Обобщение пройденного материала "Лексика. Фразеология". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • повторить и закрепить знания учащихся по теме “Лексика. Фразеология”;
  • формировать исследовательские навыки работы с поэтическими текстами.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • развивать творческую интуицию;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к наследию русского языка и чувство гордости за своих земляков.

Тип урока: Обобщение пройденного материала.

Методы проведения: урок-мастерская.

Оборудование, наглядность:

  • приложения со стихотворениями С.А.Есенина;
  • видео “Сергей Есенин и Айседора Дункан на пароходе”;
  • видео “С.Есенин читает стихотворение “Я покинул родимый дом...” под стилизованный танец А.Дункан”;
  • “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова;
  • 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
  • “Фразеологический словарь русского языка”
  • презентация;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран.

План урока

Организационный момент (2 слайд).

Индуктор (3 минуты) (слайд 3).

Задание 1. Запишите, пожалуйста, ассоциативный ряд к слову ПРИРОДА. (Окружающий мир, леса, поля, луга, реки, Родина, Русь, животный мир, флора, фауна, земля...).

Задание 2. Запишите фамилии поэтов, которые писали стихи о природе. (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Есенин...).

Задание 3. Запишите словосочетание ЕСЕНИНСКАЯ РУСЬ и все слова, которые у вас ассоциативно рождаются при этом выражении. (Константиново, Рязань, Россия, деревня, красота природы...).

Прочитайте слова и попробуйте объяснить выбор записанных вами слов, хотя бы отдельных, тех, которые больше всего затронули вашу душу.

Слово учителя (4 минуты).

- Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке русского языка мы начали разговор о литературе? (Поэты используют художественные средства выразительности; потому что у каждого писателя и поэта есть свой стиль; потому что поэты используют слова для создания лирического образа – все это мы изучаем на уроках русского языка...).

- Действительно, ребята, читая произведения писателей и поэтов, мы поражаемся их умению правильно, точно подобрать такие слова, которые затрагивают наши сердца и души, их способности донести до нас свои чувства и мысли. И сегодня мне очень приятно пригласить на урок моего любимого поэта – Сергея Александровича Есенина. Но он приехал к нам не один... (видео “Сергей Есенин и Айседора Дункан на пароходе”, гиперссылка по стрелочке на слайде 3).

Сергей Александрович и Айседора Дункан – два талантливых человека. Он – русский поэт, “золотая голова” (так называла его Айседора), она – американка, “босоножка” (так называли ее за то, что танцевала босиком). Дункан приехала в Россию по приглашению Луначарского, чтобы открыть танцевальную школу для девочек. Скажите, пожалуйста, как называется человек, который танцует? (Танцор, танцовщица).

(слайд 4). Правильно, это танцовщица, правильное ударение на 2 слоге. Запишите это слово в ваши словарики, а рядом запишите еще одно слово с таким же ударением: зимовщик. Обратите внимание, что ударение падает на 2 слог.

Задание. 1 вариант: просклоняйте танцовщица в единственном числе, 2 вариант – это же слово во множественном числе.

падеж ед. ч. мн. ч.
Именительный танцомвщица танцомвщицы
Родительный танцомвщицы танцомвщиц
Дательный танцомвщице танцомвщицам
Винительный танцомвщицу танцомвщиц
Творительный танцомвщицей, танцомвщицею танцомвщицами
Предложный танцомвщице танцомвщицах

- посмотрите внимательно на склонение этого слова. Какой вывод вы можете сделать? (Ударение остается на 2 слоге независимо от числа и падежа).

- Молодцы! Я думаю, что Айседоре Дункан приятно, что вы так легко и быстро справились с этим заданием.

Конфликт (3 минуты) (слайд 5).

- Перед вами высказывания поэтов о творчестве С.А.Есенина.

Давайте прочитаем и поразмышляем, кто, на ваш взгляд, прав, с кем бы вы не согласились, или с кем-то вы согласны частично.

“Есенин - природа, Есенин - дух, Есенин — великая любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле...”. (Виктор Боков, поэт, прозаик).

“...он не был взыскательным мастером стиха. Писал кровью, порою поддаваясь минутным, скоропроходящим настроениям - и потому иногда небрежно”. (Всеволод Рождественский, поэт).

“В его стихах свежо, вкусно, волнующе до слез звучит наш богатый, великолепный язык, наша гордость и радость”. (Римма Казакова, поэтесса).

(Мнение учеников).

