Цели:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания учащихся по теме “Лексика. Фразеология”;
- формировать исследовательские навыки работы с поэтическими текстами.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать лингвистический материал;
- развивать творческую интуицию;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать бережное отношение к наследию русского языка и чувство гордости за своих земляков.
Тип урока: Обобщение пройденного материала.
Методы проведения: урок-мастерская.
Оборудование, наглядность:
- приложения со стихотворениями С.А.Есенина;
- видео “Сергей Есенин и Айседора Дункан на пароходе”;
- видео “С.Есенин читает стихотворение “Я покинул родимый дом...” под стилизованный танец А.Дункан”;
- “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова;
- 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
- “Фразеологический словарь русского языка”
- презентация;
- компьютер;
- проектор;
- экран.
План урока
Организационный момент (2 слайд).
Индуктор (3 минуты) (слайд 3).
Задание 1. Запишите, пожалуйста, ассоциативный ряд к слову ПРИРОДА. (Окружающий мир, леса, поля, луга, реки, Родина, Русь, животный мир, флора, фауна, земля...).
Задание 2. Запишите фамилии поэтов, которые писали стихи о природе. (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Есенин...).
Задание 3. Запишите словосочетание ЕСЕНИНСКАЯ РУСЬ и все слова, которые у вас ассоциативно рождаются при этом выражении. (Константиново, Рязань, Россия, деревня, красота природы...).
Прочитайте слова и попробуйте объяснить выбор записанных вами слов, хотя бы отдельных, тех, которые больше всего затронули вашу душу.
Слово учителя (4 минуты).
- Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке русского языка мы начали разговор о литературе? (Поэты используют художественные средства выразительности; потому что у каждого писателя и поэта есть свой стиль; потому что поэты используют слова для создания лирического образа – все это мы изучаем на уроках русского языка...).
- Действительно, ребята, читая произведения писателей и поэтов, мы поражаемся их умению правильно, точно подобрать такие слова, которые затрагивают наши сердца и души, их способности донести до нас свои чувства и мысли. И сегодня мне очень приятно пригласить на урок моего любимого поэта – Сергея Александровича Есенина. Но он приехал к нам не один... (видео “Сергей Есенин и Айседора Дункан на пароходе”, гиперссылка по стрелочке на слайде 3).
Сергей Александрович и Айседора Дункан – два талантливых человека. Он – русский поэт, “золотая голова” (так называла его Айседора), она – американка, “босоножка” (так называли ее за то, что танцевала босиком). Дункан приехала в Россию по приглашению Луначарского, чтобы открыть танцевальную школу для девочек. Скажите, пожалуйста, как называется человек, который танцует? (Танцор, танцовщица).
(слайд 4). Правильно, это танцовщица, правильное ударение на 2 слоге. Запишите это слово в ваши словарики, а рядом запишите еще одно слово с таким же ударением: зимовщик. Обратите внимание, что ударение падает на 2 слог.
Задание. 1 вариант: просклоняйте танцовщица в единственном числе, 2 вариант – это же слово во множественном числе.
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Именительный | танцомвщица | танцомвщицы |
Родительный | танцомвщицы | танцомвщиц |
Дательный | танцомвщице | танцомвщицам |
Винительный | танцомвщицу | танцомвщиц |
Творительный | танцомвщицей, танцомвщицею | танцомвщицами |
Предложный | танцомвщице | танцомвщицах |
- посмотрите внимательно на склонение этого слова. Какой вывод вы можете сделать? (Ударение остается на 2 слоге независимо от числа и падежа).
- Молодцы! Я думаю, что Айседоре Дункан приятно, что вы так легко и быстро справились с этим заданием.
Конфликт (3 минуты) (слайд 5).
- Перед вами высказывания поэтов о творчестве С.А.Есенина.
Давайте прочитаем и поразмышляем, кто, на ваш взгляд, прав, с кем бы вы не согласились, или с кем-то вы согласны частично.
“Есенин - природа, Есенин - дух, Есенин — великая любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле...”. (Виктор Боков, поэт, прозаик).
“...он не был взыскательным мастером стиха. Писал кровью, порою поддаваясь минутным, скоропроходящим настроениям - и потому иногда небрежно”. (Всеволод Рождественский, поэт).
“В его стихах свежо, вкусно, волнующе до слез звучит наш богатый, великолепный язык, наша гордость и радость”. (Римма Казакова, поэтесса).
(Мнение учеников).
