Изменение имен прилагательных по числам

Разделы: Начальная школа


Основные задачи:

1) закрепить умение находить имена прилагательные в речи;

2) определить особенности согласования имен существительных и прилагательных в числе;

3) наблюдать за изменением имен прилагательных по числам;

4) повторить изученные ранее орфограммы;

5) формировать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие (я начинаю читать, дети хором читают словосочетания).

Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка-земля,
Здравствуйте, мои друзья.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите свое хорошее настроение. И с этим настроением мы начнем наш урок.

Использую документ-камеру.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.

(Стихотворение читает ученик).

- Догадались, о каком времени года говорит автор? (О весне)

- Назовите первый звук в слове “весна”? ([в])

- Дайте ему характеристику. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой “вэ”)

II. Чистописание.

- Давайте вспомним, как правильно писать эту букву. (Упражнение из “Азбуки”, 1 класс). Пропишите сначала в воздухе.

Дети смотрят, повторяют движения.

- Пропишите, чередуя буквы, одну строчку.

Вв

III. Орфографическая минутка.

На доске записаны слова.

- Перед вами слова.Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы.

(Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму, устно подбирают проверочные слова).

Весна

теплый

ландыш

трава

ветерок

птицы

- Обратите внимание на получившийся ряд слов.

- Назовите “лишнее” слово. (Тёплый). Почему? (После ответа слово удаляю).

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные). Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).

- Определите число имен существительных.

(Ученики называют и дописывают).

Весна – ед.ч.

Ландыш – ед.ч.

Трава – ед.ч.

Ветерок – ед.ч.

Птицы – мн.ч.

- Могли бы мы разбить эти существительные на группы? На какие? (Ответы детей)

- Что мы еще знаем об имени существительном?

Введение в тему урока.

IV. Постановка проблемной ситуации.

- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали “лишним”: слово тёплый.

- Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи)

- Какой частью речи является слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

- Что мы уже знаем о прилагательном? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросыкакой? какая? какое? какие? украшает нашу речь).

- Во вторник мы с вами читали про Незнайку. Посмотрите, как он написал предложение.

Дует теплые ветерок.

(Использую документ-камеру)

- Прочитайте, пожалуйста. Что здесь не так? (Ответы детей)

- Что вас удивило? Что не умел определять у прилагательных Незнайка?

- А как должно быть на самом деле?

- Какие знания применили?

- Какая будет тема урока?

Постановка темы урока.

- Мы сегодня будем упражняться в изменении имен прилагательных по числам, чтобы не ошибаться, как Незнайка.

Вместе с учителем дети определяют число имен существительных, ставят от них вопросы к именам прилагательным, исправляют ошибки.

Записывают предложения в тетрадь, называют и подчеркивают части речи, выделяют окончание.

- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку “Скромные просители”.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Ученики делают вывод: что число прилагательных и существительных совпадает. Для этого сначала определяем число имени существительного, а затем выясняем, на признак скольких предметов указывает имя прилагательное.

Физкультминутка.

V. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

Связь прилагательных с существительными анализируется далее на материале упр. 141 с. 101.

Перед выполнением грамматического задания текст озаглавливается (выбор заглавия). (Весной на лугу. Весенние цветы. Дети и цветы).

- Правильно ли сделала Оля, что сорвала только один цветок?

Проводится беседа о необходимости охранять и беречь природу, можно рассказать о растениях, занесенных в Красную книгу, показатьслайд “Цветы луга, занесенные в Красную книгу”.

После работы с содержанием рассказа предлагается найти в нем имена прилагательные к выписанным после текста именам существительным. Обязательно должен быть записан и вопрос к имени прилагательному.

Ученики пишут с проговариванием, называя число и выделяя окончание у прилагательных.

- Что вы заметили? (Совпадают окончания у вопросов и прилагательных)

- На какие две группы можно разделить прилагательные?

- Так как же определить число имени прилагательного? (По числу существительного)

VI. Выполняется упражнение “Помоги паучку”. (ИКТ).

VII. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

- Со словами какой части речи прилагательные связаны чаще всего?

- В каком числе могут употребляться имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные ед.ч.?

- На какой мн.ч.?

- Почему прилагательные назвали именно так? (Прилагаются к существительному)

- Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (Согласование)

- Какая задача перед нами стояла?

- Справились вы с этой задачей?

Оцениваю работу детей.

VIII. Домашнее задание:

Р/т с.49. упр. 181 (объяснить).

- Все молодцы! Спасибо за урок!