Эпоха Петра I

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Урок истории России 7-й класс

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

  • Обеспечить во время урока повторение, обобщение и систематизацию знаний о личности и преобразованиях Петра I;
  • Повторить и закрепить знание понятий по теме;
  • Продолжить формирование умений: логических (анализировать, синтезировать, сравнивать исторические факты, характеризировать историческую личность), специальных (работать с дополнительной литературой, определять значение событий; пользоваться различными источниками краеведческих знаний;
  • Расширять представление о роли и значении исторической личности в истории на основе использования краеведческого материала

Оборудование: портрет Петра I, карточки с заданиями для учащихся, выставка книг и работ учащихся о Петре I, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Урок начинается с демонстрации портрета Петра I. (Слайд 2)

Петр I. Все в этом правителе было необычно: внешность, поступки, дела. Мы уже познакомились с преобразованиями, которые провел великий реформатор. Сегодня на уроке (учащиеся записывают тему урока в тетради)

Мы повторим и обобщим знания о личности первого русского императора и, оценив его деятельность, определим значение его реформ. (Слайд 3)

2. Обобщение знаний о личности Петра I.

Учитель:

Сообщения учащихся.

  • Первый ученик рассказывает об остановке Петра I в Риге, в то время принадлежавшей шведам и о посещении им Курляндии.
  • Второй ученик – о посещении Петром Голландии, флот которой тогда господствовал на море.
  • Третий ученик рассказывает о пребывании Петра I в Англии.

Учащимся предлагается самостоятельно сделать вывод о том впечатлении, которое производил молодой царь Петр на своих современников за рубежом.

3. Повторение, обобщение, систематизация знаний о реформаторской деятельности Петра Великого

Учитель о значении Северной войны. Учащиеся выполняют задания на карточках.

Задание 1.

Расположите в хронологической последовательности данные события

А) Гангут; Б) Полтава; В) Нарва; Г) Гренгам; Д) Лесная

Задание 2.

После победы в сражении под Полтавой Петр I пригласил пленных шведских офицеров и предложил всем выпить за здоровье учителей в военном искусстве. Шведы спросили: “Кто эти учителя?” Петр I ответил: “Вы, господа, шведы”.

Во время какой войны и когда произошло Полтавское сражение? Объясните слова Петра I.

2). Вспомним, какие были проведены реформы (уч-ся перечисляют все реформы Петра I)

Схема на доске: Экономические реформы – реформа управления – военная реформа – преобразования в области культуры. (Слайд 5)

Вопрос к учащимся: подумайте, соответствует ли хронология логике данной схемы?

В исторической литературе существует мнение о том, что будто реформы были задуманы до Петра I, а он лишь реализовал замыслы предшественников. Так ли это?

Приводятся планы Голицына и реформы Петра Первого (Слайд 6)

Отметьте сходство и различие в замыслах Голицына и Петра I. Почему Голицын не смог провести эти реформы?

Вывод. Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него.

4. Альтернативная оценка реформаторской деятельности Петра I.

Работа с раздаточным материалом.

Раздаточный материал.

В-1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну. Как вы оцениваете политику Петра I в отношении крестьян? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

В-2. Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурние”. Что такое подушная подать? Кто ее платил? Как народ оценивает налоговую политику Петра I?

Вывод. Результаты преобразований были достигнуты беспощадной эксплуатацией народных масс, усилением гнета. При Петре укрепилась зависимость крестьян изданием новых указов о ссылке и возвращении беглых крестьян.

5. Какова же цена петровских преобразований?

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы “Последствия реформ Петра I”

Положительные + Отрицательные -
   
   
   

Общий итог: В России в первой четверти 18 в. было: (слайд 7)

Ликвидировано отставание от передовых стран Европы в экономике (новые явления хотя и медленно, но пробивали себе путь: развивались ремесло и мелкотоварное производство, все глубже пускала корни порайонная специализация производства отдельных видов товаров);

Возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли;

Широко развернулась внутренняя и внешняя торговля;

Появились вооруженные силы (регулярная армия и флот), способные отстоять суверенитет страны.

