Урок «Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Разделы: Биология


Цель урока: усвоение учащимися знаний о влиянии образа жизни на деятельность сердца, формулирование правил профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Оборудование и материалы к уроку: компьютерная презентация, технологическая карта урока  (Приложение 1)

Основные понятия урока: ишемическая болезнь сердца, ударный объём сердца, правила тренировки сердца, гиподинамия, стенокардия, гипертоническая болезнь, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, влияние вредных привычек на деятельность сердца.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждёт серьёзный разговор о здоровье главного двигателя нашего организма – сердца. По ходу урока Вы будете работать с технологической картой, поэтому Большая просьба, быть внимательными, выполняйте все инструкции, а также просьба отключить Ваши сотовые телефоны.

Итак, начнем. Тема урока “Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний”. Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?

У. Объявляются цели урока. Слайд 2. Презентация

На доске написаны термины, давайте вспомним, что они обозначают, и проведём цифровой диктант (дать инструкцию).

1. Малокровие 1. кровоизлияние в мышцу сердца, приводящее к омертвлению его участка
2. Инсульт 2. стойкое повышение артериального давления.
3. Инфаркт 3. снижение числа эритроцитов или гемоглобина в крови.
4. Гипертония 4. стойкое понижение артериального давления
5. Гипотония 5. кровоизлияние в мозг.

Теперь проведём самопроверку. Слайд 3

Ответы: 1- 3, 2- 4, 3- 1, 4- 5, 5- 2.

У. Скажите, пожалуйста, что объединяет эти термины?

Дети: Они все связаны с деятельностью ССС, и большинство из них это заболевания.

У. – Совершенно верно, и сегодня мы обсудим проблему, с которой сталкивается всё человечество ежедневно – рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Давайте познакомимся с некоторыми статистическими данными. По ходу сообщения фиксируйте некоторые цифры.

Сообщение ученика: “Бессердечная статистика” (Приложение 2)

У. Спасибо! Давайте, ещё раз обратим внимание на цифры. Слайд 4.

Неутешительные факты, не правда ли? Сегодня наша задача выяснить причины нарушений работы сердечно-сосудистой системы и определить меры профилактики заболеваний.

Одна из важнейших функций организма – движение.

При физической нагрузке обмен веществ в организме заметно возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца усиливается.

За счёт чего может усиливаться работа сердца?

Дети:

Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с печатным материалом (Приложение 3), заполните схему.

Слайд 5

Количество крови, выбрасываемое сердцем за 1 цикл, называется ударным объемом сердца.

Отличается ли размер ударного объёма сердца тренированного и нетренированного человека?

Дети: Да, конечно.

У. Попытаемся выяснить эти отличия. Работаем с печатным материалом, заполните таблицу в вашей технологической карте урока, вставляя пропущенные слова.

Тренированное сердце. Слайд 6 Нетренированное сердце. Слайд 7
Увеличение работы сердца происходит за счёт увеличения ударного объёма.

Период отдыха сердца уменьшается мало.

И сердце успевает отдохнуть.

Т.Е. оно работает экономично.

Ударный объём сердца небольшой.

Усиление кровообращения происходит за счёт возрастания частоты сердечных сокращений. При этом сердце мало отдыхает и быстро устаёт.

(Дети заполняют таблицу)

Давайте проверим.

А теперь, исходя из этих данных, давайте составим правила тренировки сердца.

1. Правильное соотношение работы и отдыха.

2. Нагрузка должна наращиваться постепенно и правильно дозироваться.

У. Ещё один вопрос: Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья?

Дети:

У. Оказывается, не всегда. Посмотрим один видеоролик и сделайте, пожалуйста, выводы.

(Смотрим социальную рекламу “Сердце”). Слайд 9

Дети должны сделать вывод о том, что употребление алкоголя приводит к ожирению и разрастанию сердечной мышцы, закупорке коронарных сосудов, а затем и к инфаркту. Слайд 10

Ещё одна причина сердечнососудистых заболеваний – гиподинамия – недостаток двигательной активности.

К чему она приводит, выясните из технологической карты: подчеркните в тексте последствия гиподинамии.

Давайте озвучим результаты. Слайд 11.