Мне очень приятно, что среди вас не было равнодушных, что кого-то глубоко задели слова Виктора Бокова, кого-то Риммы Казаковой, что спор возник при обсуждении высказывания Всеволода Рождественского. Я предлагаю вам творчески подойти к обсуждению данных мнений. А для этого нам нужно будет, во-первых, окунуться в богатый поэтический мир Сергея Александровича Есенина, во-вторых, вспомнить все, что мы изучали по теме...Кстати, как вы думаете, какую тему мы должны с вами сегодня вспомнить? (Лексика). Какие цели Вы можете поставить перед собой на данном уроке? (слайд 6) (Повторить и закрепить знания по теме “Лексика. Фразеология”; формировать исследовательские навыки работы с поэтическими текстами).

Самоконструкция и социализация (25 минут).

Итак, мы начинаем (слайд 7 с триггерами). Перед вами зашифрованный квадрат. Вы видите буквы, расположенные в беспорядке. Вам необходимо сложить из них слово, которое приведет нас на набережную Трубежа. Что мы там увидим, вы узнаете после окончания нашей исследовательской работы.

Первая буква Е:

Характеристика лексики русского языка:

- слова с точки зрения количества значений: многозначные (имеющие несколько значений) и однозначные (имеющие одно значение);

- слова с точки зрения происхождения: исконно русские (индоевропейские, общеславянские, восточнославянские, собственно русские) и заимствованные (слова, пришедшие из других языков, в том числе и из старославянского);

- слова с точки зрения активного и пассивного запаса: лексика активного запаса (слова, использование которых свободно, ничем не ограничено) и лексика пассивного запаса (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечная лексика);

- лексика с точки зрения стилистической окраски: нейтральная (общеупотребительная для всех стилей речи), книжная (закрепленная за одним из книжных стилей) и разговорная (неофициальная, экспрессивная).

Вторая буква С:

Разгадайте кроссворд сначала по горизонтали, а затем по вертикали:

По горизонтали: 1. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности. (Профессионализмы). 2. Словарный запас, лексика. (Лексикон). 3. Новые слова. (Неологизмы). 4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов (явлений). (Историзмы). 5. Слова одной и той же части речи , которые имеют сходное лексическое значение. (Синонимы). 6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остается в реальной жизни и получает другие названия. (Архаизмы).

По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы). 2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (Антонимы). 3. Наука, изучающая лексическое значение слова. (Лексикология).

Третья буква Е:

Найдите в стихотворениях Есенина антонимы и запишите их в тетрадь, отмечая контекстуальные антонимы (приложение 1).

Над окошком – под окошком, родимый – далекий (контекст.), плачет – смеется, смеюсь – плачу, светлица – монастырь (контекст.).

Четвертая буква Н:

Найдите в стихотворениях Есенина устаревшие слова. Распределите устаревшие слова на 2 группы (архаизмы, историзмы). (Приложение 2):

Архаизмы: очи, длань, уста.

Историзмы: каторжник, империя, тракт, кибитка.

Пятая буква И:

Найдите в стихотворениях Есенина (приложении 3) фразеологические обороты, объясните их значение.

Счастье пророчит — предрекает, обещает счастье; прорекать, пророчить, пророчествовать; предсказывать, предвещать, предвозвещать, предрекать, провидеть, разоблачать будущность.

Вещий сон — пророческий сон, предвещающий что-либо. Поэт употребляет данный фразеологизм в первом значении.

Пора (надо) и честь знать — 1. Настало уже время прекратить, кончить что-либо; следует перестать делать что-либо. 2. Настало время уйти, удалиться.

В контексте фразеологизм употреблен в первом значении — следует перестать делать что-либо, а именно: перестать молчать, бездействовать.

Шестая буква Н:

Найдите в стихотворениях С.А.Есенина диалектные слова, найдите в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова значение этих слов.

Корогод – гурьба, толпа. (Старожилы села Константинова употребляют в разговорах и слово корогод, и измененное корогодиться, т.е. собираться толпой, толпиться).

Лежанка по словарю В.И.Даля – припечек, длинный и низкий выступ из печи, с оборотами, на котором лежат и греются. Это значение сохраняется во всех говорах. (В Константинове лежанкой называют печь-голландку, которая устанавливается посередине избы и служит для ее обогрева. Некоторые жители села вспоминают, что действительно был небольшой выступ из печи, т.е. припечек, на нём можно было расположиться).

Логушка – это небольшой деревянный бочонок с боковым отверстием (для дегтя). (Церковникова В.В., жительница села Константинова, дала подобное пояснение этому слову. Сейчас оно уже почти забыто).

Взрыкает – константиновский диалектизм, что означает издавать скрипучий звук.

Гутарить (разг., малороссийск.) – разговаривать. И сейчас в говоре местных жителей можно услышать данное слово.

Cинквейн (2 минуты).

