Родительская конференция на тему «Свободное время подростков. Профилактика правонарушений»

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Конвенция о Правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, гласит: “Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”. Подростковый возраст – от 12 до 16 лет - называют переходным. В этот период в организме ребёнка происходят важные изменения, связанные с активным формированием половой сферы, гормональной перестройкой, интенсивным физическим развитием. Подростковый возраст – это время испытаний для каждого ребёнка и его родителей. Подросток ищет ответы на два самых важных для него вопроса: “Кто Я?” и “Какой Я?”

Наблюдаются изменения и в поведении подростков: они становятся беспокойными, раздражительными, непослушными. Подросток проявляет стремление быть (казаться) взрослым, демонстрирует себя самоуверенным, заносчивым, не подчиняется разумным требованиям. У здоровых подростков к 16 годам наступает “фаза успокоения”, у подростков с нарушениями нервной системы период “переходного возраста” протекает своеобразно, с присущими им особенностями. Дети заторможенные становятся ещё более вялыми, пассивными; сужается круг их интересов. Поведение таких ребят характеризуется конформизмом, повышенной внушаемостью. В физиологическом плане наблюдаются астенические реакции: дети жалуются на головную боль, сонливость, тошноту, усталость.

Возбудимых подростков характеризует синдром аффективной возбудимости, в поведении выраженный нежелательными проявлениями: склонностью к конфликтам, оскорблениям, дракам, злобности. В школе могут наблюдаться грубые нарушения дисциплины, пропуски уроков, что ведёт к снижению успеваемости. Поведение этих ребят характеризуется эмоциональной заражаемостью: ни в школе, ни дома они не могут погасить конфликт, сохранить нейтралитет либо выйти из конфликта. У подростков ярко выражена потребность в самоутверждении, большинству из них свойственен стиль поведения, соответствующий примитивному представлению о взрослости (асоциальный): они игнорируют учёбу, правила поведения в школе, обнаруживают склонность к курению, алкоголю, модной одежде, вопросам секса, что выражается в ранних половых связях. Не умея утвердиться в учёбе, спорте, творчестве и общественных делах, они утверждают себя таким образом в компаниях более старших ребят, стремятся к свободному, “взрослому” образу жизни.

Отмечаются бурные эмоциональные реакции у девочек. Девочки в этом возрасте стараются привлечь к себе внимание яркой косметикой, украшениями, вызывающим поведением. Им нередко свойственны склонность к оговорам, лживость, неустойчивость настроения.

Как для девочек, так и для мальчиков характерным является сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с равнодушием, чёрствостью к окружающим. Особенно велики трудности переходного периода у подростков с задержкой интеллектуального развития. Важным средством предупреждения грубых отклонений в поведении является лечение неврологических заболеваний, своевременное обращение к врачу-психиатру, формирование у ребёнка здоровых интересов, расширение его кругозора.

Обратимся к терминологии.

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.) Связь между этими видами отклоняющегося поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Преступность как вид отклоняющегося поведения изучается преимущественно криминологией, использующей наряду с данными других наук результаты психологических исследований. Советская криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Непротивоправное отклоняющееся поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Отклоняющееся поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек. В тех случаях, когда отклоняющееся поведение связано с психическими заболеваниями, для его коррекции требуются не только педагогические, но и лечебные меры.

Девиантное поведение (от лат.deviatio - отклонение) – отклоняющееся поведение.

