Изобразительные техники народов мира. Путешествие в миф

Разделы: МХК и ИЗО


Данная разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка уроков с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный материал – в виде фотографий, иллюстраций, рисунков. Эскизы выполнены в графическом редакторе на сайте художественного направления Drawi.ru.

“Уичоли” - обычно фигурка; общее название предметов искусства мексиканских индейцев племени Уичоль. Теоретическая часть разработки подразделена на информативнотеоретическую и информативнопрактическую части.

Работа над созданием “уичоли” рассчитана на две четверти – один академический семестр. На мой взгляд, проведение данного комплекса занятий начинать нужно в начале учебного года. В первой части учащиеся знакомятся или продолжают знакомиться с культурным наследием коренных жителей Американского континента, его традициями и верованиями. Завершение рассчитанной практической части приходится на канун Новогодних праздников, что даёт дополнительный стимул для отстающих. Так же можно работать и с меньшими объёмами фигурок, тем самым уменьшая объем времени затраченным на изготовление одного изделия.

Работая над эскизом, а в процессе и над самим изделием учащимся предлагается создать – “тотем”. Тотем – ТОТЕМ  – животное, растение, природное явление или какой-либо другой объект, считающиеся родственными по отношению к семье или группе людей, помогающие им и охраняющие их и, соответственно, почитаемые ими.

vocabulary.ru›dictionary/881/word/totem.

Тотем предлагается выбрать близкий или противоположный по характеру данного учащегося. Обычно выбирают кроликов, черепах, броненосцев, волков, собак, змеек и т.д.

Изучение данной техники тесно переплетено со знаниями и умениями приобретённых на занятиях скульптуры, рисунка, живописи, композиции и истории искусств.

Данный вариант разработки имеет несколько упрощенный вариант изготовления фигурки от оригинальных изделий, поскольку носит больше информативный, ознакомительный характер. За основу изделия взят скульптурный пластилин, материал хорошо держащий пластическую форму и адаптированный под небольшие температурные перепады.

Поурочный план.

  1. Вводная беседа:
    Географическое положение, история и традиции народа Уичоль – 1 час.
    Знакомство с иллюстративным и наглядным материалом из фондов школы – 1 час.
  2. Работа над эскизом – 2 часа.
  3. Цветовой вариант эскиза – 2 часа.
  4. Лепка основы из скульптурного пластилина – 2 часа.
  5. Сглаживание и подчеркивание характера форм, разметка основных, симметричных элементов узора – 2 часа.
  6. Практическая часть – инкрустация бисером - 12 час.
  7. Выставка работ. Оценка изделия - 1 час.

Беседа

“Невидимо” – не значит, что его нет. Видеть можно не только глазами – но и сердцем. Так умели делать Предки и этому можно у них научиться.
Уичоли

Что мы знаем об Америке? Географическое положение. Мексика на карте Североамериканского континента. Что мы знаем о Мексике? Вспоминаем “райские уголки”, кактусы, “конец света”, пирамиды ацтеков и майя, фильм “Армагеддон”.

Вместе с привычными нам мексиканцами здесь живет и ещё один маленький, удивительный индейский народ - Уичоли, с которыми и познакомимся на занятии, а так же выполним работу в традиционной для этого народа изобразительной технике – “пейотль”.

Путешествие в миф

Уиксарика – Дети Солнца.

В 1951 году в мексиканском городе Гвадалахара состоялась выставка необычных картин, выполненных в не менее необычной технике. На простеньких фанерных дощечках были изображены загадочные сцены из жизни неведомых персонажей, напоминающих то ли людей, то ли растения, то ли духов, то ли животных. Яркие ошеломляющие цвета, странные композиции, множество мелких деталей, имеющих свой сакральный смысл. Картины были сделаны странным способом – из ниток, вдавленных в тонкий слой воска.

