Формирование учебно-познавательной компетенции студентов в преподавании дисциплины «История»

Разделы: История и обществознание


Сочинский колледж поликультурного образования – учреждение среднего профессионального образования, ведущее подготовку специалистов по педагогическим и сервисным специальностям. Набор на указанные специальности осуществляется на базе основного общего образования. Большинство студентов первого курса, на котором начинается изучение общеобразовательной дисциплины “История” - ребята в возрасте 15-16 лет, пришедшие из школы в систему СПО зачастую с недостаточным уровнем сформированности учебно-познавательной компетенции. В этой связи именно гуманитарным дисциплинам общеобразовательной подготовки отводится значимая роль в формировании общеучебных компетенций.

Для достижения указанной цели в практике работы использую следующие формы и методы:

Использование информационных технологий. На аудиторных занятиях применяются материалы образовательных сайтов, DVD-фильмы. мультимедийные презентации.

Цифровые образовательные ресурсы создаются студентами по их инициативе либо по предложению преподавателя. Так, в текущем учебном году студентами-первокурсниками по дисциплине “История” разработаны мультимедийные презентации по темам “Античная цивилизация”, “Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций”, “Буддизм на Востоке в средние века”, “Арабо-мусульманская цивилизация”, “Рождение Киевской Руси”, “От Руси к России”.

Проведение интегрированных учебных занятий. Дисциплина предоставляет широкие возможности для интеграции с учебными курсами “Литература”, “История изобразительного искусства”, “История и культура сочинского региона”. Разработаны и проведены интегрированные занятия “Тема церковного раскола в литературе и искусстве”, “Русская культура первой половины XIX века”, “Советская культура в период Великой Отечественной войны”, “Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе”. Именно на интегрированных занятиях студенты демонстрируют умение найти, сопоставить и предъявить материал по нескольким дисциплинам, что позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательной компетенции.

Организация самостоятельной работы студентов. В начале изучения раздела студентам предлагается тематика сообщений, докладов, в том числе по проблемным вопросам всеобщей и отечественной истории. Для выполнения заданий необходимо использовать как уже имеющие знания, так и самостоятельно освоить новые, привлекая различные источники информации. Таким образом, создаются педагогические условия для развития информационных и общеучебных компетенций – извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и критически осмысливать информацию, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

На примере изучения темы “Объединение русских земель и формирование единого Московского государства (XIV - начало XVI века)” (Приложение 1) рассмотрим возможности формирования учебно-познавательной компетенции. Выбранная тема является одной из самых сложных для изучения в силу концептуальной и фактологической насыщенности и неоднозначности историографических оценок деятельности отдельных исторических личностей указанного периода (Юрий Данилович Московский, Иван Калита, акторы династической войны второй четверти XV века). В то же время содержание исторического материала и вариативность его методической подачи открывают широкие возможности для формирования ключевых компетенций обучающихся.

К числу общеучебных компетенций относится умение осознанного конспектирования с выделением главного в лекционном изложении и мультимедийной презентации, умение получать информацию с помощью исторической карты. Работе по карте на учебном занятии следует уделить особое внимание: карта позволяет определять временную последовательность собирания земель вокруг Москвы, наглядно проследить территориальные изменения, привлечь необходимую контекстную информацию.

Владение устным и письменным общением, умение обосновывать свою точку зрения формируется в ходе ответов на поставленные преподавателем вопросы и обсуждении вопросов: проблемного характера, например:

В отечественной историографии московские князья представлены как политики нового поколения, отступившие от традиций домонгольской Руси, действующие по принципу “цель оправдывает средства” [1, 77]. Согласны ли вы с такой оценкой? Смогли бы московские князья возвысить свое “захудалое княжество” без применения аморальных политических методов?

Задаче формирования навыков письменной речи и доказательного изложения собственной позиции отвечают следующие задания:

1. Предлагаются две точки зрения на причины возвышения Москвы в XIV веке:

  • Главным фактором возвышения Москвы были личные способности первых московских князей, их хозяйственная и политическая деятельность.
  • Главным фактором возвышения Москвы были ее выгодные географические условия и положение.