У. После второй мировой войны массово распространилось курение. Доказано, что 56% всех заболеваний, являющихся причиной смерти курильщиков – приходится на долю ССЗ.

Сообщение ученика. (Приложение 4)

Проблемы, возникающие в связи с курением: Слайд 12

1) ишемическая болезнь сердца,

2) смерть в молодом возрасте,

3) гипертоническая болезнь,

4) инфаркт миокарда,

5) перемежающаяся хромота курильщика,

6) кислородное голодание плода,

7) выкидыш, рождение мёртвого ребёнка, недоношенность, пороки сердца.

При хромоте курильщика бывают такие повреждения, что возможна ампутация конечности.

У. Частыми заболеваниями ССС являются стенокардия и гипертоническая болезнь.

Прочитайте, пожалуйста, статьи “Стенокардия” и “Гипертонический криз”. (Приложение 5). Заполните таблицу.

Заболевание Причины Симптомы Что надо делать Что нельзя делать
Стено-
кардия
Сужение коронарных артерий и ослабление кровоснабжения некоторых участков сердца Болевые приступы в центральной или левой части грудной клетки.

Распространение боли в левую руку. Чувство страха.

слабость.

 

Полный покой, удобное положение тела. Дать таблетку препарата, расширяющего сосуды сердца (валидол, нитроглицерин) Если упал, то нельзя переносить или перекладывать больного
Гиперто-
нический
криз
Резкое повышение давления Ощущение жара, кожа лица краснеет, учащается сердцебиение.

Боли в области сердца. Тяжесть и боли в области затылка, может быть тошнота и рвота

Посадить больного в кресло или положить в постель и дать препараты, снижающие давление.

На затылок и шею наложить горчичники.

Употреблять много жидкости, злоупотреблять животными жирами и пряностями. Запрещается курить и употреблять алкоголь.

Озвучиваем результаты. Слайды 13, 14

У. Итак, подведём итоги. Какие правила профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы Вы можете предложить:

1) Физические нагрузки – тренировка сердца.

2) Не курить.

3) Не злоупотреблять алкоголем.

4) Правильное питание. Слайд 15

У. А сейчас минутка знатока! Ответьте, на вопрос: Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает в течение всей жизни без остановки. В чём секрет такой работоспособности?

(Ответ: Высокая работоспособность сердца объясняется ритмичностью его работы (сердечный цикл) и обильным кровоснабжением мышцы сердца ( коронарные сосуды).

И, наконец, чтобы проверить усвоение материала проведём небольшой тест. Слайд 16, 17.

1) Стойкое повышение артериального давления:

а) гипотония; б) стенокардия; в) гипертония.

2) У кого, кроме тренированных людей, возможно появление увеличенного сердца:

а) у курильщиков; б) у алкоголиков; в) у беременных женщин.

3) Что является следствием гиподинамии:

а) уменьшение эластичности кровеносных сосудов;

б) увеличение эластичности кровеносных сосудов;

в) стойкое уменьшение артериального давления.

4) Симптомы какого заболевания перечислены: ощущение жара, покраснение кожи лица, учащение сердцебиения, тошнота:

а) инфаркт; б) гипертонический криз; в) стенокардия.

5) При каком заболевании, связанном с курением, возможна ампутация конечности:

а) ишемическая болезнь сердца;

б) инфаркт миокарда;

в) перемежающаяся хромота.

Ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в.

Проведём самопроверку. Оцените свои результаты. Слайд 18

Домашнее задание.

1) Параграф 47 (до кровотечений), ответить на вопросы в конце параграфа, для этого можно воспользоваться технологической картой урока.

2) Закончить заполнение таблицы. (Если не успели)

3) Провести дома и оформить в тетради лабораторную работу “Реакция ССС на дозированную нагрузку”. (Приложение 6)

4) Решить задачу: За одно сокращение сердце выбрасывает в сосуды взрослого в среднем до 80мл крови. Сколько крови выбрасывает сердце в сутки, за год у подростка, если частота сокращений в 1 мин у него 78, а ударный объём сердца - 38,5 см3.

(Ответ: За сутки – 4,3 т, за год – 1570 т)

У. Спасибо за урок.