На фоне первой музыкальной фразы из “Бухенвальдского набата” “Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте…” выходят 2 чтеца и Ведущий.
Ведущий. 69-ой годовщине Победы над фашистской Германией посвящается.
1 чтец. “…Не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю”. (Юлиус Фучик)
2 чтец.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет. (А.Твардовский)
Ведущий. Баллада первая. “Начало”.
Звучит вальс (Утесов “Случайный вальс”). Чтецы и Ведущий уходят. На сцене, кружась в вихре вальса, появляется пара – Он и Она. Счастливые лица, улыбки. На фоне вальса небольшой диалог: Он и Она подходят к краю сцены, смотрят вдаль.
Она. Алеша, посмотри, какой рассвет! Просто чудо, как хорош! Ведь он для нас особенный. Правда?
Он. Да, правда. Сегодня мы стоим на пороге взрослой жизни.
Она. И это наш последний школьный вальс. Завтра мы разлетимся, кто куда…
Он. Таня… я хочу сказать тебе одну очень важную вещь. Ты только не смотри на меня, мне очень трудно говорить… молчать я тоже не могу. Таня, я…я…знаешь ли…
Она. Подожди, Алеша, подожди. Молчи. Ничего не говори. Давай лучше танцевать. Кружи меня, кружи.
Подхватывает его, и они танцуют. Сквозь вальс прорывается другая мелодия – “Священная война”. Пара танцует, не замечая тревожной музыки, постепенно они замедляют темп вальса, улыбки исчезают с лиц. В это же время выходят ребята в военной форме с суровыми лицами, они ставят “ежи”, на плечи Ему набрасывают шинель, вешают (устанавливают) плакат “Родина-мать зовет”, становятся вокруг пары, замерли в напряжении. Тишина длится несколько секунд.
Он.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой. (К.Симонов)
Он уходит в строю (под музыку “Священная война”). Она плачет, затем надевает пилотку, на авансцене читает.
Она.
Нет, это не заслуга,
А удача –
Быть девушке
Солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя
Иначе,
Как в День Победы,
Горько б было мне!..
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой
Охрипший военком.
Так было в сорок первом.
А медали
И прочие регалии –
Потом…
Смотрю назад,
В продымленные дали:
Нет, не заслугой
В тот зловещий год,
А высшим счастьем
Школьницы считали
Возможность умереть
За свой народ. (М. Алигер)
Она убегает (под музыку “Дан приказ ему на Запад…”), ведущий и чтецы машут ей вслед.
Ведущий. Возможность умереть за свой народ…
1 чтец. Таких не зря назвали героинями…
2 чтец. Они были обыкновенными…
1 чтец. Они были похожи на вас…
2 чтец. И звали их так же – Таня, Оля, Валя…
Ведущий. А одну из них звали Зоя…
1 чтец. Зоя – это значит жизнь. И она очень любила жизнь. И маму, и брата, и стихи. И светлые утренние зори. И звезды ночи. И друзей.
2 чтец. И свою Москву. Но больше всего она любила Родину.… Недаром “великим счастьем школьницы считали возможность умереть за свой народ”.
Ведущий. Баллада вторая. “Непокоренная”.
Перед занавесом идет Зоя.
Зоя.
Тишина. Ах, какая стоит тишина!
Даже шорохи ветра нечасты и глухи.
И как будто осталась на свете одна,
Неуклюжая, в ватных штанах и треухе.
…Мне еще остается пятнадцать минут.
Это много. Да, нет, это вовсе не много.
Загорятся конюшни, и кони заржут,
И подымится шум, суета и тревога.
Ах, какая большая стоит тишина!
Заметенные елочки к шороху чутки.
Как досадно, что я еще крыл лишена,
Я бы к маме слетала хоть на две минутки.
Мама, мама, какой я была до сих пор?
Может быть, недостаточно мягкой и нежной.
Между нами захваченный немцем простор,
Много русской земли, неподвижной и снежной.
Я одна. Ах, какая стоит тишина!
Только сосны стоят, головами качая.
Тихо так, что послушай – и станет слышна
Вся страна, вся война до переднего края…
Даже сосны застыли, и ели молчат.
Вся природа великим безмолвьем объята.
А под Марковым наш партизанский отряд.
Я вас выручу, я помогу вам, ребята.
Человек умирает на русском снегу,
Где-то женщина помнит и любит живого.
Я сильна, я бесстрашна, я ей помогу.
Тихо-тихо. Ни звука, ни стона, ни слова.
Я не верю тебе, неподвижная ночь.
В тишине этой столько страданья людского!
Дорогие мои, я хочу вам помочь.
Прикажите. Я жду. Я готова. (М. Алигер “Зоя”)
Зоя медленно уходит, занавес поднимается. На сцене лавочка, стол, печь. У печи старуха, к ней жмутся мальчик и девочка. Слышны взрывы, крики по-немецки “Стой!”, “Партизаны!”, “Брать живьем!”. Старуха прижимает детей и монотонно продолжает.