Какая из указанных точек зрения вам представляется наиболее убедительной? Приведите факты, положения, подтверждающие избранную вами точку зрения.

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

В 1480 году хан Большой Орды Ахмат направил в Москву послов с требованием дани. Иван III растоптал ханскую басму. Ордынское войско двинулось на русские земли.

Войска встретились на берегах притока Оки - реке Угра. Более месяца продолжалось “стояние” противники стреляли друг в друга из луков, а русское войско использовало еще и огнестрельное оружие – пищали. В начале ноября 1480 года Ахмат ушел к Волге.

Укажите не менее двух причин того, что Ахмат не решился на наступательные действия.

Какое значение имело это событие для русского государства? [2, 15].

Умение сравнивать, противопоставлять, оценивать события с точки зрения их участников формируется при ответе на следующие вопросы:

Чем объяснялось стремление Юрия Даниловича Московского добиться руки сестры хана Узбека? Что побудило Михаила Ярославича Тверского поехать на ханский суд по обвинению его в смерти Агафьи (Кончаки) и сокрытии дани? Почему московское войско Ивана Калиты приняло участие в карательной экспедиции ордынцев на Тверь в 1327 году?

Информационные компетенции. Студенты запрашивают различные базы данных (учебную, справочную и дополнительную литературу; Интернет-ресурсы) при подготовке сообщений “Причины возвышения Москвы”, “Борьба Москвы и Твери”, “Династическая война второй четверти XV века”.

Понимание полиперспективности исторических событий формируется на следующих заданиях:

Укажите возможные центры объединения Руси. Как могло пойти дальнейшее развитие русских земель в случае победы Литвы? Твери? Суздаля? Каковы принципиальные отличия возможного процесса объединения русских земель Литвой?

Помимо названных в данной теме, дисциплина содержит значимые проблемные вопросы, требующие активной теоретической подготовки со стороны студенческой аудитории, доказательности, мотивации собственной точки зрения. К таковым, например, относятся вопросы взаимодействия мусульманской и христианской цивилизаций, роли католицизма и православия в европейской истории, глобализации и ее последствий, интеграции России в западное пространство. Методика изучения таких вопросов (проблемная лекция, групповая дискуссия, учебный диспут) помогает студентам сформировать универсальные коммуникативные компетенции, которые могут быть применены не только в аспекте исторических знаний, а в самом широком спектре деятельности.

Изучение спорных и так называемых “чувствительных” вопросов (среди них колониализм, военные захваты, межконфессиональные конфликты, гражданские войны) требует обучения определенным навыкам обработки информации и приемам исследования исторической полемики. По мнению Р. Старлинга, овладение такими навыками состоит из следующих операций6 критического анализа данных и их различных интерпретаций, постановки ряда аналитических вопросов; анализа высказываний по тому или иному спорному вопросу. Полученные навыки могут быть использованы при изучении широкого спектра вопросов [3, 97-98].

Таким образом, содержание и методика преподавания дисциплины “История” открывает широкие возможности формования у студентов ключевых компетенций, необходимых для будущей учебной и профессиональной деятельности: навыки критического мышления, умение делать сравнительный анализ материала, формировать, излагать и защищать собственную точку зрения, владение навыками публичного выступления.

Литература

  1. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века [Текст]: учебное пособие /Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др. /Под ред. В.В. Керова. – М.: АСТ “Астрель”, 2011. – 77 с.
  2. Пазин Р.В. История России. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С4-С7) [Текст]: учебно-методическое пособие /Р.В. Пазин. - Ростов-на-Дону: ЛЕГИОН, 2010. - 15 с.
  3. Страдлинг Р. Преподавание истории Европы XX века [Текст] /Р. Страдлинг. – Страсбург: Издание Совета Европы, 2004. – 97-98 с.