Урок окружающего мира по теме "Древние славяне". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • раскрыть происхождение восточных славян;
  • дать характеристику качеств личности древних славян,
  • их поведения, внешнего вида, быта.

Задачи:

  • совершенствовать навык работы в группе;
  • развивать интеллект, творческие способности, кругозор и словарный запас;
  • воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы; проектор; компьютер.

Прилагаемые медиаматериалы: слайд презентация

Ход урока

1. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Улыбнитесь нашим гостям.

- Улыбнитесь друг другу.

- Тихонечко садитесь.

2. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала.

- Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса окружающий мир. Называется он “История Отечества”. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, выполнив несколько заданий.

- Возьмите первую карточку. Работаем в парах.

Карточка №1:

- Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

А) предки;

Б) современники;

В) потомки.

- Проверим выполненное вами задание (слайд 2).

- Верно, в слове предки корень - пред- , он означает предшествовать чему- либо, быть перед чем- либо. Предки это люди, которые жили перед нами. В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

- Выполним следующее задание по карточке №2 (слайд 3): на линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники.

- Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

- Давайте проверим. (Слайд 4).

Слайд 5 (работа в группах по карточке № 3):

- Теперь внимательно прочитайте три высказывания, записанные на доске и на третьей карточке. Найдите среди этих высказываний “ложные”. Объясните свою позицию.

- Итак, значит истинным, будет высказывание под буквой (В). Прочитайте его ещё раз. Кто уже может назвать тему нашего урока.

- Молодцы!

Слайд 6.

3. Сообщение целей урока.

- Определим цели урока. Для этого сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, записанные на доске.

Слайд 7 (работа в группах).

- Итак, кто уже готов поделиться с нами своим мнением?

Слайд 8:

Кто были наши предки?

Как их называли?

Откуда они пришли?

Где они жили?

Какие они были?

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.

4. Этап усвоения новых знаний.

- Внимательно прочитайте текст в карточке № 4:

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов- богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.

Слайд 9 (работа в группах):

Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?

- Верно, выделенные слова имеют общий корень и одинаковое лексическое значение.

- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.

Слайд 10 (работа в парах):

… + ян + е =

Слайд 11:

Слав + ян + е = славяне.

- Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.

- На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст. (Где? Откуда?)

Слайд 12 (коллективная работа):

- Рассмотрите карту- схему на доске и в учебнике на стр. 10.

- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян?

- Верно, можем узнать, в какой части Европы были поселения древних славян.

- Какие племенные объединения были у славян?

- Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

- На какой следующий вопрос вы хотите получить ответ?

(Какие они были?)

Слайд 13 (работа в группах):

- Опираясь на иллюстрацию, попробуйте дать описание славян, их внешний вид.

Рисунок 1

Рисунок 2

- Итак, славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

- Прочитайте текст на карточке № 5.

Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпаясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода надевали на голову шапки из войлока (из сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

Рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.

Рисунок 3

- Давайте проверим.

Слайд 14 (дорисовываю пояс у мужчины).

- Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания.

- Дополните моё высказывание:

Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют … .

Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.

- Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.

- Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.

- Итак, назовите качество, которым обладали славяне в данной ситуации.

Слайд 15:

1. Сообразительность.

- О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини- сценку.

Две девочки разыгрывают сценку:

Мать (уходя на работу, выставляет на стол продукты):

Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Дочь: Мам, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго.

- Предположите, что ответила мать дочери. (Совещаются в группах, дают ответ).

- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответила древняя славянка своей дочери.

Мать: Авось, какой- нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

- Итак, каким же качеством славились наши предки?

Слайд 15:

2. Гостерпиимство.

- К сожалению, не всегда о наших предках- славянах пишут правду. Встречаются и вымыслы.

Слайды 16– 20 (коллективная работа):

- Возьмите карточку № 6:

Прочитайте предложения, в которых содержится вымысел о наших предках- славянах. Замените выделенные слова антонимами.

1. Древние славяне славились своей скупостью.

2. В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

3. Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

4. От других народов славян отличала физическая слабость и нетерпеливость.

5. Но больше всего славяне любили рабство.

- А теперь давайте вспомним все качества характера славян и запишем их в карточке № 6 на свободных строчках.

Слайд 21:

1. Сообразительность.

2. Гостеприимство.

3. Терпеливость.

4. Щедрость.

5. Свободолюбие.

- Доказательство того, что славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми, вы получите, выполнив следующее задание.

- Дополните предложения: слайд 22.

1. В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой…

2. Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, …

Слайд 23:

- Откройте учебники на странице 14. Прочитайте текст и приготовьтесь ответить на вопрос: Чем занимались древние славяне?

Дополнительный вопрос: Чем могли заниматься дети восточных славян?

- Проверим, как вы справились с этим заданием.

Слайд 24.

5. Физминутка (слайд 25–29)

6. Закрепление новых знаний.

- Откуда пришли и где обосновались древние славяне?

- Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?

- Назовите самое главное, на ваш взгляд, качество древних славян.

7. Подведение итога урока.

- Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

Слайд с вопросами 30.

8. Рефлексия

- Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Слайд 31: Своей работой на уроке я …

8. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике на стр. 7-17. Нарисовать жилище древних славян.

По желанию составить проекты о славянских богах и праздниках.

Слайд 32: Молодцы!

Использованная литература:

1. Методическое пособие по окружающему миру. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов / М.:Академкнига., 2012 г.

2. Учебник “Окружающий мир”. 4 класс, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

3. Тетрадь на печатной основе №1, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.