Урок по творческой биографии и лирике Б.Л. Пастернака. Тема: «Концепция мира и человека в лирике Б.Л. Пастернака»

Разделы: Литература


Цели:

1) познакомить уч-ся с основными событиями жизни поэта, повлиявшими на его мировоззрение и особенности творчества;

2) комментируя и анализируя звучащие на уроке стихотворения, обратить внимание уч-ся на своеобразие лирики Б. Пастернака, на его концепцию мира и человека в поэзии.

Этапы урока

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

2. Творческая биография писателя в виде инсценировки - звучат отрывки из воспоминаний.

3. Анализ стихов (проверка группового домашнего задания).

2 этап урока. Творческая биография писателя в виде инсценировки “Нить судьбы”

Задание перед инсценировкой - составить план сообщения о творческой биографии (можно проверить на уроке или собрать для проверки после урока).

Учитель.

10 февраля (29 января) 1890 года в Москве в семье известного художника Л.О.Пастернака и пианистки Р.И.Кауфман родился сын Борис.

1-й чтец.

Жозефина Леонидовна Пастернак.

Отец работал много и одухотворённо. Образ мамы у детей (нас было четверо сестёр и братьев) остался в памяти как образ двух людей: на людях - сдержанная, отдавшая свою жизнь мужу и детям, в музыке она была на какой-то недосягаемой высоте. Она замечательно играла...

Я могу без лишней скромности сказать: лучшие художники и музыканты бывали в нашем доме. Я как сейчас помню сидящих отца и Скрябина. Я помню немало писателей, помню Врубеля. Очень мои родители дружили с семьей Серовых. Папа дружил с Репиным, с Шишкиным, Коровиным, Шаляпиным - всех не перечислишь.

2-й чтец.

Борис Пастернак.

... музыка была для меня культом... Жизнь вне музыки я себе не представлял... Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина.

У меня не было абсолютного слуха.

Учитель.

И хотя даже великий Скрябин уверял Бориса, что отсутствие абсолютного слуха не препятствие к музыкальной деятельности, юноша решил выбрать другую стезю.

Но путь к поэзии шел через еще одно страстное увлечение - философию. Пастернак поступает на историко-философский факультет Московского университета. С целью совершенствования в науке он едет в 1912 году в Германию, где в течение семестра занимается в Марбургском университете. Столь же внезапно пришло решение оставить философию.

Сильнее всего оказалось давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни, а в поэзии будут и музыка, и философия.

В 1914 году вышла первая книга стихов “Близнец в тучах ”, которую сам поэт назвал “незрелой книжкой ”, также весьма резко он будет отзываться и о второй книге стихотворений “Поверх барьеров ” (1917 г.) И только третья - “Сестра моя - жизнь ” (192-1923 гг.) - получит внутреннее одобрение Пастернака. В 1923 г. выйдет сборник “Темы и вариации”.

К этому времени глобальные изменения произойдут в его судьбе и судьбе всей страны: первая мировая война, революция, гражданская война...

1-й чтец.

Жозефина Леонидовна Пастернак.

В 20-е годы наша семья разделилась: родители, я и Лида уехали за границу - мама была больна, требовалось хорошее лечение.

Уезжали по личному разрешению Луначарского, отец никогда не отказывался от советского гражданства, мечтал вернуться, но уже не пришлось

Борис никогда не думал жить за рубежом. У него всегда и во всем было русское начало.

2-й чтец.

Борис Пастернак.

Наступили двадцатые годы с их фальшью для многих и перерождением живых душевных самобытностей в механические навыки.

Именно в те годы сложилась ...чудовищная “советская” поэзия.

Часто жизнь рядом со мной была революционирующе, возмущающе мрачна и несправедлива...

1-й чтец.

Жозефина Пастернак.

...он терпеть не мог вмешательства, кого-то обижать... Собственное отношение Пастернака - сочувствие до степени физической боли, полное сопереживание.

Учитель.

Искренность и сочувствие тем, кого обижают, кого называют даже врагами народа... Как можно было существовать в атмосфере сталинского ГУЛага в 30, 40, 50-е годы, если твои главные качества характера и поэзии именно эти?

Пастернаку не дают печатать своих произведений, не дают работы - он живет переводами и случайными статьями. И создает стихи. 1932 г. - сборник “Второе рождение”, 1943 г. - сборник “На ранних поездах”.

В 40-х годах у Б.Л.Пастернака рождается замысел романа “Доктор Живаго”.

2-й чтец.

Борис Пастернак. 1946 г.

Я уже стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности откладывать свободного выражения настоящих свои мыслей.

Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности.

Учитель.

В английской газете он прочтет “Пастернак мужественно молчит” и вспыхнет: "Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я молчу. Потому что меня не печатают".

3-й чтец.

Анна Ахматова.

Началось. Вызовы в ЦН, письма писателей с идеологическими обвинениями. Требования забрать рукопись у итальянцев.

Ноябрь 1957 года. Роман вышел в Италии. Через два года он был переведен на 24 языка! Борис был счастлив, мы - ждали взрыва.

Учитель.

23 октября Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года. Б.Л. посылает секретарю академии телеграмму: “Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен. Смущен”.

4-й чтец. 5-й чтец, сменяя друг друга.