Для подростка очень важны понимание и уважение со стороны родителей, он или она чувствуют себя уже взрослым, самостоятельным человеком, имеющим свою точку зрения на многие вопросы. При этом ребёнку часто не хватает жизненного опыта, самостоятельности и ответственности при принятии решений. Если в ответ на свои просьбы он получает насмешки, пренебрежение, то в отношениях с родителями возникает пропасть непонимания, обид и недоверия. В такой ситуации подросток может принять решение уйти из своего дома и даже не сказать об этом родителям. Если же он “предупреждает” о своём намерении, значит, у родителей ещё остался шанс прояснить ситуацию и сесть за стол переговоров. Другой причиной решения уйти из дома может стать компания, друзья подростка. Сказать “ нет” друзьям или приятелям для некоторых бывает очень трудно. Для подростка это травмирующая ситуация, часто непереносимая, так как принадлежность к определённой группе сверстников имеет огромное значение для его самоутверждения и самоуважения. В этом случае уход из дома для него будет более приемлемым, чем невыполнение решения группы. Общим и в той, и в другой ситуации является то, что такое решение ребёнок – подросток может принять под влиянием сильных эмоций, которыми он ещё не научился самостоятельно управлять, спонтанно, необдуманно. Родителям нужно быть по-прежнему очень внимательными к своему уже подросшему ребёнку и вовремя его остановить, объяснить последствия.

Приёмные дети реже, чем кровные, выражают свой протест и несогласие с приёмными родителями таким образом. Катастрофа - информация о том, что он приёмный. Возникает желание поиска кровных родителей, рушится идеальный образ приёмных матери и отца. Чтобы развенчать миф, нужно отправляться на поиски вместе с подростком. Подросток должен чувствовать, что приёмные родители не ревнуют его к кровным, а понимают его потребность больше узнать об истории своего рождения и готовы помочь ему в этом.

Если подросток говорит, что собирается уйти из семьи, это сигнал для родителей проанализировать, что не так в их отношениях, скорректировать методы семейного воспитания, обратиться к помощи профессионального психолога-консультанта или значимого для ребёнка взрослого.

В зависимости от исторической и политико-экономической ситуации педагогическое сообщество нашей страны не оставляет без внимания вопросы детской безнадзорности и беспризорности. Безнадзорность характеризуется не отсутствием материальной заботы о подростке, а отсутствием заботы о жизни духовной. Родители, как правило, зачастую готовят детям вкусную еду, покупают модные вещи, защищают от болезней и бед, но неохотно отдают им своё свободное время. Зачастую мир интересов детей не является предметом глубокого интереса взрослых – учителей и родителей. Роль взрослых - привить ребёнку любовь к труду, сформировать положительную учебную мотивацию и научить ребёнка интересно, содержательно отдыхать, иначе безнадзорность приведёт к правонарушениям.

Рассмотрим динамику правонарушений в подростковой среде. В ходе бриффинга ГУВД г. Ленинграда в августе 1988г. отмечены следующие цифры:

- 7% от общего числа убийств совершается подростками;

- 29% - изнасилований;

- 66% краж транспортных средств;

- 5000 подростков были задержаны в нетрезвом виде.

По данным статистики  41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% - какие фильмы смотрят, 67% - какая музыка им нравится, 38% - какую общественную работу они выполняют в школе. Такое незнание всегда плохо отражается на воспитании. По данным социологического исследования в контрольной группе школьников (нормальные подростки) только 10% ребят ответили, что в их семьях по большей части не знают, где они бывают и что делают, с кем встречаются. В группе риска (“трудные” подростки) так ответили уже 16%, а в группе правонарушителей - 46%.

С целью изучения досуга подростков и планирования коллективных мероприятий в 5 классе проводилось анкетирование на тему “Твоё свободное время”. Результаты следующие:

Опрошено – 21 человек.

  • Предпочитают прогулки - 24% учащихся.
  • Просмотр телевизора – 20% учащихся.
  • Пассивный отдых (сон, прослушивание магнитофона, игровые автоматы) - 18%
  • Активный отдых - 14 % (спорт, уход за домашними животными, рисование, вязание, культпоходы в кино).
  • Чтение – 12% учащихся.
  • Занятия в кружках и секциях – 12 % учащихся.

Результаты малоутешительные, так как большинство подростков предпочитают пассивные формы проведения досуга. Из анкет можно узнать, что дома любят находиться 6 человек, вне дома (на улице, в гостях, в школе) – 15 учащихся.