Авторами картин были индейцы из племени уичоли. Уичоли – малочисленная группа индейцев (по разным оценкам от 8 до 15 тысяч человек), проживающих в труднодоступных горах Сьерра-Мадре на северо-западе Мексики. Народ, который удивительным образом сохранил свою культуру, чудом оставшись в стороне от испанского завоевания Америки в 15 веке. Последующие несколько веков мало затронули уклад, верования и духовные практики уичоли – их земли оказались слишком удалены от очагов цивилизации, а приобретенное в самом начале двадцатого века право неприкосновенности земель позволяет этому небольшому народу сохранять традиции до наших дней. Сами себя уичоли называют Уиксарика – Дети Солнца.

Язык, на котором говорят уичоли, относится к древнейшей юто-ацтекской языковой семье. Своей письменности у индейцев уичоли нет. Роль письменности в сохранении и передаче сакральных знаний выполняют их мистические картины. Все, что изображается – прочитывается. Это некое действо, часть мифов. Все персонажи, среди которых Праматерь Жизни, Огненный Праотец, Старший Брат Голубой Олень (обращающийся в галлюциногенный кактус – пейот, воспетый Карлосом Кастанедой), Старший Брат Ветер, находятся в родстве и с тем, кто создал картину и со всеми другими уичоли. Это не дань традиции – они на самом деле так чувствуют, это не фантастические образы – уичоли так видят.

Европейцы, постигая секрет столь странного мышления и его визуализации, объясняли их влиянием особого растения – пейота, в котором содержится психотропное вещество мескалин. Действительно, пейот используется в ритуальных практиках. Но для уичоли пейот больше, чем растение или компонент ритуала. В нём заключен Дух Голубого Оленя – Старшего Брата – Таматци Кауюмари, который принес себя в жертву, чтобы дать жизнь пейоту. Когда вкушаешь пейот, происходит приобщение – общение с богами – через Старшего Брата, через дух, через пейот. Привычные границы мира раздвигаются и становится видно то, что в обычной жизни невидимо. Но “невидимо” – не значит, что его нет. Видеть можно не только глазами – но и сердцем. Так умели делать Предки и этому можно у них научиться.

Уичоль (пейотль)

Работы уичолей отражают их религиозные верования. Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились еще задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена. - это индейский народ проживающий в Западной и Центральной Мексике. Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; черный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла.

Стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.

Изначально фигурки, конечно, не были просто объектами искусства. Они использовались, как приношения, или скорее - средства передачи посланий богам и духам предков. Чаще всего использовались символы игуаны, кролика, морской черепахи.
Шаман общался с богами испивая напиток, выжатый из кактуса пейот во время ритуала  ахи (вызывание дождя). Именно отсюда и взяло название бисерной техники "пейотль" – “мозаичное”.

Индейцы почитают пейот как божество и часто используют при различных обрядах. После того как шаман выходил из транса (общения) он тут же приступал к созданию картины, фигурки и тд. таким образом он передавал слова Богов. А попросту он переносил картинки, которые являются ни чем иным как галлюцинациями после принятия напитка. Взгляните на способ выкладывания бисером фигурок - он мозаичный.

Сегодня индейцы создают работы в основном на продажу, для туристов, но до сих пор вкладывают в них сакральный смысл. Женщины работают тут же возле своего товара.

К сожалению работы уходят все дальше от традиций и становясь объектами искусства и товаром, все меньше передают религиозный смысл. На сегодняшний день продажа таких работ является практически единственным способом выживания племени. Примерно, десять - четырнадцать тысяч индейцев Уичоль (Huichol) проживают в Сьерра-Мадрэ на Севере Центральной Мексики.

Религия и волшебство проникают во все сферы жизни и искусства Уичоль. Религия Уичоль не часть жизни, это - жизнь.

Их искусство - прямое продолжение их религии, и основано не на художественном оформлении, а на выражении понятий верования.

Ход работы

1 занятие – 2 часа.

1.1. Преподаватель рассказывает историю и традиции народа уичоль. Знакомство с работами (их предназначение и технологию изготовления).

