Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фопель
Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда. А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!
Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада.
Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.
В конечном итоге, возникающие осложнения иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива.
Воспитатели не всегда в полной мере осознают значимость общения для детей, ведь в современном образовательном пространстве иные приоритеты, так например интеллектуальное развитие. Постоянные занятия, кружки не оставляют времени ни на сюжетно-ролевую игру, ни на совместную деятельность. А ведь именно они оказывают определяющее влияние на развитие взаимоотношений у дошкольников.
Зачастую, педагоги испытывают трудности во взаимодействии с конфликтными детьми, агрессивными, гиперактивными, порой не хватает навыков партнерского общения. Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление доброжелательных отношений между детьми, отражаются на психологическом микроклимате группы.
Мы живем в эпоху противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в тоже время они чаще жалуются на скуку. Мы все больше говорим о чувствах, но в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием, готовностью помочь окружающим.
И этому есть объяснения. Изменилась атмосфера в семьях. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми. А ведь именно семья, в которой растет ребенок: ее особенности, уклад жизни, взаимоотношения членов семьи, их взгляды, интересы и требования к детям, - оказывает большое влияние на характер общения ребенка с окружающими.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на формирование у дошкольников коммуникативных навыков. Методологическую основу данной работы составили избранные психологические труды М.И.Лисиной [5], Т.А.Репиной [9], лекции Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой[11]; идеи и разработки В.А. Петровского[13], Н.В. Клюевой, Н.Л. Кряжевой[4], М.А. Панфиловой[10], Ю.Б.Гиппенрейтер[1], Г.Мониной, Е.Лютовой[6], [7], [8], М.И Чистяковой[17], К. Фопеля[14]; программа “Тропинка к своему “Я” О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной[16]; программа “Давайте жить дружно!” С.В. Крюковой[3].
В ходе работы решались следующие задачи:
Задачи
Методы работы
- Комплекс диагностических методик, направленный на изучение общения ребенка со сверстниками, а также выявление компетентности педагогов во взаимодействии с ребенком.
- Наблюдение за детьми в естественных условиях.
- Ролевые игры.
- Психогимнастические игры.
- Коммуникативные игры.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
- Работа со сказкой. (Задания с использованием терапевтических метафор).
- Релаксационные методы.
- Эмоционально-символические методы.
- Методы проблемных ситуаций.
- Дидактические игры.
Этапы работы
1 этап. Диагностический этап позволил выявить “изолированных” и “непринятых” детей с помощью метода социометрического выбора, игры “Секрет”. Для анализа взаимоотношений в группе не всегда достаточно иметь данные о принадлежности ребенка к той или иной социометрической подгруппе. Для того, чтобы получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях в группе детей, более точно определить статус каждого члена группы была использована методика “Два дома” Р.И. Бардиной. На основе полученных данных, а также анализа аргументов детей по поводу своих выборов, составлены характеристики, определяющие реальное положение каждого ребенка среди сверстников.
Анкетирование воспитателей групп, а также метод наблюдения за детьми в естественных условиях позволили изучить уровень игровых умений и навыков, навыки культуры общения и особенности поведения в конфликтных ситуациях “непринятых” и “изолированных” детей, а также детей с низким личностным статусом.
Беседы с родителями и анкетирование выявили особенности эмоционального развития ребенка, семейной атмосферы, наличие потребности в общении, проявление эгоцентризма, конфронтации в семье, сотрудничества, семейных и внутрисемейных предпочтений.
Исходя из наблюдений и полученных данных диагностики, можно сказать, что трудности в общении вызваны:
- недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня общих знаний (в 66% случаев);
- неумением строить взаимоотношения со сверстниками, недостаточной развитостью коммуникативных навыков (в 83 % случаев);
- отсутствием умения управлять своим поведением (импульсивные дети в большинстве случаев оказываются вне игры из-за того, что невольно дезорганизуют ее, а медлительные дети, не “устраивают” сверстников, так как не могут обеспечить необходимый в игре динамизм действий);
- несформированностью потребности в общении со сверстниками (ребенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве);
- непривлекательным внешним видом.
