Цели и задачи: сформировать представления учащихся о возрождении Руси, закрепить знания о героических событиях, происходящих на Руси, дать представление о военном деле, развивать речь, умение работать с картой, воспитывать интерес к истории своей страны.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же в руки ручки
И начинаем наш урок.
- Вспомните тему предыдущего урока. Почему XIII век назван трудным временем в истории Руси?
- Откуда и кто напал на Русь?
- Какой первый город оказался на пути Батыя? Как его защищали жители?
- Какие города постигла та же участь?
- Жители какого города оказали ожесточенное сопротивление? Как татары прозвали этот город?
- Какое государство образовалось? Покажите границы его на карте.
- Какая угроза исходила на северо-западных рубежах Руси?
- Кто выступил на защиту Руси? Расскажите, почему его так прозвали?
- Кокое событие осталось в истории как Ледовое побоище? Расскажите о нем. (Отметки за работу)
2. Актуализация.
Читаем тему нашего сегодняшнего урока. Сделайте предположение, о чем мы будем говорить? Посмотрите на карту. Какие города были наиболее удалены от Золотой Орды? О чем это может говорить?
Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили людей. Они возвращались на родные пепелища, налаживали жизнь заново. Природа давала все необходимое: леса, богатые дичью, земли, удобные для обработки. Люди возрождали прежние ремесла. Какие?
На доске: гончары, сапожники, плотники, камнерезы, кузнецы.
Как вы понимаете, чем занимались люди?
Русь начинала медленно собираться с силами. Появились новые мастера, изготавливающие оружие. Какое оружие они производили?
На доске: бронники, щитники, лучники, кольчужники.
Почему именно эти ремесла стали популярны?
Возрождалась и духовная культура. Какая в стране была религия? Когда и благодаря кому было принято христианство?
Около города Радонежа в середине XIV века возник Троицкий монастырь. Основал его Сергий, родом из ростовских бояр. Память о нем сохранилась в веках. В его честь монастырь получил название Троице-Сергиева лавра. А город Сергиев Посад. Послушаем сообщения ребят.
1 ученик:
Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломей. Однажды пропали кони, мальчик пошел их искать, да сам чуть не заблудился. И вдруг увидел старца – монаха. Указал ему монах путь и благословил. Всю жизнь помнил мальчик таинственного старца, а когда вырос, и сам решил стать монахом, посвятить свою жизнь Богу. Ему дали новое имя Сергий.
2 ученик:
Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду многих. Много сделал для победы и прославления Руси. Он благословил князя Дмитрия Донского на битву у Куликова поля, которая вселила в народ веру, что зависимость от монголо – татар не будет вечной. Он стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь на и недостатки людей.
- Ребята, подробнее об этом человеке вы можете прочитать в повести Л Чарской “Один за всех”, она есть в нашей классной библиотеке.
Физкультминутка
Но были и князья, возрождавшие Русь. Особенно стало процветать Московское княжество Правил там Иван Данилович, прозвали его Калита. Что вы хотели бы узнать, услышав прозвище?
3 ученик:
Калита – на Руси называли кожаную сумку с деньгами. Его окрестили так по двум причинам. Во – первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало серебра и золота. Во-вторых, он постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи нищим. Он приходился внуком А. Невскому.
Стр. 67. Читаем, как Москва выглядела при Иване Калите?
Как стали называть крепость? Какими стенами обнесли?
Что было на месте Красной площади? Как называли дороги, ведущие к Кремлю?
Что получили в наследство от Ивана московские князья?
Чем являлась для них шапка Мономаха?
4 ученик:
Шапка имеет восточное происхождение, изготовлена в XIV веке. Это золотая остроконечная шапка, сверху увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой. Так было до конца XVII века, а в 1724 году ее заменили императорской короной. В истории же она осталась символом царской власти. Сейчас она находится в Оружейной палате Московского Кремля.
3. Самостоятельная работа.
Работа проводится в тетради на печатной основе.
4. Рефлексия.
- Что происходило с Русью после нападения захватчиков?
- Какие ремесла возродились?
- Какой монастырь возник? Кто его основал?
- Кто правил в Москве? Какие изменения происходили? Оцените работу