Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в экспериментировании

Разделы: Работа с дошкольниками


В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года главной задачей образовательной политики определено обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.

В рамках реализации Федеральных государственных требований разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Детство” под редакцией Т.Б. Бабаевой, по которой работает дошкольное образовательное учреждение. В данной программе реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Это объясняется возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым значимым периодом для развития интеллектуальных способностей является раннее детство и дошкольный возраст.

Многие считают, что интеллект – это знания, которыми обладает человек. Но это определение можно назвать узким, так как интеллект – это еще и умение открывать для себя что-то новое, а затем применять полученное на практике. Развивать эту способность необходимо с рождения.

Вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Поэтому, чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.

Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование.

В этом возрасте дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этих возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Серьезные попытки отечественной педагогической науки проследить и описать механизмы детского экспериментирования в дошкольном возрасте можно обнаружить ещё в 50-е годы. Этой проблемой занимались Е.А. Флерина, Н.Н. Подъяков. В процессе наблюдения, он сделал вывод, что ребенок, экспериментируя с предметами, получает удовольствие от самого процесса деятельности.

Ещё в 70-е годы и начале 80-х годов усилия ученых по разработке моделей развивающей среды и занятий, адекватных детской потребности в экспериментировании реализовывались в различных направлениях. Одно из направлений касалось организации специального экспериментирования детей.

Экспериментирование требует от воспитателя умение грамотно планировать эту деятельность. Отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, разработать перспективный план изучения материала, составить серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход позволит постепенно знакомить детей с каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон.

Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности развивается память у ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

И так, экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального развития дошкольника.

Цель: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

Познавательные

  • Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Формировать навыки проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Для осуществления экспериментальной деятельности с детьми, необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.

  • Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей дошкольников.
  • Создание условий для детского экспериментирования.
  • Разработка конспектов игр и занятий по экспериментированию.
  • Организация с детьми совместных экспериментов в повседневной жизни.
  • Предварительная работа, побуждающая детей к экспериментальной деятельности (проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий).
  • Сбор информации об исследуемом объекте.

Построение предметно-развивающей среды для детской экспериментальной деятельности.

  • Оформление уголка экспериментирования.
  • Подбор оборудования и материалов.
  • Разработка картотеки игр и занятий экспериментов.
  • Составление перспективного плана по экспериментальной деятельности.

В группе создан уголок экспериментирования, в котором находится необходимое оборудование. Материал и оборудование распределены по разделам и расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется.

В детской лаборатории находятся:

  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма (стаканы, пластиковые бутылки, формы для изготовления льда, гибкие пластиковые трубочки, пробирки, детский шампунь и т.д.).
  • Вещества: пенящиеся, красящие, ароматические, растворимые, соломки для коктейля.
  • Бросовый и природный материал.
  • Поделки из природного материала.
  • Неструктурированные материалы (опилки, стружка, пенопласт, песок, глина, земля, полезные ископаемые) увеличительные стёкла, микроскоп, мерные ложки, сита и воронки разного материала и объёма, “ящик ощущений”, “чудесный мешочек”, зеркала.
  • Познавательный материал (книги познавательного характера для детей младшего возраста, тематические альбомы, диски со звуками природы, с мультфильмами, фигурки животных, картотека экспериментов и перспективный план экспериментальной деятельности).
  • Различные схемы, модели, которые отображают основные свойства веществ (свойства воздуха и свойства воды).
  • Сказочные персонажи, от имени которых моделируются проблемные ситуации (Капелька, Фиксики, Гномики, Незнайка).
  • Комнатные растения.
  • Календарь природы.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования соответствует среднему уровню развития ребенка. Также имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности, целиком лежит на воспитателе.

Содержание экспериментов, их тематика разрабатывается в соответствии с программой, по которой работает детский сад – программой “Детство”.

Анализ программы “Детство”, знакомство с методической литературой и опытом работы ДОУ, позволили по новому подойти к организации экспериментальной деятельности.

Перенос традиционных занятий в центры воды и песка даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.
  • Развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
  • Интенсивно развиваются все познавательные функции (память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторика.
  • Развивается предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Песок способен “заземлять” отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

В процессе экспериментирования у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Младшие дошкольники очень робко делают свои первые предположения (гипотезы), затем всё больше детей откликаются, предположения становятся смелее, т.к. дети постоянно ощущают поддержку педагога. Правильных и неправильных высказываний нет. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности. Дети сами находят и узнают истину, ведь в эксперименте участвуют они тоже сами (можно было смешать краски, бросить льдинку в воду, взбить пенный замок). Выводы даются ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Становится очевидным, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментальной деятельности в практику работы Дошкольного Учреждения.

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию его интеллектуальных способностей, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Занятие непосредственно образовательной деятельности “Познание” для детей средней группы

Тема. Капитошкины следы.

Задачи. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах). Закрепить знания о том, что вода - это жидкость, которая течёт. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы. Игровой (сюрпризные моменты), наглядный (символы), практический (опыты), словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Активизация словаря. Жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Предшествующая работа. Беседы на тему: “Где можно встретить воду?”, “Кто живёт в воде?”. Опыты “Вода – это жидкость”. Просмотр мультфильма “Капитошка”.

Интеграция с непосредственно образовательными областями: cоциализация, познание, коммуникация, здоровье.

Оборудование. Инвентарь для опытов: стаканы пустые и с водой, ложечки; баночки, в которых находится: соль, сахар, быстрорастворимое кофе, марганцовка, зелёнка, стакан молока, пиалы, тканевые салфетки на каждого ребёнка. Шампунь, пипетка, венчик. Соломинки для пускания мыльных пузырей. Символы, обозначающие свойства воды. Предметы для сюрпризного момента: бумажные “капельки”, два одинаковых ведёрка, салфетка. ТСО (мультимедиа).

Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика “Поиграем носиком” автор Е. Ю. Александрова; гимнастика для глаз автор В.Д. Дмитриенко; физминутка.

Ход. До начала занятия проводится дыхательная гимнастика “поиграем носиком” автор Е.Ю. Александрова.

Дети входят в группу. Обратить внимание детей на бумажные “капельки”, лежащие на полу.

- Дети, что это у нас происходит? Кто это у нас побывал и оставил свои следы – капельки? (Капитошка)

- Капитошка – это кто? (Капелька из дождика).

- Вы правы, конечно, это Капитошкины следы. Наследил у нас в группе, а сам опять улетел на тучку. Ребята, вы знаете, что Капитошка очень весёлый, озорной, любит делать разные сюрпризы. Вспомните, как он играл с волчонком. Я думаю, что и для нас он приготовил много сюрпризов, ведь незря он побывал у нас в группе. С чем же он нас хочет познакомить?

- Давайте соберем капельки в ведёрко, что же они будут на полу лежать.

(Дети собирают бумажные капли)

- Дети, а в ведёрке лежит салфетка. Ой, да она волшебная. Мы накроем ею ведёрко и посмотрим, что же будет?

(Дети закрывают глаза, в это время поменять ведёрко с бумажными капельками на ведёрко с водой)

- Что это ребята? (Вода)

- Значит, Капитошка нас хочет познакомить с водой.

- Ребята, так что же такое вода? (Это жидкость)

- Для чего нужна вода? (Пить, умываться, купаться, стирать, варить)

- Кому нужна вода? (Людям, животным, растениям)

- Как можно с ней играть? (Лить, переливать)

- Давайте перельём воду из ведёрка в стаканы, которые стоят на столе.

(Дети садятся на стульчики вокруг стола воспитателя)

- Ой, сколько баночек нам Капитошка оставил! В каждой баночке какое – то вещество находится. Хотите, мы с вами поиграем?

- Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей)

- Сейчас мы это проверим.

Опыт №1 “Вода бесцветная”.

(На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой)

- Какого цвета молоко? (Белого)

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

(Перед детьми вывешивается символ этого свойства)

- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

(На столе у воспитателя два стана с водой, марганцовка, зелёнка и пипетка)

- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой.

- Изменила вода свой цвет?

- А теперь добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой.

- Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять свой цвет, в зависимости от того, какое вещество в неё добавили.

- Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? Попробуйте это сделать дома.

- Ой, ребята, у нас тучка веселая появилась на экране. Сейчас из тучки пойдёт дождик. А капельки дождя – это Капитошкины друзья, такие же озорные, как и он. Они хотят с вами поиграть. Вы их ловите глазками.

(Дети встают напротив экрана)

(Проводится гимнастика для глаз “дождик” на мультимедиа)

- А сейчас, дети, мы с вами продолжим играть с водой. Садитесь за столы.

(Дети садятся за столы. Перед каждым ребёнком на тканевой салфетке стоят два стаканчика с водой, ложечка, пиалы с солью и с сахаром.)

Опыт №2 “Вода безвкусная”.

- Ребята, я вам предлагаю попробовать воду на вкус. (Вода кипячёная)

- Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

(Перед детьми вывешивается символ этого свойства)

- Давайте проведём с вами небольшой опыт.

- Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе в маленькой пиале. (Ссоль) (Продемонстрировать)

- Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Солёная)

- Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Соль)

- А сейчас положите в другой стаканчик с водой вещество, которое находится в большой пиале (сахар).

- Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (сладкая)

- Как вы думаете, что вы добавили в воду? (сахар)

- Значит, вода может менять свой вкус?

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

(Дети встают в круг)

(Проводится физминутка “дождик”)

- Дождик – это капельки воды, которые можно увидеть и потрогать. А ещё дождик издаёт звуки, которые можно услышать. Мы сейчас поиграем в дождик. Вы станете капельками. Мы покажем как дождик усиливается, а затем стихает. (Хлопанье в ладоши, по бёдрам, об пол. Сначала тихо, затем громче, а в конце игры тихо)

(В это время на столы детям ставятся стаканы с чистой водой и розеточки с растворимым кофе)

Опыт №3 “Вода не имеет запаха”.

- Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(Перед детьми вывешивается символ этого свойства)

- Дети, мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы детей)

- Давайте проверим.

- А сейчас положите в стаканчик с водой вещество, которое в пиале. (Кофе)

- Размешайте, а теперь понюхайте воду. Появился запах у воды?

- Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Кофе)

Вывод: значит, вода может иметь запах того вещества, которое в неё добавили.

- Ребята, обратите внимание на эти схемы, которые мы поместили на доску. Вот теперь мы с вами поняли, что хотел Капитошка нам сказать о воде.

- Глядя на эти схемы можно сказать, что вода бесцветная, безвкусная и не имеет запаха.

- А вы знаете, ребята, что воду нужно беречь, и когда моете руки, нужно сразу закрывать кран?

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить очищенную воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

- А сейчас, ребята, я вам покажу, как можно играть с водой.

(Дети подходят к столу воспитателя)

- У меня на столе стоит тарелка с водой и бутылочка с шампунем. Давайте посмотрим, что произойдёт с водой, если в неё добавить шампунь?

(Влить шампунь в воду, размешать)

- Капитошка нам приготовил колечки. Кто знает, для чего они? (Пускать мыльные пузыри).

(Дети пускают мыльные пузыри)

Символы

Список литературы

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64 с.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128 с.

15. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

16. Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.