2 этап. Систематизируя и проводя анализ имеющихся программ, способствующих развитию эмоционального мира и навыков общения, способности к эмпатии и использованию конструктивных способов решения конфликтных ситуаций, исходя из опыта практического применения этих программ, а также выявленных трудностей в общении у старших дошкольников была составлена программа “Тропинка дружбы”. В её основу легли следующие программы и разработки:
- программа “Тропинка к своему “Я”” (О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина);
- программа “Давайте жить дружно!” С.В. Крюкова;
- разработки по конфликтологии В.Я.Зедгенидзе[2];
- игры Клауса Фопеля, Н.Л. Кряжевой.
Цель программы - формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Задачи программы:
- Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему “Я” и к сверстникам.
- Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими чувствами.
- Прививать дошкольникам социальные навыки: умение выслушивать другого, согласовывать свои действия, оказывать взаимопомощь, делиться со сверстником и т.д.
- Развивать эмоциональную произвольность.
- Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, включает в себя 17 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов.
Условно программа состоит из трех этапов.
Первый этап программы направлен на сплочение группы, формирование уверенности в себе и позитивного отношения к сверстникам. Включает в себя 5 занятий.
Второй этап позволяет отработать с детьми тему “Дружба”. Данный этап включает в себя 8 занятий, предложенных О.В. Хухлаевой, И.М.Первушиной в программе “Тропинка к своему “Я”. Большую роль в развитии эмпатии, сопереживания, формировании дружеских взаимоотношений играют сказки. Поэтому в программе особое место отведено работе со сказкой.
Третий этап включает игры и упражнения на снятие конфликтности и оказание помощи в совместной деятельности. Отрабатываются навыки реагирования в конфликтных ситуациях (“Ссора”, “Примирение”), дети учатся решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения (“Сладкая проблема”, “Коврик мира”). Совместные работы: “ Рисуем всей группой”, “Буря”, “Мастер и подмастерья” способствовали развитию навыков совместной деятельности, учили детей договариваться, развивали творческое воображение, формировали навыки групповой работы, развивали умение слушать и понимать других.
Важную роль на занятиях отводится наглядности. Для этого используются сюжетные картинки, схематические изображения, маски. Придавая большое значение наглядности, детям была предложена карта тренинга “Тропинка дружбы”, которая наглядно-схематически отражала все этапы занятия и концепцию тренинга в целом. Карта стала мотивационным и систематизирующим компонентом каждого занятия, способствовала лучшему усвоению знаний и навыков, рефлексии.
Для занятий изготовлен ряд дидактических игр. Среди них: “Азбука настроения”, “Пиктограммы”, “Ситуации”, “Ролевая гимнастика”, а также авторские разработки “Лото настроения”, “Путешествие в мир эмоций” (Приложение 1).
Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа. Она строилась, исходя из причин и природы трудностей, вызывающих неблагополучие взаимоотношений. Так, помощь детям с недостаточной развитостью игровых умений и навыков осуществлялась путем систематически проводимых совместных игр-занятий.
Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы. Ведь обучение игровым навыкам еще не гарантирует, что ребенок будет принят в игру. Необходимым условием являлась также переориентация негативного отношения к нему сверстников, “активное устроение” ребенка в жизни коллектива, которое представляло, как правило, длительный процесс и требовало систематической поддержки со стороны педагога. Для достижения большей эффективности в установлении отношений таких детей со сверстниками мы объединяли их сначала с наиболее доброжелательными детьми в группе, с ярко выраженными положительными качествами.
С детьми, трудности в общении у которых вызваны отсутствием умения управлять своим поведением, импульсивностью, двигательным беспокойством индивидуальная работа должна стать предварительной к групповой.