Активные участники родительского комитета готовы поделиться положительным опытом семейного воспитания. Предложены следующие темы выступлений:

А. Председатель родительского комитета Л.А. Янкевич: "Организация культпоходов в театр".

Б. Трулёва В.А. "Семейные традиции трудового воспитания".

В. Т.В. Паршикова "Организация детских праздников в семье".

Классный руководитель информирует родителей о режиме работы ГПД, расписании работы библиотеки, педагогов дополнительного образования, спортивных секций. Обсуждаются возможности организации экскурсий и приобретения абонементов в ТЮЗ, в бассейн.

Коллективом специальной (коррекционной) школы № 5 Смольнинского района Санкт-Петербурга под руководством директора Сенчуриной Людмилы Петровны в течение 1985-1990 г.г. с целью профилактики правонарушений в подростковой среде осуществлялась следующая работа:

Организация учебного процесса в соответствии с Программой Министерства Просвещения СССР.

  • Организация воспитательной работы в школе: работа кружков, секций, факультативов, группы продлённого дня, классное руководство;
  • Организация сотрудничества с внешкольными учреждениями: районной библиотекой, Домом пионеров и школьников, Инспекцией по делам несовершеннолетних РУВД.
  • Организация планового медицинского осмотра, наблюдения в психо-неврологическом диспансере, лечения в детской психиатрической больнице №4.
  • Организация производственной практики на предприятиях Ленинграда: Мебельная фабрика “Нева”, Объединение “Спорт”, объединение имени А. Бебеля.
  • Организация работы родительского лектория с привлечением специалистов.
  • Организация летнего оздоровительного лагеря.

Результатом комплексной работы педагогического коллектива являлась социализация выпускников в профессионально-трудовом училище, на производстве, в семье, в лечебно-производственных мастерских психо - неврологического диспансера. В ПТУ профессиональная подготовка осуществлялась по следующим специальностям: столяр, плотник, слесарь, швея. На производстве выпускники осваивали специальности овощевода, уборщицы, лифтёра. Анализируя деятельность педагога-дефектолога Е.К. Паршиной, следует отметить высокий уровень профилактической работы и низкий уровень правонарушений по результатам катамнеза (9%). Для сравнения обратимся к данным специалистов из Белоруссии, согласно которым 80% выпускников детских домов пополняют криминальную среду.

В результате реформ перестройки произошли определённые изменения в структуре экономики страны, реорганизация одних и ликвидация других предприятий. В связи с этим возникла острая необходимость внесения изменений в программу обучения, воспитания, профессиональной подготовки и адаптации к новым условиям учащихся общеобразовательных и коррекционных учреждений.

Негативные социально-экономические факторы (безработица, проблема трудоустройства несовершеннолетних и другие) являются причинами роста правонарушений. Криминалисты отмечают деструктивное влияние СМИ, неблагоприятные тенденции женской преступности и смешанных групп, особенно в состоянии наркотического опьянения; причём наркоманки являются более жестокими и агрессивными. На первое место в генезе правонарушений выдвигаются психология потребления, нигилизм, вещизм, на второе – социокультурные и социально-политические факторы. Причинами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков являются также патохарактерологические расстройства личности, психопатии, травматические поражения ЦНС.

В криминалистической литературе преступность несовершеннолетних принято разделять на следующие возрастные периоды:

  • 14-15 лет – подростково-малолетняя;
  • 16- 17 лет – юношеская.

Учёные-юристы отмечают, что в составе группы совершается 73 % преступлений.

По возрастным категориям приводятся следующие статистические данные:

  • в возрасте 14-18 лет совершается 38% преступлений;
  • в возрасте 16 -17 лет – 62% преступлений.

