Цель:
- помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А.С. Пушкина, продолжить обучение анализу характера литературного персонажа, дать понятие внутреннего конфликта, показать внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского, увидеть “землю” в глубине всякой души;
/1 слайд/
- разобраться в том, как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня;
- развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы текстом; воспитывать творчество читателя.
Оборудование: сборник произведений А.С. Пушкина, портретная галерея героев; Владимир; Маша; гербы семьи Дубровских и семьи Троекуровых, слайды 15 штук, аппаратура для показа слайдов. Презентация.
Эпиграф:
В глубине всякой души есть своя земля
/Русская пословица/
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.
Учитель: Добрый день, юные любители словесности. Мы снова вместе. А с нами вновь А.С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин - праздник, и его роман “ Дубровский”. Итак, тема нашего урока “Прикосновение к душе” и эпиграф.
Задание: прочитайте эпиграф? Как вы понимаете эту русскую пословицу?
(В душе каждого человека есть что-то доброе, ценное, основа души)
И сегодня на уроке мы будем говорить о ком? (о Дубровском)
/2 слайд/
- Как вы думаете, какие цели перед нами стоят? /3 слайд/
- А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос:
- Как автор произведения понимает проблемы, актуальные и сегодня?
1. Вступительное слово учителя.
/4 слайд/
Большой знаток людской психологии Ф.М Достоевский устами своего любимого героя Алеши Карамазова так сказал о детских впечатлениях: “Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, спасен человек на всю жизнь…”.
Воспоминания детства… из чего и как складываются? Среди очень многих героев литературных произведений особое место отводится Владимиру Дубровскому – главному герою романа А.С. Пушкина. А с именем А. Пушкина русская культура связана уже более 200 лет. Все русские писатели обращались к Пушкину. Одни - боготворили, другие – пытались “сбросить с корабля современности”.
Но разговор о доме, о чести и долге, о взаимоотношениях народа и господ, начатый Пушкиным именно в “Дубровском”, продолжают очень многие писатели и их герои.
2. Выступление историка (заранее подготовленного ученика).
В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным. Он рассказал про одного “белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский” (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.
Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.
3. Выступление исследователя (заранее подготовленного ученика).
/5 слайд/
В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев.
Заглянем в “Словарь русских личных имен” и узнаем значение имен главных героев романа.
Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель;
Петр (греч.) – скала, утес, камень;
Андрей (греч.) – мужественный, храбрый;
Гавриил (др. евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.
- Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?
II. Анализ образа Владимира Дубровского.
“Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести”.
/6 слайд, 7 слайд, 8 слайд/
1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица. “Я, Владимир Дубровский…” (выступление заранее подготовленного ученика).
Я, Владимир Дубровский, сын бедного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского. С восьми лет я воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге.
Отец ничего не жалел для моего приличного содержания, и я получал из дома более, нежели должен был получать. Будучи расточительным и честолюбивым, я позволял себе роскошные прихоти, играл в карты, входил в долги, не заботясь о будущем.
Очень рано я лишился матери, отца видел мало, но очень любил.
Однажды вечером мне прислали письмо, в котором говорилось, что отец болен и просит меня приехать. Я немедленно собрался и приехал к отцу.
Через некоторое время отец умер, и тогда я решил отомстить Троекурову, который довел моего отца до преждевременной смерти. Но из-за любви к Маше Троекуровой мне пришлось отказаться от мести.
Я оказался атаманом разбойников. Но вскоре правительство приняло решительные меры. В лес, где располагался наш лагерь, было послано много солдат. Произошло сражение. Я чувствовал, что меня поймают, распустил своих людей и уехал за границу.
2. Беседа.
- Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие – в Кистеневке?
Вывод: Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского.
- С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа? (Зачитать)
Вывод: Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Не случаен именно осенний пейзаж, осень - символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние падающие листья символизируют конец жизни.
- Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу?
Вывод: Портрет матери, её письма- все это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы “враг его семейства” надругался над этим (гл.6).
- Дворянская честь. Особое отношение Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский - истинный дворянин?
- Что же заставило Владимира - родовитого дворянина - стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца).
- Каков Дубровский в роли предводителя разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками? (Нет).
- О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнали и от кого?
3. Инсценировка эпизода (гл. 9)
Анна Савишна Глобова рассказывает о генерале, который возвращает деньги, украденные ее приказчиком.
III. Анализ образа Маши Троекуровой. “Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича… есть героиня нашей повести” (гл.8)
/9 слайд/
1. Творческое задание. Монолог от 1-го лица “Я, Маша Троекурова,…” (выступление ученицы).
2. Беседа.
- Какова роль Маши Троекуровой в судьбе Владимира Дубровского?
Вывод: Маша помогла понять Владимиру, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть.
- Почему Маша после венчания отказывается от предложения Владимира?
/10 слайд, 11 слайд/
Вывод: “Я дала клятву”. Чувство долга, чести берут верх. Именно такое поведение для пушкинских героинь является характерным (Татьяна Ларина – героиня романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: “Я другому отдана./ И буду век ему верна”).
Вывод: Пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим собой – конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову - даже не столько ему, сколько многим другим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.
Внутренний конфликт – борьба между чувством и долгом – важный способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.
И автор показывает нам, что характер Владимира не остается неизменным, а развивается, у него возникают внутренние противоречия.
3. Слово исследователю.
/12 слайд/
Еще раз заглянем в “Словарь русских личных имен”.
- Что значит имя Владимир? (Владимир – владеющий миром.)
Вывод: И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя.
- Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими “сообщниками” и советует им сменить ремесло?
Вывод: Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и, конечно же, - спасение любимой девушки из ненавистного брака.
Вывод учителя: На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский не выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.
Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались интервалом в 7–10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над романом. В черновиках писателя сохранился план 3 тома: “ Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…” / 13 слайд /
Благородство, честность и великодушие Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и стой ролью, которая выпала на его долю. Автор проводит своего героя через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показывает, что отступление от Долга и Чести не приносят никогда успеха и счастья.
4. Составление синквейна о Дубровском и Маше Троекуровой (групповая работа)
Задание: Задача учащегося состоит в том, чтобы в пяти строках представить того или иного героя. Что это за строки?
- Назовите синквейн.
- 3 слова, выраженные существительным.
- 3 слова, выраженные именем прилагательным.
- 3 глагола.
- Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя.
Задание: Подбирая нужные слова, докажите, что эти слова действительно важны для представления характера данного героя.
Синквейн “Владимир Дубровский”
- Дворянин, сын, разбойник.
- Бедный, любящий, благородный.
- Мстит, страдает, любит.
- “Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше”.
Синквейн “Маша Троекурова”
- Аристократка, дочь, жена.
- Милосердная, послушная, верная.
- Читает, слушается, жертвует.
- “Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса”.
5. Проверка домашнего задания: Какими я увидел героев Пушкина, соприкоснувшись с их судьбой и выбором?
6. Возвращаемся к проблемным вопросам: /13 слайд/
Как автор произведения понимает проблемы актуальные и сегодня?
IV. Домашнее задание.
Попробуйте поразмышлять на тему: “Каким я вижу будущее Дубровского”, “Каким я вижу будущее Маши Троекуровой”. (Сочинение по выбору). В своем мини-сочинении ответить на вопрос: “Из чего состоит “земля” души Владимира Дубровского и Маши”.
V. Рефлексия.
А сейчас оцените наш урок сами.
- Если понравился – зеленый цвет.
- Не совсем понравился – оранжевый.
- Не понравился – красный.
Что понравилось (не понравилось) и почему? Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?