Интегрированный классный час «Воспитанность». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Класс: 3


Цель: создать условия для формирования человека, обладающего активной нравственной позицией, способного ценить себя и уважать других.

Задачи:

  • Создать условия для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
  • Сформировать у детей представления об основных качествах воспитанного человека.
  • Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к себе и окружающим.
  • Способствовать формированию нравственной позиции.
  • Развивать воображение, мышление и речь школьников.
  • Уточнить представление детей о конкретных нравственных качествах.
  • Развивать умение участвовать в диалоге, составлять монологическое высказывание.

Ход классного часа

1. Вводная часть.

Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим об очень интересном явлении. Прошу вас внимательно послушать и потом ответить мне, как одним словом можно назвать явление, о котором мы будем сегодня говорить.

2. Когда-то давно, когда первый человек жил в пещерах и носил шкуры, не было никаких правил и законов. Все решала сила. Если какой-то человек был сильнее других, он мог забрать одежду, посуду или пещеру, он мог забрать силой, и ему было неважно, что другой человек не хотел ему ничего отдавать. Шло время. Человек становился умнее. И он задумался о том, что нужно договориться о правилах, которые будут помогать людям жить вместе дружно, хорошо и безопасно. И появились общие правила поведения, законы и обязанности.

3. Были созданы законы поведения, за нарушение которых провинившихся наказывали.

4. Когда появились машины, были придуманы правила поведения на дороге, которые нужны для того, чтобы обезопасить и пешеходов, и водителей. Как называются такие правила? Правильно, правила дорожного движения.

5. Для того, чтобы принятие еды было полезным, красивым и безопасным, были придуманы определенные правила. Как они называются? Правильно, этикет!

6. Всего люди за всю долгую историю человечества придумали много законов и правил поведения. Все они необходимы для того, чтобы общество в целом, и каждый человек жили хорошо, помогали друг другу.

7. Маленький, только что родившийся малыш не знает и не понимает этих правил. Родители рассказывают и показывают ему, как нужно себя вести в том или ином случае. Потом тоже самое делают воспитатели в детском саду и учителя в школе. Как же можно одним словом назвать это воздействие? Правильно, воспитание. И мы сегодня с вами будем говорить о воспитании. Если ребенок или взрослый человек хорошо усвоил правила воспитания, поступает так, как положено, про него говорят, что он… Какой? Правильно, воспитанный!

8. Сегодня мы с вами не только разберем основные качества воспитанного человека, но и сможем выступить в роли учителя, который оценивает вас, ставит отметки. Сегодня отметки себе вы будете ставить сами, оценивая свою воспитанность.

9. Конечно, можно поставить себе самые высокие оценки по всем пунктам, но мне бы хотелось, чтобы вы отвечали честно, от души, ведь не так часто вы можете задуматься о своей воспитанности и оценить ее самостоятельно.

10. Перед вами лежат бланки анкеты. Давайте их подпишем: напишем фамилию, имя, класс и сегодняшнее число (дата). Теперь найдите свободную линию и напишите там название нашей анкеты “Воспитанность”.

11. Теперь я прошу вас посмотреть на анкету. Вы видите, что в ней перечислены 12 качеств воспитанного человека. Рядом с каждым качеством стоят цифры от 1 до 5. Это оценки, которые вы можете поставить себе за каждое качество. Прочитайте внимательно первое качество. Это щедрость (широта натуры). Как вы думаете, что значит быть щедрым? Про какого человека можно сказать, что у него широкая натура? Выслушиваются ответы некоторых детей, если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель.

Учитель: Щедрость – это открытость другим, готовность делиться с людьми как своими материальными ценностями, так и способностями, знаниями, душевными силами.

Щедрость – это готовность делиться не только тем, что необходимо другим, но и тем, что нужно тебе самому.

Проявления щедрости в нашей жизни:

- Одаривание. Человек, делающий подарок другому – щедр.

- Помощь нуждающимся. Помогая людям, в том числе занимаясь благотворительностью, человек проявляет щедрость.

- Умение. Хороший учитель или мастер своего дела делится с учениками не только знаниями, но и собственными душевными качествами.

- Семейные отношения. Хорошие родители щедро одаривают своих детей любовью.

Аристотель говорил: “Щедрый человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время”

Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вы проявляете его? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

12. Психолог: Следующее качество - учтивость (сдержанность). Давайте разберем, в чем оно проявляется? Кто хочет ответить? Выслушиваются ответы некоторых детей, если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Объяснение учителя. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за него, насколько часто вы бываете учтивыми и сдержанными? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

13. Теперь давайте поговорим о стыдливости. Кто может описать нам это качество? Хорошее оно или плохое? А может быть и таким, и таким? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вы стыдитесь чего-то? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

14 Следующее качество – лживость. Какой человек лживый, кого мы назовем лжецом? Слушаю ваши ответы. Вы молодцы! Теперь, когда все вспомнили значение этого слова, каждый из вас думает, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вы проявляете его? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

15. Далее – совестливость. Кто может мне ответить, что это за качество. Когда вы проявляете совестливость? Слушаем ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вас беспокоит совесть? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

16. Теперь мы поговорим о чувстве долга (совокупность требований и обязанностей). Как вы понимаете это качество? Оно важно в жизни? Необходимо всем или только некоторым людям? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

17. Следующее качество, о котором мы поговорим – это обаяние. Кто может нам ответить, что значит быть обаятельным? Важно ли это качество в нашей жизни или без него можно обойтись? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за обаяние? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

18. Далее – вежливость. Какой человек вежливый и где нужно быть вежливым и зачем? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вы бываете вежливы? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

19. Теперь поговорим о таком качестве, как порядочность. Расскажите нам, что значит быть порядочным? Важное ли это качество? Всегда ли его нужно проявлять? А своему обладателю оно помогает или мешает? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

20. Теперь поговорим о презрении к труду уборщицы. Хорошее это качество или нет. Нужно ли его проявлять или нет? Давайте представим, что уборщица – это не какая-то чужая тетя, а ваша родная бабушка? Представьте, как вы бы относились к уборщице в таком случае? А как нужно относиться к уборщицам в любом случае? А почему? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

21. Далее - любовь к музыке и танцам. Кто может рассказать, что это за качество, в чем выражается и важно ли оно для человека? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вы стыдитесь чего-то? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

22. Последнее качество - любовь к спорту. Расскажите, как вы понимаете это качество? Ответы детей. Если правильного ответа нет, его озвучивает психолог или классный руководитель. Теперь, когда все вспомнили значение этого качества, каждый должен подумать и решить, какую оценку он поставит себе за это качество, насколько часто вы стыдитесь чего-то? Выберите нужную цифру справа от качества и обведите кружком.

23. Теперь, когда вы выполнили все задания анкеты, я попрошу вас выбрать цветную бумагу любого доброго, веселого, позитивного цвета и обвести на ней свою ладошку. Теперь аккуратно вырежьте эту ладошку и напишите на ней фломастером свое любимое качество воспитанного человека.

24. Давайте соберем эти ладошки вместе, и у нас получится “Цветик-семицветик вежливости”. Он волшебный: как только кто-то из вас забудет о правилах вежливости или будет плохо себя вести, он может потрогать цветик-семицветик, и сразу, как по волшебству, он вспомнит все качества и будет вести себя вежливо и радовать окружающих.

25. Только есть одно условие: этот человек должен очень сильно хотеть быть воспитанным и вести себя хорошо.

Приложение 1. Бланк анкеты (6 экз.) для детей.

Приложение 2. Фото учащихся 3 класса, выполняющих упражнение “Цветик-семицветик вежливости”.