По составу:

  • 25,6% - грабежи;
  • 22% - разбой;

Умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью: 14,8%-16,8% Побои – 6,5%

За последние десятилетия в социальной сфере Российской Федерации получили развитие различные формы деятельности. Организована работа Благотворительных Общественных Организаций, Попечительских Советов, Центров социальной помощи семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Получили развитие патронаж и волонтёрское движение. С учётом медицинских показаний проводится санаторно-курортное лечение, работают детские оздоровительных лагеря для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляются разнообразные культурно - досуговые программы. Свои услуги предлагает Молодёжной Биржи труда при Центре Занятости населения.

В связи с вышесказанным интересно будет проследить динамику ценностных ориентаций в подростковой среде.

Обратимся к данным, полученным в ходе исследований, проведённых специалистами Областного наркологического диспансера в 2009 году. Смотреть телевизор предпочитают 19 % респондентов, Интернет, компьютер – 27%, проводить время с друзьями (прогулки) – 38%, читать – 9%, заниматься каким-либо делом – 2%, спорт- 3%. Очевидно, что технический прогресс определённым образом влияет на развитие структуры интересов детей и подростков.

Наряду с медико-психологическими коррекционными мероприятиями специалисты могут активнее применять в воспитательной работе методы и принципы педагогики сотрудничества.

Совместно с администрацией и педагогами ДДЮТ г. Всеволожска, МУ " СДК Васкелово" на базе школ Всеволожского района Ленинградской области (п. Стеклянный, п. Вартемяги, п. Лесное) автором были разработаны и апробированы Программы внеаудиторного образования “ Любимая Русь” , дополнительного образования “Ремёсла”, элективный курс “ Мир Профессий”. Программы ставят перед педагогами цель: помочь подросткам определиться с выбором того или иного направления дополнительного, профильного и профессионального образования.

Анализ результативности внедрения Программы внеаудиторного образования в 2009-2011 гг. подтвердил высокий рост учебной мотивации учащихся: 50% учеников средней школы приняли решение продолжить обучение в 10 и 11 классах, 43% ребят поступили в техникумы и колледжи, 7% (2 девочки) составили группу риска.

В экспериментальной группе уровень качественной информации среди учащихся оказался выше на 25%.

В работе с детьми-сиротами в настоящее время возможно применение разнообразных форм социальной поддержки: приёмная семья, удочерение и усыновление, патронаж, опекунство, гостевая семья. Родителям (лицам, их заменяющим) можно рекомендовать реализовать Программы внеаудиторного образования "Любимая Русь" и дополнительного образования “ Ремёсла” в практике семейной педагогики, что способствует не только укреплению здоровья, продуктивной профориентации и социализации одарённых детей, но и профилактике правонарушений.

Программа дополнительного внеаудиторного образования "Любимая Русь" рекомендована учебным заведениям заведующей кафедрой оздоровительной физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена профессором Филипповой Светланой Октавьевной. Программа дополнительного образования “Ремёсла” утверждена заведующей кафедрой коррекционной педагогики Академии Постдипломного Педагогического Образования к.п.н. Яковлевой Натальей Николаевной и методистом Епархиального Отдела Религиозного Образования Константиновой И. А.

Список литературы.

  1. Краткий психологический словарь под редакцией Ярошевского. М, Политиздат. 1980г.
  2. 2. Регина Енакаева "Если подросток грозится уйти". Журнал “Фома”, ноябрь 2012 года.
  3. 3. А.Б. Полежаева, Е.А. Зуева “ Иппотерапия: путь к здоровью. (Лечение верховой ездой)”. Издательский центр “МарТ” Москва-Ростов-на-Дону, 2003 г.
  4. 4. В.П. Похлебин “Уроки Здоровья” М., “Просвещение”, 1992 г. Закаливающая физкультура, союз с медиками, физическая гармония.
  5. Авторефераты на соискание учёной степени кандидата юридических наук. (Ростов-на-Дону, Тула, Калининград ) РНБ, 2013 г.