Посредством индивидуальной работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания, преодолевать двигательное беспокойство. С этой целью можно использовать игры, предложенные Г.Д. Черепановой “Клубочек”, “Послушай тишину”, “Маленькая птичка”, И.В.Щевцовой “Разговор с руками”, “Разговор с телом”, Н.Л.Кряжевой, Г.Мониной, Е.Лютовой, психогимнастику Чистяковой М.И.
3 этап. Огромное значение для установления положительных взаимоотношений имеет организация благоприятного климата в группе, атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости, а также построение педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Одной из наиболее значимых задач в профессиональной деятельности психолога является повышение компетентности воспитателей в развивающем общении с детьми. Обучение воспитателей партнерскому общению в тренинговых группах с использованием активных социально-психологических методов таких как: анализ педагогических ситуаций, работа со сказкой, мозговой штурм, блиц-опрос, проективные тесты, тренинговые упражнения - наиболее целесообразно. Разработанный цикл занятий для воспитателей “Учимся общаться с ребенком” (Приложение 2) проводится с целью - помочь педагогам преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребенку, вооружить их навыками партнерского, личностно-ориентированного общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Среди подобранных тем, особую значимость мы придаём рассмотрению специфики работы с детьми, имеющими эмоционально- волевые отклонения, ведь именно категория этих детей зачастую попадает в разряд “отвергнутых” и “непринятых”.
Продолжая данную тему, необходимо сказать о важности проведения психологической работы с семьей. Предложенный родителям материал содержал различные игры, упражнения и советы для тех родителей, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении: застенчивость, агрессивность, замкнутость и конфликтность.
При встречах с родителями, мы старались в непринужденной форме помочь им увидеть себя со стороны, глазами ребенка, используя при этом результаты проективных тестов “Рисунок семьи”, социометрической пробы “День рождения”. Были предложены циклы печатных консультаций для родителей:
- “Как я расту. Советы психолога родителям” [12].
- “Уроки общения с ребенком”.
А также, отдельные консультации с использованием материалов Н.Л. Кряжевой об особенностях эмоционального мира дошкольников, влиянии родительских установок на развитие детей.
Эффективной формой работы с родителями являются - фотоотчеты с тренинга. При помощи воспитателей эти фотовыставки сопровождаются стихами и приобретают замечательное оформление. При этом и воспитатели, и дети получают огромное удовлетворение, а родители проникаются доброжелательностью и отзывчивостью.
Много полезной информации для родителей, которые только еще приходят устраивать ребенка в наш детский сад, содержит оформленный стенд “Азбука для родителей”.
Разработанная система мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада, формирование коммуникативных навыков показала положительный результат.
Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать:
- рост уровня благополучия взаимоотношений;
- увеличение коэффициента взаимности;
- снижение индекса изолированности.
Изменился характер взаимоотношений ранее неавторитетных детей со сверстниками. Наблюдается повышение активности в установлении контактов со сверстниками, дети стали более доброжелательными, приветливыми, почувствовали себя более уверенными. В конце года большинство неавторитетных детей получили выборы, некоторые из них по несколько выборов, в том числе и взаимных. Среди “изолированных” остается категория детей, редко посещающих детский сад. В большинстве случаев - это дети, часто болеющие и гиперопекаемые, дети с кратковременным пребыванием.
Несмотря на это, проведенная работа способствовала уменьшению количества отверженных детей. В целом, воспитатели отмечают, что отношения между детьми стали более дружными, прочными, стабильными и взаимными.
В играх, вне занятий дети чаще стали оказывать помощь друг другу, проявлять умение сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо. 2004.
2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М., 2005.
3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2007.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
6. Лютова Е. К. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб.: Речь. 2006.
7. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь. 2000.
8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.: Речь. 1999.
9. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ Под ред.Т.А. Репиной.М, 1978.
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
11. Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Владос., 2005
12. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. М, 1996.
13. Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В.А. Петровский, А.М, Виноградова, Л.М. Кларина. М., 1993.
14. Фопель К. С головы до пят. М, 2005.
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.
16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М, 2004
17. Чистякова М. И. Психогимнастика. 1990.