Итак, мы с вами справились с нашей задачей: сложили все буквы правильно и увидели памятник С.А.Есенину, который был открыт в Рязани 2 октября 1975 года в дни, когда вся наша страна отмечала 80-летие со дня рождения поэта. Установлен памятник на набережной Трубежа около памятника архитектуры церкви Спаса-на-Яру, напротив Рязанского Кремля. Материал - бронза. Автор скульптуры - народный художник СССР, академик А.П. Кибальников, почетный гражданин Рязани (слайд 7 гиперссылка по стрелочке на слайд 14).

Давайте, ребята, составим сиквейн, в котором вы отразите свое мнение о поэте, не забывая о теме нашего урока и о тех высказываниях, которые натолкнули нас на размышления о творчестве Сергея Александровича. (слайд 14)

(Примеры синквейна:

Есенин
Простой, любящий
Писал, изумлял, покорял
“Есенин не только человек, сколько орган, созданный природой исключительно  для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире”.
Лирик

****

Слово
Есенинское, меткое
Называет, воздействует, выражает
“Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения” (В.Г.Белинский).
Лексика).

Слово учителя (4 минуты).

Сергей Смирнов (русский писатель) выразил свое отношение к творчеству

Сергея Есенина, которое я полностью разделяю:

“Мне представляется, что в русской советской поэзии Есенин является звездой первой величины... Если бы я был ваятелем, я бы изобразил Сергея Есенина не просто красивым русским человеком, а человеком, несущим на протянутой ладони собственное сердце, и это было бы выражением доверия к людям, верой в грядущее, где по праву займет свое почетное место пронзительная, напевная, нежная, образная и навечно молодая муза этого редкостного русского умельца слова...”.

((Слайд 14 гиперссылка на рисунок) “Видеоклип “С.А.Есенин читает “Я покинул родимый дом...” под стилизованный танец А.Дункан”).

Рефлексия (3 минуты). (слайд 15)

  1. С.А. Есенин и его творчество. Чем сегодня Вам помог поэт?
  2. Какой этап урока вам понравился больше всего? Почему?
  3. Что было на уроке для вас наиболее трудным? Почему?
  4. Как вы оцените свою работу на уроке?

Домашняя работа (1 минута). (слайд 16).

Продолжить исследовательскую работу по лексике С.А.Есенина: найти профессионализмы, неологизмы, синонимы (+ контекстуальные синонимы), омонимы (и их разновидности) (по 5 примеров).

Источники и используемая литература:

  1. “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова;
  2. 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
  3. “Фразеологический словарь русского языка” (под редакцией А.И.Молоткова);
  4. http://ruslit.ucoz.ru;
  5. http://library.rsu.edu.ru;
  6. http://philolog.pspu.ru;
  7. http://videoscope;
  8. http://wikibit.net.

Приложение 1 (антонимы)

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
(“Над окошком месяц...”).

* * *

Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далекий монастырь.
(“Опять раскинулся узорно...”).

Приложение 2 (устаревшие слова)

Из поэмы “Цветы”

Ах, колокольчик! твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки.

* * *

Не всякий, длани кто простер,
Поймать сумеет долю злую.
Как бабочка – я на костер
Лечу и огенность целую.

* * *

Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.

Из поэмы “Пугачев”

“Слушай, каторжник!
(Так он сказал.)
Лишь тебе одному поверю я.
Там в ковыльных просторах ревет гроза,
От которой дрожит вся империя...

* * *

Но теперь как будто пробудились,
И березами заплаканный наш тракт
Окружает, как туман от сырости,
Имя мертвого Петра.

* * *

Послушайте, послушайте, послушайте,
Вам не снился тележный свист?
Нынче ночью на заре жидкой
Тридцать тысяч калмыцких кибиток
От Самары проползло на Иргис.

Приложение 3 (фразеологические обороты)

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит...
(“Матушка в Купальницу по лесу ходила...”).

Не клонь главы на грудь могутную
И не пугайся вещим сном...
(“Не в моего ты Бога верила...”).

Как по быльнице тропинка пролегла;
А пойдемте стольный Киев звать!
Ой ли вы, с Кремля колокола,
А пора небось и честь вам знать!
(“Марфа-посадница”).

Приложение 4 (диалектные слова)

* * *

А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
(“За рекой горят огни...”)

* * *

Вот и опять у лежанки
я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
(“Снежная заметь дробится и колется.”)

* * *

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
"Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.
(“Вечер, как сажа...”)

* * *

У крыльца в худой логушке деготь.
Струи черные расхлябились, как змейки.
Ходят куры черных змей потрогать
И в навозе чистят клюв свой клейкий.
(“У крыльца в худой логушке деготь”)