Учащимся демонстрируется зрительный ряд: фотографии изделий выполненные мастерами уичоль и художников работающих по их образцам, учебные работы прошлых лет из методического фонда школы.

1.2. Учащиеся делают краткие записи по теме и выполняют в альбомах зарисовки понравившихся работ. А так же делают зарисовки и наброски собственных образцов фигурок.

Инструменты и материалы:

1) альбом; 2) простой карандаш; 3) ластик.

2 занятие – 2 часа.

2.1. В работе над эскизом фигурки учащиеся придумывают её будущий “образ – тотем”, самостоятельно выбирая из предложенных преподавателем вариантов. На уроке учащиеся придумывают и прорисовывают различные варианты “тотемов”, для того чтобы в дальнейшем выбрать наи более удачный вариант.

2.2. Определившись с выбором “тотема” учащиеся начинают работу над его эскизом на формате А4.

Инструменты и материалы:

1) альбом; 2) простой карандаш; 3) ластик.

3 занятие – 2 часа.

3.1. Учащиеся продолжают работу над эскизом “тотема” выполняя его в цвете. Запоминающейся чертой техники “пейотль” является её яркость, мозаичность, построенная на контрастах и нюансах цветовых отношений, притягивая к себе внимание.

На этом занятии учащиеся должны закрепить знания в области тона и контрастности цвета. Особое внимание уделяется последовательности наложения цвета в узоре – цветовым растяжкам. Работа ведётся как от светлого к темному, так и от темного к светлому тону.

3.2. Последующая работа строится на детальной прорисовке отдельных, важных элементов “пейотля”. Каждый учащийся самостоятельно решает, какие из этих деталей требуют большего внимания.

Инструменты и материалы:

1) альбом; 2) карандаш; 3) цветные карандаши, фломастеры или гелиевые ручки.

4 занятие – 2 часа.

4.1. Лепка основы фигурки. Лепка выполняется пластическим способом – монолитная основа лучше держит форму и менее подвержена деформации при случайных падениях, что, увы, не такая уж редкость.

4.2. Следим, чтобы на основе было как можно меньше тонких и плоских (критичных) выступающих деталей.

Инструменты и материалы:

1) эскиз; 2) скульптурный пластилин (0,5-1 кг); 3) клеёнка; 4) стеки; Приложение 3.

4.1(1)

4.1.(2)

4.2 (1)

4.2(2)

4.2(3)

4.2(4)

4.2 (5)

5 занятие – 2 часа.

5.1. Сглаживание и подчеркивание характера форм

5.2. Выбираем стеками небольшую полость в основании для уменьшения веса фигурки.

5.3. Разметка основных и симметричных элементов узора.

Инструменты и материалы:

1) эскиз; 2) стеки; 3) основа фигурки; 4) иглы.

5.1 (1)

5.1(2)

5.2 (1)

5.3(1)

5.3 (2)

5.3(3)

6 занятие – 12 часов.

6.1. Инкрустация основы фигурки. Работа на основе эскиза. Следим за симметричностью основных элементов, на которых “завязан” узор.

6.2. Нередко эскиз остаётся в стороне при отделке мелких деталей. Учащиеся в большинстве случаев самостоятельно справляются с “увязыванием” мозаики, проявляя чудеса сообразительности.

Инструменты и материалы:

1) эскиз; 2) разноцветный бисер; 3) иглы; 4) основа фигурки.

6.1 (1)

6.1(2)

6.1(3)

6.1(4)

6.2(1).

6.2(2)

6.2(3)

6.2(4)

6.2(5)

6.2(6)

6.2(7)

6.2(8)

6.2.(9)

6.2(10)

6.2(11)

7 занятие – 1 час.

Выставка работ. Оценка изделия. Завершив практические занятия, преподаватель организует просмотр выполненных работ, отмечая их достоинства и недостатки, подводит итоги. Приложение 2

Законченное изделие 1

Законченное изделие 2

Законченное изделие 3

Законченное изделие 4

Законченное изделие 5

Законченное изделие 6

Законченное изделие 7

Законченные изделия