Обобщающий урок по теме «Металлы». 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель и задачи:

  • закрепить знания о свойствах металлов, способах получения, их нахождении в природе, основных областях применения;
  • акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, литературы, истории;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
  • мотивировать школьников к самостоятельному изучению учебного материала, корректируя их действия;
  • обозначить практическую направленность изучения курса химии.

Класс поделён на три группы: группа 1 - AL, группа 2 - Fe, группа 3 - щелочные, щелочноземельные металлы (Щ, Щ/З).

Оборудование и реактивы.

На столах учащихся:

Группа AL: тигельные щипцы, алюминиевая фольга, железный гвоздь, горючее, периодическая таблица и таблица растворимости, растворы хлорида алюминия, едкого натра, пластина

Группа Fe: смесь опилок AL и Fe, магнит, железная скрепка, растворы сульфата меди II, соляной кислоты.

Группа Щ, Щ/З металлов: стаканы с одинаковым объёмом гранул цинка и алюминия, оксид кальция, вода, раствор соляной кислоты, пластина

На демонстрационном столе: коллекция металлов, спиртовка, чашка Петри, вода, натрий, фенолфталеин.

Формы и методы обучения: системно-деятельностный, демонстрационный, частично-поисковый, эксперимент, беседа, ИКТ.

Ход урока

Ребята, мы с вами прошли ёмкую тему “Металлы”. Рассмотрели общие свойства металлов и подробно изучили наиболее значимые в нашей жизни металлы: щелочные, щелочноземельные, алюминий, железо. Цель сегодняшнего урока: закрепление знаний о свойствах металлов, способах получения, их нахождении в природе, основных областях применения.

Для проведения урока мы поделимся на 3 группы , первая группа продемонстрирует свои знания по группе щелочных и щелочноземельных металлов, вторая по алюминию и третья по железу.

Начнём с небольшой разминки, чтоб снять ваше напряжение и настроить на работу. Ответте на следующие вопросы, заработав при этом баллы для своей группы.

  • Алхимики считали, что на небе 7 светил и каждое из них имеет своего посланца: “Семь металлов создал свет по числу семи планет…”. Назовите эту семерку. За каждую пару металлов балл.
  • Какой металл загорается в холодной воде?
  • Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет?
  • Какой металл плавится от тепла человеческой руки?
  • Если бы существовал приз “за активность”, то атомы какого металла его бы получили?
  • Какой из металлов в глубокой древности называли “небесной медью” и почему?
  • Какое молоко не пьют?
  • От соединений какого металла зависит красный цвет крови
  • От соединений какого металла зависит зеленая окраска растений?
  • Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом?
  • Самый тяжёлый металл
  • Самый тугоплавкий металл
  • Самый лёгкий металл

Задание 1

Дать характеристику своей группы металлов как химическим элементам по следующему плану.

- Положение в ПС, тип элементов (s, p, d).

- Степень окисления в соединениях.

- Типичные или нетипичные металлы.

- Формулы и характер образуемых оксидов и гидроксидов.

- Активность в химических реакциях.

Дать характеристику своей группы металлов как простым веществам по следующему плану

- Охарактеризовать физические свойства металлов своей группы.

- В виде каких соединений встречаются в природе.

- Назвать способ получения (озвучить уравнения реакций).

- Перечислить основные области применения.

Во время ответа учащихся демонстрируются через проектор слайды по теме: “Физические свойства металлов”.

Неплохо знаете теоретический материал, теперь примените знания на практике, выполнив следующие задания.

Задание 2

Группа AL.

Соблюдая правила техники безопасности, проводите эксперимент: нагрейте гвоздь и алюминиевую фольгу.

Вопрос: “Почему фольга меняет форму, а гвоздь нет?”.

Группа Fe.

Используя различия в свойствах металлов, очистите медные опилки от примесей железных опилок. Поясните ответ.

Группа Щ, Щ/З

1. Назовите главную отличительную особенность Щ, Щ/З металлов (демонстрация растворения натрия в воде учителем). Напишите уравнение реакции.

2. В двух стаканах находятся гранулы Zn , AL. Используя различия в физических свойствах этих металлов, определите где какой металл.

Ждём ваших ответов

Задание 3

Прокомментируйте химические свойства металлов (устно).

(На слайдах показаны схемы общих свойств металлов)

А) взаимодействие с простыми веществами;

  • Ме + H2 = МеHn
  • Ме + S =МеnSm
  • Ме + Г2 = МеГn
  • Ме +O2 =МеnOm

Б) взаимодействие со сложными веществами;

  • Ме +H2O = Ме(OH)n +H2^
  • Ме +H2O = МеnOm + H2^
  • Ме + к-та = соль + H2^ (иск. конц. H2SO4,HNO3, )
  • Ме + соль = соль1 + Ме1 (иск. щелочные и щелочноземельные Ме)

Выполните следующее задание.

Закончите уравнения возможных реакций (письменно):

Группа Щ, Щ/З

Ca + O2 = K + H2O = Na + H2 = Вa + Cl2 =

Группа AL

Al+ S= Al + ZnCl2(р) = Al + H2O = Al + HCl =

Группа Fe

Fe + Cl2 = Fe + HCl = Fe + H2SO4 (р) = Fe + H2O =

(Проверяем правильность написания уравнений, используя документ камеру)

Задание 4

Используя имеющиеся реактивы, экспериментально осуществите следующие превращения:

Группа AL

- Получите гидроксид алюминия, докажите его амфотерность.

Группа Fe

- получите медное покрытие на железной скрепке,

- получите хлорид железа (II) из железа.

Группа Щ, Щ/З

- проведите реакцию гашения “негашёной извести”,

- растворите гироксид кальция в соляной кислоте.

Напишите уравнения реакций. Реакции ионного обмена запишите в ионном виде.

(Проверяем написанные уравнения под документ камерой.)

Задание 5

“Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может”. М.В. Ломоносов.

Как вы понимаете эту фразу?

Да, применение металлов очень многообразно. Подтвердите слова М.В. Ломоносова подготовленными вами сообщениями.

Заслушиваем сообщения учащихся из разных групп:

- История знакомства человека с металлами.

- Металл в быту человека вчера и сегодня. (Презентация учащихся)

- Биологическая роль металлов.

- Металлы в художественном творчестве. (Презентация учащихся)

- Металлы в произведениях писателей, поэтов:

А) загадки про металлы,

Б) перевёртыши, пословицы, поговорки, стихи о металлах.

Подводим итог урока. Оцениваем работу учащихся, предлагаем домашнее задание.