Цели деятельности учителя: создать условия для развития связной устной и письменной речи; способствовать формирования у детей правильного типа читательской деятельности, обучению детей самостоятельно конструировать текст из предложений и предложений из слов; содействовать развитию умения наблюдать над лексическим значением слов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; составляют предложения из слов, предложения на заданную тему; видят в словах “опасные места”, изученные орфограммы.
Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных, учебных действий УУД):
Регулятивные: учатся высказывать своё предположение (версию).
Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
2. Постановка учебной задачи.
К нам на урок пришёл сказочный герой. Отгадайте, кто это? (Оле-Лукойе)
Слайд 1-2. Презентация
Сегодня каждый из вас станет Оле-Лукойе. Мы будем учиться составлять свой сон, а облака разнесут его по всему свету.
Отгадайте загадку, о ком будет наш сон:
Этот хищник косолапый
Летом ходит без дорог,
Ест малину, рыбку, мёд. (Медведь)
Несмотря на то, что это хищный зверь, ему порой нужна помощь и человеческое участие. А какая помощь нужна, мы узнаем, составив сон.
3. Работа над первой частью текста.
Слайд 3.
Прочитайте начало сна. Что заметили? Что нужно сделать, чтобы получилось начало сна? (расставить предложения в правильном порядке)
Составим начало сна в правильном порядке. Какое предложение будет первым? Прочитайте. Какое предложение будет вторым? Третьим? Прочитайте всю первую часть сна?
Как вы понимаете выражение “зверь стонал”? (Издавал протяжные звуки от боли)
Почему медвежонок стонал, когда его вытащил лесник? А почему ему было больно? Указана ли причина боли? Какое предложение можно продолжить, указав причину боли? Закончите это предложение.
А сказочник Оле-Лукойе закончил так... и угодил в сеть
Как вы понимаете смысл этого выражения? (Попал в рыболовную сеть)
Орфографическая работа над первой частью.
Слайд 4.
Посмотрите на экран, буквы зажглись огоньками. Какая орфограмма в них спряталась?
Оле-Лукойе приготовил для вас волшебные зонтики, раскройте их и запишите первую часть сна.
Какие записи понадобятся для записи первой части? Сказочник отметил вам красную строку точкой, запишите первую часть сна и подчеркните все орфограммы.
После записи, чтение детьми первой части.
Как называется часть , с которой начинается текст? (Вступление)
Слайд 5.
4. Работа над второй частью текста.
Предположите, что произойдет дальше? А Оле-Лукойе рассказывает так….
На доске:
Принёс лесник стал медвежонка больным и ухаживать за
Что заметили? Что нужно сделать, чтобы получилось продолжение сна? Для чего нужно переставить слова?
Составьте предложение из данных слов. Прочитайте его.
Орфографическая работа над второй частью.
Работа с кодовыми обозначениями орфограмм в виде игры.
Какую орфограмму показываю? В каких словах она спряталась?
Какие записи понадобятся для записи второй части? Где будем записывать вторую часть сна?
Запись второй части.
Как называется вторая часть в тексте? (Основная)
Слайд 6.
5. Работа над третьей частью текста.
Прочитайте сон с самого начала. Какой части не хватает? (Заключение)
Слайд 7.
Запишите третью часть самостоятельно. Кому трудно, воспользуйтесь карточкой-помощницей. Можно выбрать несколько предложений.
Карточка-помощница
Выбери предложение, подходящее для заключения сна (можно выбрать не одно):
- Скоро медвежонок поправился.
- Лесник увёз медведя в лес.
- Весной медведь убежал в лес.
- Там медвежонок встретил свою маму медведицу.
- Медведь остался жить у лесника.
Запись третьей части.
Как будем записывать третью часть? Запишите, проверьте и подчеркните орфограммы.
Из скольких частей состоит наш сон? Как они называются?
Слайд 7.
Что не хватает нашему сну? Что ещё осталось придумать? (Заголовок)
6. Работа над заголовком.
Придумайте самостоятельно. Оле-Лукойе предложил вот такие заголовки.
Слайд 8.
Все ли заголовки подходят к нашему сну? Какой не подходит и почему?
А теперь закройте зонтики, выберите подходящий заголовок и запишите там, где сказочник поставил красную точку.
Поднимите руку, кто придумал самостоятельно концовку. Прочитайте свой сон.
А теперь, кто воспользовался карточкой-помощницей? Прочитайте свой сон.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Мы с вами увидели сон, давайте подарим его другим детям и пусть Оле-Лукойе разнесёт его по всему свету на волшебных облаках. Раскрасьте зонтики цветными карандашами так, чтобы передать настроение от сегодняшнего урока.