Цели урока:
- раскрыть происхождение восточных славян;
- дать характеристику качеств личности древних славян,
- их поведения, внешнего вида, быта.
Задачи:
- совершенствовать навык работы в группе;
- развивать интеллект, творческие способности, кругозор и словарный запас;
- воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы; проектор; компьютер.
Прилагаемые медиаматериалы: слайд презентация
Ход урока
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
- Проверьте свою готовность к уроку.
- Улыбнитесь нашим гостям.
- Улыбнитесь друг другу.
- Тихонечко садитесь.
2. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала.
- Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса окружающий мир. Называется он “История Отечества”. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, выполнив несколько заданий.
- Возьмите первую карточку. Работаем в парах.
Карточка №1:
- Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:
А) предки;
Б) современники;
В) потомки.
- Проверим выполненное вами задание (слайд 2).
- Верно, в слове предки корень - пред- , он означает предшествовать чему- либо, быть перед чем- либо. Предки – это люди, которые жили перед нами. В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.
- Выполним следующее задание по карточке №2 (слайд 3): на линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники.
- Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
- Давайте проверим. (Слайд 4).
Слайд 5 (работа в группах по карточке № 3):
- Теперь внимательно прочитайте три высказывания, записанные на доске и на третьей карточке. Найдите среди этих высказываний “ложные”. Объясните свою позицию.
- Итак, значит истинным, будет высказывание под буквой (В). Прочитайте его ещё раз. Кто уже может назвать тему нашего урока.
- Молодцы!
Слайд 6.
3. Сообщение целей урока.
- Определим цели урока. Для этого сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, записанные на доске.
Слайд 7 (работа в группах).
- Итак, кто уже готов поделиться с нами своим мнением?
Слайд 8:
Кто были наши предки?
Как их называли?
Откуда они пришли?
Где они жили?
Какие они были?
- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. Мы ответим на некоторые вопросы после выполнения ряда заданий.
4. Этап усвоения новых знаний.
- Внимательно прочитайте текст в карточке № 4:
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.
Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов- богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.
Слайд 9 (работа в группах):
Что вы можете сказать о выделенных в тексте словах?
- Верно, выделенные слова имеют общий корень и одинаковое лексическое значение.
- Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.
Слайд 10 (работа в парах):
… + ян + е =
Слайд 11:
Слав + ян + е = славяне.
- Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.
- На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст. (Где? Откуда?)
Слайд 12 (коллективная работа):
- Рассмотрите карту- схему на доске и в учебнике на стр. 10.
- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян?
- Верно, можем узнать, в какой части Европы были поселения древних славян.
- Какие племенные объединения были у славян?
- Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?
- На какой следующий вопрос вы хотите получить ответ?
(Какие они были?)
Слайд 13 (работа в группах):
- Опираясь на иллюстрацию, попробуйте дать описание славян, их внешний вид.
Рисунок 1
Рисунок 2
- Итак, славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.
- Прочитайте текст на карточке № 5.
Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпаясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода надевали на голову шапки из войлока (из сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.
Рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.
Рисунок 3
- Давайте проверим.
Слайд 14 (дорисовываю пояс у мужчины).
- Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания.
- Дополните моё высказывание:
Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют … .
Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками.
- Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.
- Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша.
- Итак, назовите качество, которым обладали славяне в данной ситуации.
Слайд 15:
1. Сообразительность.
- О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини- сценку.
Две девочки разыгрывают сценку:
Мать (уходя на работу, выставляет на стол продукты):
Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.
Дочь: Мам, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго.
- Предположите, что ответила мать дочери. (Совещаются в группах, дают ответ).
- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответила древняя славянка своей дочери.
Мать: Авось, какой- нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.
- Итак, каким же качеством славились наши предки?
Слайд 15:
2. Гостерпиимство.
- К сожалению, не всегда о наших предках- славянах пишут правду. Встречаются и вымыслы.
Слайды 16– 20 (коллективная работа):
- Возьмите карточку № 6:
Прочитайте предложения, в которых содержится вымысел о наших предках- славянах. Замените выделенные слова антонимами.
1. Древние славяне славились своей скупостью.
2. В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.
3. Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
4. От других народов славян отличала физическая слабость и нетерпеливость.
5. Но больше всего славяне любили рабство.
- А теперь давайте вспомним все качества характера славян и запишем их в карточке № 6 на свободных строчках.
Слайд 21:
1. Сообразительность.
2. Гостеприимство.
3. Терпеливость.
4. Щедрость.
5. Свободолюбие.
- Доказательство того, что славяне ненавидели рабство и были очень свободолюбивыми, вы получите, выполнив следующее задание.
- Дополните предложения: слайд 22.
1. В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой…
2. Даже пленных они не превращали в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, …
Слайд 23:
- Откройте учебники на странице 14. Прочитайте текст и приготовьтесь ответить на вопрос: Чем занимались древние славяне?
Дополнительный вопрос: Чем могли заниматься дети восточных славян?
- Проверим, как вы справились с этим заданием.
Слайд 24.
5. Физминутка (слайд 25–29)
6. Закрепление новых знаний.
- Откуда пришли и где обосновались древние славяне?
- Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?
- Назовите самое главное, на ваш взгляд, качество древних славян.
7. Подведение итога урока.
- Итак, вначале урока мы ставили цель найти ответ на несколько вопросов, касающихся наших предков – древних славян. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.
Слайд с вопросами 30.
8. Рефлексия
- Кто из вас доволен своей работой на уроке?
Слайд 31: Своей работой на уроке я …
8. Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике на стр. 7-17. Нарисовать жилище древних славян.
По желанию составить проекты о славянских богах и праздниках.
Слайд 32: Молодцы!
Использованная литература:
1. Методическое пособие по окружающему миру. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов / М.:Академкнига., 2012 г.
2. Учебник “Окружающий мир”. 4 класс, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
3. Тетрадь на печатной основе №1, авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.