Цели урока:
повторение и закрепление знаний по
пройденной теме;
Оборудование: мультимедийная установка; карточки с рисунками; заготовки для творческого задания.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Кто не слышал о загадочном Бермудском треугольнике. Он находиться в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида. В этом треугольнике бесследно исчезают корабли и самолёты. Приложение
(На экране высвечивается карта)
А ведь знакомый нам треугольник, так же таит в себе немало интересного и загадочного.
Объяснение нового материала.
Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство МНОГОУГОЛЬНИКОВ. Из каких частей состоит это слово?
(Учитель выслушивает ответы)
Слово “многоугольник” указывает, что у фигуры много углов. Подставим в слово “многоугольник” вместо части “много” конкретное число, например 5. Вы получите пятиугольник. Или 6. Тогда – шестиугольник.
(На экране высвечиваются многоугольники. Рисунок 2)
Заметьте, что, сколько углов, столько и сторон, поэтому эти фигуры можно было бы назвать и многосторонниками.
Самым простым многоугольником является ТРЕУГОЛЬНИК. Но простым – ещё не значит неинтересным.
Задание 1: Изобразите в тетрадях треугольник АВС и укажите основные его элементы.
(Один ученик выполняет задание на доске с комментированием)
Все большое семейство треугольников можно разделить на группы по числу равных сторон.
разносторонний треугольник – равных сторон нет;
равнобедренный треугольник – две равные стороны;
равносторонний или правильный треугольник – все стороны равны.
(На экране высвечиваются треугольники. Рисунок 3)
Треугольники можно разделить на группы в зависимости от углов.
Вопрос учителя: Какие виды углов вы знаете?
(Заслушиваются ответы.)
остроугольный треугольник – все углы острые;
прямоугольный треугольник – есть прямой угол;
тупоугольный треугольник – есть тупой угол.
(На экране высвечиваются треугольники. Рисунок 4).
Задание 2: На <Рисунок 5> найдите равнобедренные, правильные, разносторонние, остроугольные, прямоугольные, тупоугольные треугольники. Запишите их. Попадают ли какие-либо из них в две группы сразу?
(Один ученик выполняет задание на доске с комментированием)
Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры. Правильный шестиугольник, квадрат, ромб – эти фигуры плоские.
(Используя математический конструктор, показать эти фигуры, и спросить из каких треугольников они состоят).
Если же к стороне одного правильного треугольника, приставить ещё три таких треугольника, то получиться объёмная фигура – ПИРАМИДА.
Треугольная пирамида имеет ещё одно название - ТЕТРАЭДР
(Используя математический конструктор, показать эту фигуру и её развертку).
Исторические сведения.
Объемные фигуры – это “жесткие” геометрические тела, то есть их нельзя изменить, не сломав.
Лишь совсем недавно в математическом мире произошло сенсационное событие: американский геометр КОННЕЛИ построил “хитрый” многогранник, который этим свойством не обладает, а может изменять свою форму так, что каждая его грань остается неизменной. Это очень сложный многогранник. Некоторое представление о нём дает Рисунок 6.
Существует интересная геометрическая игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь на изнанку. Эта игрушка ФЛЕКСАГОН (что означает “складываться, гнуться”). Другими словами, флексагон – гнущийся многоугольник. Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет.
Творческая работа
Чтобы в этом разобраться, изготовим эту игрушку. Изготовим его развертку. Она состоит из десяти правильных треугольников, расположенных так, как показано на <Рисунок 7>.
(Каждому ученику выдается заготовка, которые они раскрашивают, как показано на <Рисунок 7> ).
Перегните полоску по сторонам треугольников и сложите, как показано на <Рисунок 6> . Оставшийся треугольник подогните вниз, склейте друг с другом две неокрашенные треугольные поверхности, и флексагон готов. Одна сторона у него зеленая, другая желтая. Превратим его в красно-желтый флексагон. Вершины слегка отгибаем вниз. Затем осторожно соединяем их, и флексагон вывернется наизнанку. Если верхние точки флексагона развести в стороны, то он будет готов к новому превращению.
(Учитель проходит и смотрит у каждого ученика его фигуру, при необходимости помогает вывернуть флексагон.)
Итог урока.
Вопросы учителя классу.
- О какой геометрической фигуре сегодня на уроке шла речь?
- Что нового вы узнали?
- Чему новому вы научились?
(Учитель заслушивает ответы.)
Задание на дом.
- Выучит виды треугольников, и уметь их изображать.
- Самостоятельно изготовить флексагон.