Урок "Растительный мир Кузбасса"

Разделы: Биология


Цель урока: продолжить развивать знания учащихся о растительных сообществах Кузбасса, дать представление о необходимости охраны растений и природных сообществ.

Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием растений Кузбасса;
  • закрепить умения школьников распознавать основные виды растений изучаемых семейств;
  • продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Оборудование: контурные карты Кемеровской области, гербарий, тематическая литература, открытки с изображением редких растений Кузбасса, иллюстрации растений, таблицы, мозаика (разрезные карточки).

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся

2. Оглашение темы и план работы на уроке

3. Работа в малых группах

II. Изучение нового материала

Учитель даёт краткую характеристику истории Кузбасса. Класс делится на малые группы – по 5 учеников. Командам раздаются карточки с изображением символов различных городов, им предлагается найти среди этих карточек, карточки с символами Кемеровской области (герб, флаг) и рассказать о том, что изображено и что данный символ обозначает.

Учащиеся рассматривают карточки, находят нужные карточки с символами и рассказывают, что представляет герб, какого он цвета и что означаю эти цвета.

Проверка домашнего задания. Каждая группа получила задание подготовить рассказ о хвойных деревьях, хвойно-широколиственных деревьях, растениях степей, лесостепей и горных.

Учащимся раздаются, контурные карты Кемеровской области и каждой команде необходимо отметить на карте географические зоны и назвать растительность этих зон.

  1. группа – хвойные и лиственные леса (пихта, берёза бородавчатая, ель);
  2. группа – хвойно-широколиственные (кедр, липа, рябина);
  3. группа – растения степей и лесостепей (осина, берёза, карагана древовидная);
  4. группа – растения гор (можжевельник, ива сизая, берёза карликовая).

Подведение итогов по проведённым конкурсам.

Вопросы командам: Кто быстрее?

Учитель оглашает вопросы.

  1. Почему только в нашей области из всех территорий Сибири распространена липа сибирская?
  2. Почему пчёлы во время цветения липы работают даже ночью?
  3. Перечислите полезные свойства липы и липовой древесины и чем объяснить эти свойства?
  4. Что означает выражение “лыко драть”, для чего это нужно было русским мужикам?
  5. Почему берёзу часто называют “символом России”?
  6. Как берёза используется человеком в хозяйстве прежде и сегодня?
  7. Какое болотное растение называют “растение хищник”?
  8. откуда произошло название шиповника, и какой цветок учёные вывели из него?
  9. Что можно получить из коры, листьев, плодов, цветов боярышника?
  10. Какое растение в легендах цветёт в ночь на Ивана Купала?

(3 минуты релаксации)

Лекарственные растения. У каждой группы набор карточек с изображением разных растений. Учитель зачитывает стихотворение или загадку о лекарственных растениях. Группа находит карточку с этим растением, называет его и рассказывает о нём.

  1. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)
  2. Не пустили в огород оттого она и жжёт. (Крапива).
  3. Не зря в лесу хвален витаминный чемпион, с красным боком, с чёрным боком. (Смородина)
  4. Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается, зимой отсыпается, а цветок – то, медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)
  5. Лёг пластом у дороги, разметал руки – ноги, его бьют сапогом, его мнут колесом, ему всё не почём хоть ударь кирпичем. (Подорожник)
  6. Он “любит – не любит” ответить нам может. И глянет приветливо жёлтым глазком. Аптечный цветок на него так похож, его лекарственным другом зовём. (Ромашка)
  7. Кто любит меня, тот и рад поклониться, а имя дала мне родная землица. (Земляника)
  8. Расцветаю всюду смело, и порой бывает так: я вцепляюсь, озверело в коз, овец и злых собак. (Репейник)

Учитель рассказывает о Красной книге СССР, РСФСР и Кемеровской области.

Группам предлагается составить мозаику из разрезных карточек с изображением растений Красной книги Кемеровской области. Растения необходимо назвать и рассказать о них.

III. Закрепление нового материала

Экологические загадки о растения Кемеровской области.

1. Цветки белые кистями, плоды чёрные с костями. (Черёмуха)

2. Стоит Алёна – платок зелёный, тонкий стан – белый сарафан. (Берёза)

3. С детворою играю в прятки, не прошусь в лукошко к ней, кто я? – ягодок десятки в каждой ягодке моей. (Малина)

4. У малой ёлочки колкие иголочки, шарики синие, словно бы в инее. (Можжевельник)

5. Что за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ель)

6. Хоть не плохо я одета, бьёт меня озноб всегда: и весной, и жарким летом вся дрожу, как в холода. (Осина)

Жюри подводит итоги.

Ученики читают стихи Кузбасских поэтов о растениях.

IV. Итог занятия: учитель подводит итог занятия, обобщает его.

1. Заинтересовали ли вас символы Кемеровской области?

2. Какие вы узнали символы?

3. Какие вы узнали редкие растения Кузбасса?

4. Какие народные приметы погоды вы можете определить по растениям?

Теперь вы без труда самостоятельно можете рассказать своим родным и друзьям о растениях родного края.

V. Рефлексия

Выяснить, что понравилось, запомнилось на занятии.