Мне очень приятно, что среди вас не было равнодушных, что кого-то глубоко задели слова Виктора Бокова, кого-то Риммы Казаковой, что спор возник при обсуждении высказывания Всеволода Рождественского. Я предлагаю вам творчески подойти к обсуждению данных мнений. А для этого нам нужно будет, во-первых, окунуться в богатый поэтический мир Сергея Александровича Есенина, во-вторых, вспомнить все, что мы изучали по теме...Кстати, как вы думаете, какую тему мы должны с вами сегодня вспомнить? (Лексика). Какие цели Вы можете поставить перед собой на данном уроке? (слайд 6) (Повторить и закрепить знания по теме “Лексика. Фразеология”; формировать исследовательские навыки работы с поэтическими текстами).
Самоконструкция и социализация (25 минут).
Итак, мы начинаем (слайд 7 с триггерами). Перед вами зашифрованный квадрат. Вы видите буквы, расположенные в беспорядке. Вам необходимо сложить из них слово, которое приведет нас на набережную Трубежа. Что мы там увидим, вы узнаете после окончания нашей исследовательской работы.
Первая буква Е:
Характеристика лексики русского языка:
- слова с точки зрения количества значений: многозначные (имеющие несколько значений) и однозначные (имеющие одно значение);
- слова с точки зрения происхождения: исконно русские (индоевропейские, общеславянские, восточнославянские, собственно русские) и заимствованные (слова, пришедшие из других языков, в том числе и из старославянского);
- слова с точки зрения активного и пассивного запаса: лексика активного запаса (слова, использование которых свободно, ничем не ограничено) и лексика пассивного запаса (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечная лексика);
- лексика с точки зрения стилистической окраски: нейтральная (общеупотребительная для всех стилей речи), книжная (закрепленная за одним из книжных стилей) и разговорная (неофициальная, экспрессивная).
Вторая буква С:
Разгадайте кроссворд сначала по горизонтали, а затем по вертикали:
По горизонтали: 1. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности. (Профессионализмы). 2. Словарный запас, лексика. (Лексикон). 3. Новые слова. (Неологизмы). 4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов (явлений). (Историзмы). 5. Слова одной и той же части речи , которые имеют сходное лексическое значение. (Синонимы). 6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остается в реальной жизни и получает другие названия. (Архаизмы).
По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы). 2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (Антонимы). 3. Наука, изучающая лексическое значение слова. (Лексикология).
Третья буква Е:
Найдите в стихотворениях Есенина антонимы и запишите их в тетрадь, отмечая контекстуальные антонимы (приложение 1).
Над окошком – под окошком, родимый – далекий (контекст.), плачет – смеется, смеюсь – плачу, светлица – монастырь (контекст.).
Четвертая буква Н:
Найдите в стихотворениях Есенина устаревшие слова. Распределите устаревшие слова на 2 группы (архаизмы, историзмы). (Приложение 2):
Архаизмы: очи, длань, уста.
Историзмы: каторжник, империя, тракт, кибитка.
Пятая буква И:
Найдите в стихотворениях Есенина (приложении 3) фразеологические обороты, объясните их значение.
Счастье пророчит — предрекает, обещает счастье; прорекать, пророчить, пророчествовать; предсказывать, предвещать, предвозвещать, предрекать, провидеть, разоблачать будущность.
Вещий сон — пророческий сон, предвещающий что-либо. Поэт употребляет данный фразеологизм в первом значении.
Пора (надо) и честь знать — 1. Настало уже время прекратить, кончить что-либо; следует перестать делать что-либо. 2. Настало время уйти, удалиться.
В контексте фразеологизм употреблен в первом значении — следует перестать делать что-либо, а именно: перестать молчать, бездействовать.
Шестая буква Н:
Найдите в стихотворениях С.А.Есенина диалектные слова, найдите в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова значение этих слов.
Корогод – гурьба, толпа. (Старожилы села Константинова употребляют в разговорах и слово корогод, и измененное корогодиться, т.е. собираться толпой, толпиться).
Лежанка по словарю В.И.Даля – припечек, длинный и низкий выступ из печи, с оборотами, на котором лежат и греются. Это значение сохраняется во всех говорах. (В Константинове лежанкой называют печь-голландку, которая устанавливается посередине избы и служит для ее обогрева. Некоторые жители села вспоминают, что действительно был небольшой выступ из печи, т.е. припечек, на нём можно было расположиться).
Логушка – это небольшой деревянный бочонок с боковым отверстием (для дегтя). (Церковникова В.В., жительница села Константинова, дала подобное пояснение этому слову. Сейчас оно уже почти забыто).
Взрыкает – константиновский диалектизм, что означает издавать скрипучий звук.
Гутарить (разг., малороссийск.) – разговаривать. И сейчас в говоре местных жителей можно услышать данное слово.
