Цели:
1) Систематизация изученного в разделе “Имя прилагательное”.
2) Повторение изученных орфограмм.
3) Развитие художественного вкуса, воспитание уважения к труду
художников-творцов.
Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства, интерактивная доска.
Учитель изо читает текст, проецируемый на интерактивную доску:
1. В тульском художественном музее открылась выставка изделий современных мастеров.
Здесь и берестяные туески, и забавные богородские медведи, дымковская игрушка и яркие жостовские подносы, палехские шкатулки, соломенные куклы и знаменитое деревянное золото – старинная Хохлома, пламенная, огненная, отливающая драгоценным металлом.
На интерактивной доске демонстрируются произведения народного декоративно-прикладного искусства.
– О каких народных промыслах рассказывается в тексте?
– Какие еще вы знаете виды народных промыслов? (Гжель, павлово-посадские платки, тульские самовары.)
Учитель русского языка:
– С какими видами орфограмм мы встретились ? В какой морфеме? (Правописание суффиксов -к- и -ск- в прилагательных; одна и две Н в суффиксах прилагательных.)
Учащиеся переписывают текст в тетради, обозначают орфограммы.
Учитель изо:
– Что такое Хохлома? Что вы о ней знаете?
Выступление двоих заранее подготовленных учеников:
1. Разное рассказывают старики. Говорят, будто полтысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу, не забывал и птицам пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Птица-Жар. Он и ее угостил. Задела Птица-Жар золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой. Вот откуда появилась на Руси золотая посуда.
2. Это, конечно, легенда, сказка. Сейчас расписные деревянные ложки, миски изготавливают в Нижегородской области. Миску или бочонок выточат из мягкого дерева, потом грунтуют, промасливают, натирают алюминиевым порошком – лудят. Затем покрывают олифой или лаком, посадят в горячую печь, и засверкает деревянная чаша, как золото.
– Опишите устно хохломские изделия. Какое впечатление они на вас производят?
Учитель русского языка:
– Прежде чем записать следующий текст, вспомним правило правописания букв Е и О после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
Текст проецируется на интерактивную доску:
Любимый орнамент хохломских художников – “травка”, “ягодки”. А иногда из-под кисти хорошего мастера выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу не встретишь. Нигде на свете нет такого большого, похожего на бабочку, жаркого цветка. А другой совсем не отличить от настоящего.
Учащиеся записывают текст в тетрадь, обозначают орфограммы.
2. Текст на доске:
(Огненно)красный цвет хохломских изделий вызывает ощущение жаркого пламени. И недаром! Огонь сделал поверхность посуды золотой. Горят (затейливо)витиеватые узоры (золотисто)желтым цветом, блестят ярким металлическим блеском.
Ученик выразительно читает текст, дети вспоминают правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Задание – выписать слова с данной орфограммой из текста, графически ее обозначаем.
3. Учитель русского языка:
– Народное творчество, ребята, – это еще и искусство меткой, выразительной речи. Прочитайте пословицы:
Мороз (не)велик, а стоять не велит.
(Не)легкие дни долго памятны бывают.
(Не)доброму никто не рад.
Муравей (не)большой, а гору копает.
– Объясните, как вы их понимаете.
– Расскажите о правописании НЕ с прилагательными.
– Запишите пословицы, обозначая орфограмму “Правописание НЕ с прилагательными”.
4. В заключение вспомним разряды имен прилагательных.
Выполните морфологический разбор прилагательных: деревянным (золотом), невелик (мороз).
Вывод:
– Что вы узнали нового о народных промыслах?
5. Закончить урок хотелось бы следующими строками:
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый глаз,
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!