Основные задачи:
1) закрепить умение находить имена прилагательные в речи;
2) определить особенности согласования имен существительных и прилагательных в числе;
3) наблюдать за изменением имен прилагательных по числам;
4) повторить изученные ранее орфограммы;
5) формировать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие (я начинаю читать, дети хором читают словосочетания).
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка-земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- Улыбнитесь друг другу. Подарите свое хорошее настроение. И с этим настроением мы начнем наш урок.
Использую документ-камеру.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
(Стихотворение читает ученик).
- Догадались, о каком времени года говорит автор? (О весне)
- Назовите первый звук в слове “весна”? ([в])
- Дайте ему характеристику. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой “вэ”)
II. Чистописание.
- Давайте вспомним, как правильно писать эту букву. (Упражнение из “Азбуки”, 1 класс). Пропишите сначала в воздухе.
Дети смотрят, повторяют движения.
- Пропишите, чередуя буквы, одну строчку.
Вв
III. Орфографическая минутка.
На доске записаны слова.
- Перед вами слова.Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы.
(Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму, устно подбирают проверочные слова).
Весна
теплый
ландыш
трава
ветерок
птицы
- Обратите внимание на получившийся ряд слов.
- Назовите “лишнее” слово. (Тёплый). Почему? (После ответа слово удаляю).
- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные). Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).
- Определите число имен существительных.
(Ученики называют и дописывают).
Весна – ед.ч.
Ландыш – ед.ч.
Трава – ед.ч.
Ветерок – ед.ч.
Птицы – мн.ч.
- Могли бы мы разбить эти существительные на группы? На какие? (Ответы детей)
- Что мы еще знаем об имени существительном?
Введение в тему урока.
IV. Постановка проблемной ситуации.
- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали “лишним”: слово тёплый.
- Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова?
- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи)
- Какой частью речи является слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).
- Что мы уже знаем о прилагательном? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросыкакой? какая? какое? какие? украшает нашу речь).
- Во вторник мы с вами читали про Незнайку. Посмотрите, как он написал предложение.
Дует теплые ветерок.
(Использую документ-камеру)
- Прочитайте, пожалуйста. Что здесь не так? (Ответы детей)
- Что вас удивило? Что не умел определять у прилагательных Незнайка?
- А как должно быть на самом деле?
- Какие знания применили?
- Какая будет тема урока?
Постановка темы урока.
- Мы сегодня будем упражняться в изменении имен прилагательных по числам, чтобы не ошибаться, как Незнайка.
Вместе с учителем дети определяют число имен существительных, ставят от них вопросы к именам прилагательным, исправляют ошибки.
Записывают предложения в тетрадь, называют и подчеркивают части речи, выделяют окончание.
- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
- Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку “Скромные просители”.
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
- Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Ученики делают вывод: что число прилагательных и существительных совпадает. Для этого сначала определяем число имени существительного, а затем выясняем, на признак скольких предметов указывает имя прилагательное.
Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
Работа с учебником.
Связь прилагательных с существительными анализируется далее на материале упр. 141 с. 101.
Перед выполнением грамматического задания текст озаглавливается (выбор заглавия). (Весной на лугу. Весенние цветы. Дети и цветы).
- Правильно ли сделала Оля, что сорвала только один цветок?
Проводится беседа о необходимости охранять и беречь природу, можно рассказать о растениях, занесенных в Красную книгу, показатьслайд “Цветы луга, занесенные в Красную книгу”.
После работы с содержанием рассказа предлагается найти в нем имена прилагательные к выписанным после текста именам существительным. Обязательно должен быть записан и вопрос к имени прилагательному.
Ученики пишут с проговариванием, называя число и выделяя окончание у прилагательных.
- Что вы заметили? (Совпадают окончания у вопросов и прилагательных)
- На какие две группы можно разделить прилагательные?
- Так как же определить число имени прилагательного? (По числу существительного)
VI. Выполняется упражнение “Помоги паучку”. (ИКТ).
VII. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
- Со словами какой части речи прилагательные связаны чаще всего?
- В каком числе могут употребляться имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные ед.ч.?
- На какой мн.ч.?
- Почему прилагательные назвали именно так? (Прилагаются к существительному)
- Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (Согласование)
- Какая задача перед нами стояла?
- Справились вы с этой задачей?
Оцениваю работу детей.
VIII. Домашнее задание:
Р/т с.49. упр. 181 (объяснить).
- Все молодцы! Спасибо за урок!