Старуха. И надела Правда котомку, положила в нее хлеба краюшку да соли щепотку и пустилась в путь-дороженьку. Шла она долго по темному лесу, по чистому полю, переплывала реки быстрые, переходила горы высокие. Где убогого заметит – пожалеет, где обиженного встретит – заступится. И становится людям жить легко; вздыхали они глубоко, слезы утирали, улыбались друг дружке, да с новой силой жить начинали. Как прослышала о том Кривда, пуще прежнего на Правду озлилась.
Девочка. Бабушка, а какая она, Кривда-то?
Старуха. У-у-у, внученька, она лютая, рыжая, глаза кровью налитые… Пуще прежнего Кривда разгневалась, крикнула своих солдат, закричала хриплым голосом: “Вы, солдаты мои, черны вороны, разлетайтеся, разбегайтеся в разны стороны, белый свет обшарьте, обыщите, девку Правду на расправу притащите…”.
В избу вталкивают Зою. Она падает на пол. Старуха подходит и помогает Зое лечь на лавку. Зоя без памяти.
Девочка. Бабушка, за что они ее били?
Старуха. За Правду, дитятко. Тише, тише.
Девочка. Бабушка, а какая у нее правда?
Старуха. Хорошая, дитятко. Тише, тише.
Мальчик. Бабушка, у нее ноги в крови. Мне страшно, бабушка, бабушка…
Старуха. Тише, дитятко, тише, тише.
Девочка. Бабушка, если ее убьют, значит, и правду убьют тоже?
Зоя (стонет). Пить, пить, пить…
Дети. Живая, живая.
Старуха. Да тише вы, тише!
Дети прячутся. Старуха набирает из ведра кружку воды.
Старуха. Сейчас дам тебе испить, доченька, сейчас.
Зоя (медленно поднимается в полузабытьи). Горит…горит…все горит…руки горят…ноги горят…сердце горит…пить…
Старуха. Пей, доченька, пей, болезная.
Зоя (жадно пьет). Вода, голубая вода… голубая речка… (она пьет, потом, откинувшись, начинает тихо напевать в бреду).
На речке, на речке, на том бережочке
Мыла Марусенька белые ноги… (опять пьет)
Плыли к Марусеньке серые гуси,
Плыли к Марусеньке серые гуси. (опять пьет).
Бабушка, ты знаешь эту песню? Мы пели ее с мамой. А теперь я ее забыла. Просто она сгорела, понимаешь, сгорела, ее подожгли враги. А я? Я еще не сгорела, я еще горю. Я горю? Нет, это не я. Это все вокруг меня горит. Это я все подожгла, я сама, я выполнила задание… я… (падает без сил).
Старуха. Кровинка моя, родимая ты моя, зажмурь глазоньки, авось забудешься. Все легче (гладит ее, укрывает).
Зоя затихает.
Старуха. Забылась, горькая моя, утихла. (Склоняется к Зое). Доченька моя, красавица, кто же тебя нянчил, вырастил такую? Ведали ли твои заботные, на какую муку смертную тебе идти? Как бы так вот стихла ты, горемычная, так ведь нет же: как утро настанет, поведут тебя на смерть, голубоньку, а нас всех прикладами выгонят смотреть, как тебя убивают, чтобы боялись мы быть смелыми, непокорными, гордыми. (Стучат мерные удары топоров). Стучат, стучат, окаянные! Столбы ставят, виселицу строят. Господи!
Зоя (очнувшись). Что это, бабушка, кто это стучит?
Старуха. Кто стучит? Дятлы стучат, дятлы в лесу. Не слушай их, доченька.
Тишина. Занавес медленно закрывается. Зоя встает, надевает табличку с надписью “Поджигатель”.
Зоя.
Значит, смерть наступает совсем не тогда,
Когда силы иссякнут и сердце смолкает.
Можно жить после смерти года и года,
Если кто-то живого тебя вспоминает.
А для этого нужно на свете прожить
Так, чтоб любящих, верных живыми оставить.
Чтобы было, кому тебя долго любить,
Чтобы было, за что тебя помнить и славить! (М.Алигер
“Зоя”)
Чтецы и Ведущий стоят в скорбном молчании, склонив головы, пока Зоя уходит со сцены.
1 чтец.
Шел наш брат, худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один, как перст, подчас.
2 чтец.
Есть война – солдат воюет,
Лют противник – сам лютует.
Есть сигнал: вперед!.. – Вперед.
Есть приказ: умри!.. – Умрет. (А. Твардовский
“Василий Теркин”)
Ведущий. Баллада третья. “Живой”.
На сцене остаются два чтеца. Занавес открывается. На сцене лежит Василий Теркин.
1 чтец.
За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.
2 чтец.
Снег под ним,
Набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
Смерть.
“Ну, солдат, пойдем со мной.
Я теперь твоя подруга,
Недалёко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу”.
1 чтец.
Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
Теркин.
“Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой”.
2 чтец. Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
Смерть.
“Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой, да не жилец (…).
Моего не бойся мрака,
Ночь, поверь, не хуже дня…”
Теркин.
