1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш] .
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать умение соединять звуки в слова;
- развивать внимание, память, мышление;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать.
<Слайд 1>
Оборудование: Зашумленные таблицы, слоговые таблицы, карта страны Смешариков, Персонажи Смешариков, голоса леса, мяч, предметные картинки со звуком [Ш], воздушные шары, зеркала, картинки для определения 4-го лишнего, карточки для определения места звука в слове, солнышки, “рассыпанные” слова.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок,
Постарайтесь все понять.
Слушать, думать и вникать
Давайте поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А теперь пусть поздороваются друг с другом ваши пальчики.
1. Пальчиковая гимнастика
<Слайд 2>
Я здороваюсь везде:
(большой палец правой руки поочерёдно в ритм
стихотворения касается кончика указательного,
среднего, безымянного пальцев, мизинца)
Дома и на улице (повторить).
Даже “Здравствуй!” говорю (повторить на левой руке)
Я соседской курице! (повторить)
Логопед: Прежде, чем начать путешествие, давайте разогреем наши язычки и приготовим их к работе!
2. Артикуляционная гимнастика
<Слайд 3>
- “Наказать непослушный язык”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и “пошлепать” его губами, произнося “пя-пя-пя”.
- “Маляр”. Улыбнуться, открыть рот и “покрасить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
- “Чашечка”. Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму “чашечки” (т. е. слегка приподнять кончик языка)
- “Вкусное варенье”. Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме “чашечки” облизывать верхнюю губу сверху вниз.
- “Фокус”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на кончик носа, на котором лежит кусочек ватки. Сдувать ватку с кончика носа.
- “Грибок”. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута (“ножка грибка”). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Логопед: Теперь можно отправляться в путешествие. Дети, а вы были в стране Смешариков?
<Слайд 4>
Добрейшая из добрых страна такая есть
Смешарики-герои! Их всех не перечесть.
Барана там зовут ....Бараш
И лось там есть, зовут ....Лосяш
Ушастый кролик, он же ....Крош
Он оптимист и всем.... хорош!
А Нюша – это ....хрюша
Девчонка и ...болтуша.
<Слайд 5>
Логопед: Итак, мы отправляемся в гости в страну Смешариков,герои которой очень любят один звук. Назовите, какой общий звук есть в их именах?
Дети: Звук [Ш].
Логопед: А сейчас расскажите мне все, что вы знаете об этом звуке?
3. Анализ артикуляции звука [Ш].
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Дети: Губы “Коробочкой”, зубы “Заборчиком”, язык вверху и похож на “Чашечку”.)
4. Характеристика звука [Ш].
Логопед: Охарактеризуйте его.
- Звук [Ш] - согласный или гласный? (согласный);
- Какая преграда у звука [Ш]? (зубы, язык);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (всегда твёрдый);
- Логопед: Мы подошли к первому домику
5. Развитие фонематического слуха.
(Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение “Постучи, как я”.)
Логопед: Как вы думаете, кто ждёт нас? Чтобы узнать, надо постучать, как я. (Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.)
<Слайд 6>
6. Работа с зашумленным рисунком.
<Слайд 7>
Логопед: В домике живёт Лосяш. Он предлагает вам найти букву Ш в зашумленных рисунках.
7. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова.
Логопед: А давайте покажем Лосяшу, как умеем определять место звука [Ш] в словах. (начало, середина, конец)
(Карточки, на которых изображены: камыш, чашка, катушка, кошка, шалаш, шкаф, мышь, шуба, шары, шапка)
7. Автоматизация звука [Ш] в слогах
<Слайд 8>
Логопед: А теперь мы отправляемся в гости к Барашу. Он как раз сочиняет стихи, подыскивает рифмы и предлагает вам повторить слоговые ряды, над которыми он только что работал:
шка-шко-шку-шки кша-кшо-кшу-кши ашк-ошк-ушк-ишк
шко-шку-шки-шка кшо-кшу-кши-кша ошк-ушк-ишк-ашк
шку-шки-шка-шко кшу-кши-кша-кшо ушк-ишк-ашк-ошк
шки-шка-шко-шку кши-кша-кшо-кшу ишк-ашк-ошк-ушк
Логопед: Очень сложное задание, поэтому Бараш просил вас расслабиться и послушать лесной фрагмент.
Прослушивание фрагмента.
8. Расширение словарного запаса. Проверка долгосрочной памяти. Автоматизация [Ш] в чистоговорках.