6. “Астрахань есть глава преславной провинции” (слайд 8)

Результаты преобразовательной политики Петра отразились на всей российской истории. Не было уголка, которое он не хотел бы преобразить.

Сегодня на уроке мы выявим, как многогранная деятельность Петра I нашла отражение в истории нашего региона.

Астрахань манила русского царя давно. Астраханский историк и краевед Н.Ф. Леонтьев писал: “Великий Петр сразу оценил значение Астрахани, которая находилась при устье великой и судоходной реки, невдалеке от Каспия, прилегающего к богатым странам Закавказья и Персии, и на дороге в Среднюю Азию, обещала сделаться важнейшим пунктом России в торговом и политическом отношениях, и потому почти с первых лет своего царствования Великий государь начал заботиться о развитии в ней промышленности и торговли”. Петр старался заманить купечество в Астрахань разными льготами. Особенно большие льготы он давал армянским купцам.

О каких льготах идет речь? Каковы были главные направления экономической политики Петра I?

Невиданный успех торговых оборотов армянской Джульфинской компании был результатом того, что Петр разрешил ей вывозить почти беспошлинно весь шелк из Персии в Россию и дальше в Европу. Покровительствовал Петр Алексеевич и развитию шелководства в Астрахани. Было создано несколько шелковых заводов. За тутовыми деревьями устанавливался строгий надзор. Самыми крупными впоследствии стали Ахтубинские шелковые заводы.

В 1722 году в городе случилось знаменательное событие. В Астрахань приехал император Российского государства Петр Великий. Еще до своего приезда в Астрахань из Петербурга сюда был направлен на должность губернатора Артемий Петрович Волынский. 16 октября 1720 года Петр послал губернатору собственноручный указ: (Слайд 9)

“Завесть в Астрахани губернский огород, также сделать ранжерею и держать вывозные из Персии деревья и травы, которые не могут зимовать и для приготовления трав, которые потребны в аптеку, взять из Петербурга в Астрахань аптекаря да огородника.

Которые виноградные сады при Астрахани, из того винограда делать горячее вино...

Опробовать рыбу для отпуску за море таким образом: солить свежи осетров, изрезать в звенья и закупоривать в небольшие бочки, другую варить в тузлуке и наливать уксусом, также опробовать наливать рыбьим жиром и в таких же бочках закупоривать. Оные пробы делать как из осетров, так и из севр (севрюг), опробовать же солить сельди, которые в Каспийском море

Завести в Астрахани чистых лошадей от персидских жеребцов и от черкасских кобыл...”

7. О пребывании и деятельности Петра I в Астрахани представляется работа учащихся.

Задание для учащихся: прослушать и дать оценку деятельности Петра I в Астрахани

Ответы учащихся

Вывод. Посещение Петром Великим г.Астрахани и его двухмесячное пребывание имело огромное значение для нашего города и вообще для всего Нижнего Поволжья. И здесь, как и везде в России, Петр не оставил без внимания ни одной стороны жизни и деятельности. Своим присутствием и мудрыми распоряжениями он оживил народное благосостояние города Астрахани, возвысил его торговое значение и военно-политическую важность. Петр 1 прошел уверенными шагами по нашей земле, обогнав время, торопясь в будущее. Мы, астраханцы должны гордиться тем, что Петр Великий – это часть истории и что по праву увековенчана память о нем открытием памятника.

8. Итог урока. (Слайд 12)

Демонстрируется изображение “Медного всадника” Э.М. Фальконе.

В 1782 г. В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника императору Петру 1, автором которого был французский скульптор Э.-М. Фальконе.

Приводится отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Медный всадник”

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Приводится высказывание астраханского писателя и краеведа А.С.Маркова

“Личность Петра I страшно противоречивая, где уживались неимоверной силы реформаторский ум, удивительная любознательность, исключительная трудоспособность и безжалостность, жестокость, цинизм”

Перед учащимися ставится проблемное задание.

Как поэт и писатель оценивают Петра I? Согласны ли вы с такой оценкой личности Петра I или нет?

Выводы учащихся.

Обобщение и вывод учителя.

Выставление оценок