“А чего тебе, однако,
Нужно лично от меня?”
1 чтец.
Смерть как будто бы замялась,
Отклонилась от него:
Смерть.
“Нужен знак один согласья,
Что устал беречь ты жизнь,
Что о смертном молишь часе…”
Теркин. “Сам, выходит, подпишись?”
2 чтец. Смерть подумала:
Смерть.
“Ну что же,
Подпишись, и на покой”.
1 чтец.
И, томим тоской жестокой,
Одинок, и слаб, и мал,
Он с мольбой, не то с упреком
Уговариваться стал:
Теркин.
“Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?
Дашь ты мне в тот день немножко
Погулять среди родных?
Дашь ты мне в одно окошко
Постучать в краях родных?
И как выйдут на крылечко, -
Смерть, а Смерть, еще мне там
Дашь сказать одно словечко?
Полсловечка?”
Смерть. “Нет. Не дам…”
2 чтец.
Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
Теркин.
“Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда”.
Смерть.
“Погоди. Резон почище
Я найду, - подашь мне знак…”
Теркин.
“Стой! Идут за мною. Ищут.
Из санбата”.
Смерть. “Где, чудак?”
Теркин. “Вон, по стежке занесенной…”
1 чтец. Смерть хохочет во весь рот:
Смерть. “Из команды похоронной”.
Теркин. “Все равно: живой народ”.
2 чтец.
Снег шуршит, подходят двое.
Об лопату звякнул лом.
1 боец.
“Вот еще остался воин,
К ночи всех не уберем”.
1 чтец.
И тут, хоть слабо,
Подал Теркин голос свой:
Теркин.
“Прогоните эту бабу,
Я солдат еще живой”.
2 чтец.
Смотрят люди: вот так штука!
Видят: верно, - жив солдат.
2 боец. “Что ты думаешь!”
1 боец.
“А ну-ка,
Понесем его в санбат”.
2 боец.
“…Заждался малый.
Вырубай шинель во льду.
Поднимай”.
1 чтец. А Смерть сказала:
Смерть. “Я, однако, вслед пойду”.
2 чтец.
Два ремня, да две лопаты,
Две шинели поперек.
1 боец. “Береги, солдат, солдата”.
2 боец. “Понесли. Терпи, дружок”.
1 чтец.
Норовят, чтоб меньше тряски,
Чтоб ровнее как-нибудь,
Берегут, несут с опаской.
2 чтец.
И подумала впервые
Смерть, следя со стороны:
Смерть.
“До чего они, живые,
Меж собой свои – дружны.
Потому и с одиночкой
Сладить надобно суметь,
Нехотя даешь отсрочку”.
1 чтец. И, вздохнув, отстала Смерть.
Теркин (выходит на сцену).
И могу вам сообщить
Из своей палаты,
Что большой любитель жить,
Выжил я, ребята.
И хотя натер бока,
Належался лежнем,
Говорят, зато нога
Будет лучше прежней.
И намерен я опять
Вскоре без подмоги
Той ногой траву топтать,
Встав на обе ноги…
(А.Твардовский “Василий Теркин”)
Теркин и два бойца танцуют “Яблочко”, затем под песню из кинофильма “Белорусский вокзал” (“От Курска и Орла война нас довела…”) строем уходят со сцены (эту песню полностью исполняет солист).
1 чтец.
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву
И сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне
Не страшно,
Тот ничего
Не знает о войне.
Ведущий. За разоренные города и села! Огонь!
Залп орудия.
Ведущий. За слезы наших матерей, жен, дочерей! Огонь!
Залп орудия.
Ведущий. За муки военнопленных в Бухенвальде, Освенциме! Огонь!
Залп орудия.
Ведущий. Баллада четвертая. “Победители”.
Звучит песня День Победы. На сцене ликование, все участники баллад обнимаются, дарят друг другу цветы, танцуют. Он и Она пробираются навстречу друг другу. Встречаются, долго смотрят друг другу в глаза. Все замирают.
Она.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли вам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди. (К.
Симонов)
Он (перебивая).
Много верст в походах пройдено
По земле и по воде,
Но Советской нашей родины
Не забыли мы нигде.(М. Исаковский)
Она.
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою? (М, Исаковский)
Он.
Пошел солдат с людьми в луга,
Чтоб на людях забыться.
Чтоб горе делом занялось,
Солдат вставал с рассвета
И шире, шире шел прокос –
За все четыре лета. (А.Твардовский)
“Картинка” оживает, звучит вальс “Дунайские волны”. Все кружатся в вальсе, Он и Она вступают в круг и танцуют, все их окружают и смотрят на них.
2 чтец.
Снова май. И опять как когда-то в небе
Светлые звезды видны.
Спят в земле молодые ребята,
Но они не погибли, не верьте!
В этот день, нам такой дорогой,
В каждом верном и честном сердце
Разгорается вечный огонь.
Ведущий.
69 лет нашей славной Победе!
69 лет как убита война!
И победно идет по планете
Завоеванная весна.
Звучит песня “День Победы”, которую исполняет весь зал.