Из документов 25- 30 октября 1958 года

“Литературная газета”

От Пастернака требовали отречения, угрожая разрывами с родиной. 31 октября он пишет Хрущеву об отказе от премии.

6-й чтец.

Стихотворение “Нобелевская премия”

2-й чтец.

Борис Пастернак. Из “Охранной грамоты”.

Меняются привычки, носятся с новыми планами, не нахвалятся подъемом духа, и вдруг - конец, иногда насильственный, чаще естественный, но и тогда, по желанью защищаться, очень похожий на самоубийство.

7 чтец.

Стихотворение “Гамлет”.

Учитель.

30 мая 1960 года Бориса Леонидовича Пастернака не стало. Перед этим трагическим событием, в 1959 г., в Париже вышла его последняя книга стихов “Когда разгуляется”.

Примерная запись в тетрадях учеников после этого этапа урока.

  1. Детство и отрочество поэта. Влияние семьи на духовное развитие ребенка. (10 февраля 1890 г.- начало двадцатого века)
  2. Поиски пути. Увлечение музыкой, философией. Первая книга стихов “Близнец в тучах” (1914 г.).
  3. В годы великих потрясений разлука с семьей. Книги стихов “Поверх барьеров” (1917 г.), “Сестра моя - жизнь” (1922-1923 гг.), “Темы и вариации” (1923 г.).
  4. В атмосфере сталинского ГУЛага. Работа над стихотворениями, книгами “Второе рождение” (1932 г.), “На ранних поездах” (1943 г.) переводами, статьями, романом “Доктор Живаго”.(40-е , 50-е гг.)
  5. Нобелевская премия. Травля писателя.(1958 г.). Книга стихов “Когда разгуляется” (1959 г.). Смерть Пастернака (30 мая 1960 г.).

3 этап урока. Анализ стихов

Проверка домашнего задания - анализ раннего стихотворения "Февраль.

Учащиеся строят ответ по плану.

Какие образы использует поэт в этом стихотворении?

Какие краски? Звуки?

Какие еще средства художественной выразительности использует поэт?

Каковы особенности синтаксиса, ритмики, рифмы?

О чем это стихотворение?

Комментарий для учителя.

В стихотворении образный предметный ряд: чернила, слякоть, пролетка, шесть гривен, колёса, грачи, лужи, ветер. Краски: “чёрного” (“весною чёрную горит”), обугленные груши, проталины чернеют. Но чёрные краски не мрачные, наоборот, они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.

Звуки: благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня. Звуки создаёт и звукопись: пролётка — ливень - слёзы; колёса, клик, благовест, слякоть и т.д. С другой стороны : “сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей”. Мир представлен звучащим на многие лады: здесь и плавность и шуршание, и грохот. Это музыка приближающейся весны.

Отметим особенности синтаксиса. Стихотворение начинается с назывного предложения: оно создаёт ощущение скорой весны, ведь февраль - последний месяц зимы. Стихотворение наполнено глаголами в неопределённой форме, но они употребляются в значении повелительного наклонения, обращённого к самому лирическому герою - отсюда ощущения необходимости действия, невозможности не осуществить его.

Третья строфа - придаточное предложение, однородное тому, что есть во второй строфе - отсюда нарастание эмоциональной напряжённости. Нарастание чувства усиливает и приём нарушения фразеологизма “плакать навзрыд”, превращенного в словосочетание “писать навзрыд”.

Так открываются внутренний и внешний планы стихотворения. Внешний - это образ приближающейся весны. Внутренний - процесс пробуждения поэзии.

Итак, в стихотворении создан образ горящей весны, преображающий мир. Чувства, ощущения лирического героя усиливаются, он обретает способность “слагать стихи” под воздействием потока обрушившейся на него жизни. Природа и поэзия уравнены: поэзию творит поэт, включённый в мир живой природы. Конкретные образы наполнены метафорическим смыслом.

Затем учитель предлагает ответить на вопрос - какое из стихотворения для чтения дома созвучно со стихотворением “Февраль...”.

Учащиеся читают стихотворение “Определение поэзии”.

Анализ стихотворений предложенных на уроке.

Класс разбивается на группы, работающие над определённой темой. Затем каждая группа читает выразительно своё стихотворение и комментирует его.

1. “Любимая - жуть!”

Стихотворение взято из сборника “Сестра моя - жизнь”.

Первое слово стихотворения - “любимая”, обычно тянет цепочку ассоциаций “единственная”, “дорогая” и т.д. У Пастернака далее - “жуть”. Это слово помогает поэту передать состояние особого душевного восторга: сам не думал, что так может быть - аж дух захватывает!

В первых и вторых строках возникает параллель: поэт - бог. Здесь же эпитет “неприкаянный” - беспокойный, смятенный. Почему? В мире - хаос, нет порядка, гармонии. А тот порядок, который существует, - это порядок “сытых” обывателей, которые “свадьбы справляют”, “спаивают, просыпаются”, он не устраивает поэта, он приземляет, опошляет “жизнь, как жемчужную шутку Ватто”. И поэт творит новый мир. новую гармонию, он бог:

И таяние Андов вольёт в поцелуй,
И утро в степи...

Любовь, по Пастернаку, - могучая стихия, вносящая хаос в душу человека, но заставляющая его стать богом, творцом своей вселенной