Cинквейн (2 минуты).
Итак, мы с вами справились с нашей задачей: сложили все буквы правильно и увидели памятник С.А.Есенину, который был открыт в Рязани 2 октября 1975 года в дни, когда вся наша страна отмечала 80-летие со дня рождения поэта. Установлен памятник на набережной Трубежа около памятника архитектуры церкви Спаса-на-Яру, напротив Рязанского Кремля. Материал - бронза. Автор скульптуры - народный художник СССР, академик А.П. Кибальников, почетный гражданин Рязани (слайд 7 гиперссылка по стрелочке на слайд 14).
Давайте, ребята, составим сиквейн, в котором вы отразите свое мнение о поэте, не забывая о теме нашего урока и о тех высказываниях, которые натолкнули нас на размышления о творчестве Сергея Александровича. (слайд 14)
(Примеры синквейна:
Есенин
Простой, любящий
Писал, изумлял, покорял
“Есенин не только человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире”.
Лирик
****
Слово
Есенинское, меткое
Называет, воздействует, выражает
“Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения” (В.Г.Белинский).
Лексика).
Слово учителя (4 минуты).
Сергей Смирнов (русский писатель) выразил свое отношение к творчеству
Сергея Есенина, которое я полностью разделяю:
“Мне представляется, что в русской советской поэзии Есенин является звездой первой величины... Если бы я был ваятелем, я бы изобразил Сергея Есенина не просто красивым русским человеком, а человеком, несущим на протянутой ладони собственное сердце, и это было бы выражением доверия к людям, верой в грядущее, где по праву займет свое почетное место пронзительная, напевная, нежная, образная и навечно молодая муза этого редкостного русского умельца слова...”.
((Слайд 14 гиперссылка на рисунок) “Видеоклип “С.А.Есенин читает “Я покинул родимый дом...” под стилизованный танец А.Дункан”).
Рефлексия (3 минуты). (слайд 15)
- С.А. Есенин и его творчество. Чем сегодня Вам помог поэт?
- Какой этап урока вам понравился больше всего? Почему?
- Что было на уроке для вас наиболее трудным? Почему?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Домашняя работа (1 минута). (слайд 16).
Продолжить исследовательскую работу по лексике С.А.Есенина: найти профессионализмы, неологизмы, синонимы (+ контекстуальные синонимы), омонимы (и их разновидности) (по 5 примеров).
Источники и используемая литература:
- “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова;
- 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля;
- “Фразеологический словарь русского языка” (под редакцией А.И.Молоткова);
- http://ruslit.ucoz.ru;
- http://library.rsu.edu.ru;
- http://philolog.pspu.ru;
- http://videoscope;
- http://wikibit.net.
Приложение 1 (антонимы)
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
(“Над окошком месяц...”).
* * *
Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далекий монастырь.
(“Опять раскинулся узорно...”).
Приложение 2 (устаревшие слова)
Из поэмы “Цветы”
Ах, колокольчик! твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки.
* * *
Не всякий, длани кто простер,
Поймать сумеет долю злую.
Как бабочка – я на костер
Лечу и огенность целую.
* * *
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Из поэмы “Пугачев”
“Слушай, каторжник!
(Так он сказал.)
Лишь тебе одному поверю я.
Там в ковыльных просторах ревет гроза,
От которой дрожит вся империя...
* * *
Но теперь как будто пробудились,
И березами заплаканный наш тракт
Окружает, как туман от сырости,
Имя мертвого Петра.
* * *
Послушайте, послушайте, послушайте,
Вам не снился тележный свист?
Нынче ночью на заре жидкой
Тридцать тысяч калмыцких кибиток
От Самары проползло на Иргис.
Приложение 3 (фразеологические обороты)
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит...
(“Матушка в Купальницу по лесу ходила...”).Не клонь главы на грудь могутную
И не пугайся вещим сном...
(“Не в моего ты Бога верила...”).
Как по быльнице тропинка пролегла;
А пойдемте стольный Киев звать!
Ой ли вы, с Кремля колокола,
А пора небось и честь вам знать!
(“Марфа-посадница”).
Приложение 4 (диалектные слова)
* * *
А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
(“За рекой горят огни...”)
* * *
Вот и опять у лежанки
я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
(“Снежная заметь дробится и колется.”)
* * *
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
"Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.
(“Вечер, как сажа...”)
* * *
У крыльца в худой логушке деготь.
Струи черные расхлябились, как змейки.
Ходят куры черных змей потрогать
И в навозе чистят клюв свой клейкий.
(“У крыльца в худой логушке деготь”)