Логопед: Ребята, что вы слышали, кроме журчания ручейка?
Дети: пение птиц.
Логопед: Правильно! А кто из вас знает, какие птицы живут в лесу?
<Слайд 9>
Дети: Сова, галка, кукушка, дятел.
Логопед: А кто помнит чистоговорку про кукушку?
<Слайд 10>
Ушка – ушка – вот кукушка,
Ушка – ушка – летит кукушка,
Ушку – ушку – мы видели кукушку,
Ушка – ушка – кукует кукушка.
9. Работа над предложением.
<Слайд 11>
Логопед: Поторопитесь, нас в гости ждет Крош. Самым важным и красивым элементом для Кроша всегда были его уши. Поэтому он предлагает закончить предложения одним и тем же словом “уши” в нужной форме:
- У человека есть уши.
- У рыбы нет ...(ушей).
- На морозе...(ушам) холодно.
- Я грею свои ...(уши).
- Некоторые могут шевелить ....(ушами).
- Девочки носят сережки ....(в ушах).
10. Физкультминутка.
<Слайд 12>
– Устали? Давайте встанем и немного подвигаемся.
Топай, зайка! Хлопай зайка!
В догонялки поиграй-ка.
Лапки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
10. Игра. “Дорисуй, чего не хватает”.
Логопед: А еще Крош приготовил нам следующее задание. У Кроша есть друзья: Лягушонок и мышонок. Крош так дорожит ими, что заказал их портреты. Художник почему-то очень торопился и не дорисовал некоторые части в портретах друзей Кроша. Надо дорисовать то, что забыл нарисовать художник.
<Слайд 13>
- Кто у вас изображен на рисунках? (лягушка и мышка)
- Что не хватает у мышки?
- Что художник забыл нарисовать лягушке?
Логопед: А сейчас я предлагаю вам посчитать лягушат и мышат. Я буду кидать вам мяч, и называть число, а вы должны вернуть мне мяч и назвать слово. Начинаем считать лягушат.
11. Изменение слов по числам. Игра с мячом “Посчитай меня”.
– Один – лягушонок
– Два – лягушонка
– Три – лягушонка
– Четыре – лягушонка
– Пять – лягушат (то же самое со словом “мышата ”).
Логопед: А знаете ли вы, чем питаются лягушата и мышата?
12. Игра на развитие внимания “4-ый лишний”.
<Слайд 14>
– Ребята, посмотрите на эти картинки внимательно, и назовите мне, что изображено на картинках? (Мухи, комары, птички, рыбки)
- Так что из того, что вы видите, лягушата не едят.
<Слайд 15>
- А что изображено на следующих картинках? (Колоски, кошка, орешки, листья.)
- А что не едят мышата?
Логопед: Правильно! А теперь припомните стихотворения, которые мы с вами разучивали о лягушатах и мышатах.
11. Дети рассказывают стихи из домашнего задания.
На солнышке сушат лягушки
Брюшки, спинки и ушки,
А рядом сидят лягушата
Устали сушить малышата.Мышонку шепчет мышь:
- Ты что шуршишь, не спишь?
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
<Слайд 16>
Логопед: Ну, вот мы и добрались до последнего домика, домика Нюши. А так как это единственная девочка среди Смешариков, мальчики не могут прийти к ней в гости с пустыми руками. Что же вы принесли в подарок Нюше и чем хотите её угостить?
14. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Угости Нюшу:
- Я угощу Нюшу джемом из вишни
- Как называется этот джем? - (вишневый)
- Я угощу Нюшу джемом из черешни
- Как называется этот джем? - (черешневый)
- Я угощу Нюшу джемом из шелковицы
- Как называется этот джем?- (шелковичный)
- Я угощу Нюшу джемом из груши
- Как называется этот джем?- (грушевый)
15. Итог занятия.
- Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
<Слайд 17>
- Выберите картинку, которая расскажет нашим гостям, с каким настроением вы уйдете с занятия? (детям предлагается солнышко: 1 - улыбающееся, 2 - грустящее)
16. Оценка речевой деятельности детей.
Логопед: Вы сегодня хорошо занимались, старались правильно произносить звук (Ш). Я думаю, вы понравились Смешарикам. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).
Сделайте из пальчиков “Лукошко”, я положу туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят они вас порадовать: - ш, а, р, ы (шары).
Детям дарят воздушные шары.