветов и классифицировать их как теплые и холодные. Делают вывод: тундра красива в любое время года. Отмечают на круге использованные гармоничные цвета. Строят геометрические фигуры на цветовом круге, выявляя новые гармоничные цветовые сочетания и фиксируя их в "Дневник" |
Презентация 4, 1 слайд | ||||
Учитель и учащиеся слушают, делая в "Дневник" соответствующие заметки о символике и психологии цвета. | Группа учеников представляет проект"Какой он цвет?", подготовленный в качестве домашнего задания на тему: "Символическое значение цвета" | Презентация 3 "Какой он цвет?" | ||||
Первичное закрепление | 5 |
Учитель демонстрирует картину Кандинского В. В. «Желтое – красное – синее», посредством которой осуществляется фронтальная работа с учащимися. | Анализируют репродукцию, определяют гармоничные цветовые сочетания. | Учебная дискуссия. Фронтальная работа. |
Предметные: умение анализировать изображаемые объекты, выделяя при этом особенности цвета; умение определять гармоничные сочетания цветов. Личностные: умения реализовывать теоретические познания на практике. Коммуникативные: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. |
Интерактивный плакат "Гармонизация цветов" (10, 11 слайды). |
Предлагает определить контрастную пару для данных цветов. | Применяют способ определения
гармоничных цветовых сочетаний посредством
цветового круга. Выполняют задание. |
|||||
Первичное понимание | 8 |
Создает учебную ситуацию. Озвучивает
фрагменты стихотворения. В холодном парке, * * * Заносит снегом водоём. Передайте с помощью цвета психологическое состояние текущего момента. Подберите 3 гармоничных цвета. |
Учащиеся делятся на 2 группы Разрабатывают план выполнения задания.
Создают и проводят презентацию работ с комментированием. |
Самостоятельная работа. Практический |
Предметные: осознание эмоционального воздействия цвета на человека; умение определять гармоничные цветовые сочетания c учетом их символического и психологического значений. Личностные: умения реализовывать теоретические познания на практике; развитие творческого воображения, самостоятельности, активности; развитие ассоциативного и образного мышления; эмоциональное отношение к действительности; Регулятивные: умение организовывать свою практическую деятельность; оценивание результата учебной деятельности и умение вносить коррективы. Коммуникативные: умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами, представлять свою точку зрения. |
Презентация 4, 2 слайд |
Создает ситуацию – оценку. Учитель рекомендует прослушать презентацию каждой работы и высказать свое мнение, придерживаясь следующих правил: 1) отметить достоинства выполненной работы; 2) задать вопрос по содержанию или результатам работы; 3) сказать, можно ли чемто дополнить начатую работу, соответствует ли выбранная гамма цветов сюжету. |
Оценивают свою работу и работу товарищей. | |||||
Творческое домашнее задание | 1 |
Показывает с комментированием. | Записывают. | 4 слайд (ключевой) Презентации 1 | ||
Рефлексия | 4 |
Обращает внимание на выдвинутую в начале урока гипотезу. | Подтверждают (опровергают)
гипотезу. Фиксируют знания и умения, полученные в течение урока, в "Дневнике". Закрывают "Дневник". |
Словесный. Анкетирование |
Личностные: осознание практического значения цветовой гармонии в жизни человека. Регулятивные: самооценка своей деятельности; осознание результата своего труда на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 слайд (ключевой) Презентации 1 |
Предлагает заполнить анкету и выразить свое мнение по проведенному уроку. | Излагают своё мнение о проведенном уроке в форме анкетирования. |
Анкета (https://docs.google.com/forms/d/1ef6hXKLCv2pvwDyuKucscU44i7dGWV0AnN01PAUIuw/viewform)