Педагогический проект "Что в имени моем…"

Разделы: Работа с дошкольниками


План.

1. Вступление.

  1. Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость.
  2. Выдвижение проблемы, целей и задач проекта.

2. Основная часть.

  1. Подготовительный этап.
  2. Реализация проекта.
  3. Обобщающий этап.

3. Заключительная часть.

4. Используемая литература.

5. Приложение.

Вступление

1. Актуальность выбранной темы и ее практическая значимость.

Человек без имени не человек,
ему не хватает самого существенного.
Павел Александрович Флоренский

“Что в имени тебе моем?” - вопрошал Пушкин, и все последующие поколения отвечают на этот вопрос, раскрывая собственное понимание. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности.

“Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе.
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает...”. Гомер “0диссея”

Из различных энциклопедий и справочников, мы узнаем, что человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение.

Имя – личное название человека, даваемое при рождении (по словарю С.И. Ожегова).

  • Имя – особое слово для человека. Это его “визитная карточка” в обществе.

Имя связывает человека с семьёй.

В русском сознании сильно действие семейных уз. Родители пожизненно душой с детьми, а дети – душой с родителями. И отчество – яркое проявление этой тонкой, но прочной связи.

  • Имя - это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь.

С давних времен люди заметили, что имя влияет на судьбу человека, играет определенную роль в становлении его характера

Имена людей – это часть истории народов. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные имена. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам (Мал, Бел, Косой, Рябой), по характеру (Добрыня, Храбр, Горд, Молчу), в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников (имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк.).

А в Древней Руси до Х века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие времена зависел от желания отца и матери. Если родители хотели, чтобы их дочь была во всем победительницей, то они называли ее Викторией, что в переводе с латинского: “победа”, Александр – защитник людей, Андрей – мужественный. Родители называли своих детей в честь великих деятелей, ученых. Мы тоже попробуем отследить истоки своего имени.

Так “Что в имени моем?”. А правда, что? Такая проблема встала перед детьми старшей группы.

2. Выдвижение проблемы, целей и задач проекта.

Почему родители назвали меня так, а не иначе и что принесет в жизни мне это имя?

На мой взгляд, мое имя самое распространенное в нашей стране и оно принесет мне удачу.

Помочь детям в самосознании и самопринятии своего имени. Активизация творческого потенциала.

1. Оказать помощь ребенку в познании и принятии собственного имени

2. Выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое-то другое.

3. Выяснить, нравятся ли детям их имена. Узнать из книг сведения о значениях имен.

Основная часть

Реализация проекта проходит по трем этапам:

А) Подготовительный этап:

- выбор темы исследования;

- актуализация изучаемой темы через изучение истории своего имени;

- составление плана мероприятий (воспитатель-родитель-дети).

Работа над проектом начинается с вводной презентации воспитателя (Приложение № 1), в ходе работы с которой выясняются начальные знания воспитанников по данной теме, дети мотивируются на проведение исследований в проекте, определяется тема исследования, ставится проблема и пути ее решения.

Б) Реализация проекта

На данном этапе дети учатся искать пути решения поставленной проблемы. Перед ними ставится вопрос: Исследователи, ваша задача – получить как можно больше новых сведений о своем имени и подготовить сообщение. А как и где можно получить информацию? (Дети перечисляют методы получения информации, а помощник – вывешивает на мольберте карточки с изображением метода. При необходимости, воспитатель в конце обсуждения совместно с детьми выстраивает необходимую цепочку методов исследования: “подумать самостоятельно”, “спросить у другого человека”, “посмотреть в книге”, “посмотреть в компьютере”, “провести эксперимент, понаблюдать” (Приложение № 2)).

А как нам запомнить все то, что мы узнаем о своем имени? (Дети обсуждают и договариваются зарисовывать собираемые сведения значками, символами: ).

Загадка

Какое слово все года
Проходит жизнью испытанье,
Вас не оставит никогда
На самых разных расстояньях?
С ним мы пришли в огромный мир
И с ним останемся в эпохах.
Оно даётся нам людьми,
А проверяться будет Богом.
Оно во мне, оно в тебе,
Среди страниц Небесной Книги,
В любом краю, в любой судьбе,
И это слово - ...... /наше Имя/

В течение двух недель совместно со всеми участниками проекта изучаем выбранный объект исследования через:

  • Выясняем, какие имена встречаются у детей нашей группы;
  • Выясняем, нравятся имена, данные при рождении воспитанникам или нет;
  • посещение библиотеки и сбора информации об определении понятия “имя” и о значении своего имени (Приложение № 3);
  • чтение художественных произведений во время непосредственно образовательной деятельности и вне ее; сравнительный анализ черт характера литературного героя и участников проекта;
  • на занятиях по познавательному развитию и развитию речи знакомимся с историей и значением имён;
  • составление небольших по объему рассказов на тему “Почему меня так назвали?”;
  • рисование себя на разных этапах развития (младенчество, детство, отрочество, зрелость) и называние своим именем (Димуля, Дима, Дмитрий Петрович);
  • дома, вместе с родителями, используя интернет-ресурсы, находим стихи, пословицы, поговорки об именах; выясняем, где встречается?
  • анкетирование детей других групп для выяснения, насколько часто встречается имя (Например, Как часто встречается имя Иван? (Приложение № 4));
  • анкетирование родителей (Приложение № 5)

В) Обобщающий этап:

На данном этапе происходят:

- анализ проделанной работы, соотнесение результата с поставленной целью;

- обобщение собранных текстовых, аудио-, видео-, фотоматериалов;

- оформление с помощью взрослого презентации “Что в имени моем…”.

Совместно с родителями изготавливаем буклет под названием “О чем говорит мое имя” и созданием презентацию “Что в имени моем…”.

Заключительная часть

В процессе работы над проектом дети и их родители ближе познакомились со значением имени своего ребенка. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком.

Изучив свое имя, дети сделали вывод:

  • имя каждого ребенка - одно из самых древних имен;
  • имя каждого ребенка - одно из самых распространенных в нашей стране и в нашем детском саду.
  • что от имени человека зависит его поведение, а значит и вся его жизнь.

Данный проект помог сделать так же еще один вывод, что в современном мире выбор имени зависит:

- во-первых, от выбора имени в честь родственников;

- во-вторых, красота звучания имени с его отчеством, фамилией;

- реже выбор имени зависит от случая.

Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.

Используемая литература

  1. Энциклопедия “Что, зачем и почему” “Аванта +”. 2007 год.
  2. Энциклопедия “Всё обо всём” Москва “Астрель”. 2001 год.
  3. А.И. САВЕНКОВ “Детское исследование как метод обучения старших дошкольников” № 21/2007 газеты "Дошкольное образование" издательского дома "Первое сентября".
  4. http://www.malysham.info/berem/names/ “Значение имени для мальчиков”.
  5. http://be-by.ru/index/znachenija_imjon/0-9 “Значение имен”.
  6. “Большая книга сказок на каждый день” “Лениздат”, 2007.

Презентация

Приложение